Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Лекция
Продуктивні сили — це сукупність засобів виробництва, працівників з їхніми фізичними і розумовими здібностями, науки, технологій, інформації, методів ...полностью>>
Экономическая теория->Лекция
Отже, в рамках ординалістської теорії було запропоновано вимірювати суб’єктивну корисність за допомогою відносної шкали, яка показувала уподобання спо...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причислен к крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в конце XIX...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Начатый в стране, где люди умирали с голоду, НЭП представлял собой радикальный поворот в политике, акт колоссальной смелости. Но переход на новые рель...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Э. Мейсона. Существенный вклад в развитие концепции функционирования доминирующих рыночных структур внесли О. Уильяме, М. Портер.  Дальнейшие исследователи проблематики рыночной власти опирались на предложенные Лернером предпосылки и разрабатывали отдельные аспекты обретения, поддержания и использования рыночной власти. Особый вклад в рассмотрение вопросов, касающихся барьеров входа выхода фирм на рынок, внес Дж. Бейн, который в середине XX века предложил свою классификацию барьеров, стоящих перед фирмами, выходящими на рынки. Рассмотрением барьеров входа выхода в разное время занимались М. Спенс, А. Диксит, М. Портер, Р. Кэвис, К. Гэлбрейт и Р. Солоу, Д. Орр, Дж. Саттон, Т. Нэгл, Р. Шмалензи. Вопросы сложности входа на рынок и выхода с него, а также взаимосвязи их уровня со степенью рыночной власти получили свое дальнейшее развитие в теории квазиконкурентных рынков, которая была разработана

У. Баумолем, Дж. Панзаром и Р. Уиллигом в 1982 году. У истоков детального изучения проблем дифференциации стоят работы X. Хоттелинга, Э. Чемберлена, С. Сэлопа,

К. Ланкастера, К. Арчибальда и Г. Розенблата, А. Диксита и Дж. Стиглица, У. Лейном,

Дж. Саттона. Кроме того, следует выделить работы А. Волинского, Шмалензи,

Ж. Я. Габжевича и Ж. Ф. Тисе, П. Милгрома и Д. Робертса. Обобщенный материал по вопросам дифференциации содержится в работе Л. Филипса и Дж. Тиссе «Пространственная конкуренция и теория дифференцированных рынков». Проблемы вертикальной интеграции и вертикальных ограничений нашли свое отражение в работах Р. Коуза, О. Уильямсона,

Т.Х. Силкока, Ф.В. Тауссига, Л. Телсера, А. Алчяна, Г. Демзеца, Б. Клейна, Р.Кроуфорда,

Р. Блэйера, Д. Казермана, Г. Марвела, М. МасБрайда. 
Из российских исследователей выделим Е.В. Бугрова, И.Л. Бубнова, К. Нельсена, А.А. Никифорова, Ю.И. Ригина, И.Е. Рудакову, В.П. Третьяка. 

Вопрос №44. Виды конкурентной борьбы. Потери от несовершенной конкуренции.

Центральным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, есть понятие конкуренции (competition).

Конкуренция - это важнейшее звено всей системы рыночного хозяйства. Стимулом, который побуждает человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Предметом конкурентного соперничества на рынках являются доли рынка, контролируемые теми или другими товаропроизводителями. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он способствует лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, в частности, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, рекламу.

Важным составным компонентом механизма рыночной экономики является конкуренция. Сам рынок, механизм его действия не может нормально существовать без развитых форм конкуренции. Как подходяще утверждал известный английский экономист Ф.Хайэк, "общества, которые полагаются на конкуренцию, более успешно других достигают своей цели". Конкуренция являет собой экономическую борьбу, соперничество между обособленными производителями продукции, работ услуг относительно удовлетворения своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем самым потребителям.

Конкуренция (от латинского "конкурро" – сталкиваюсь) означает соперничество между участниками рыночного хозяйства за самые выгодные условия производства, продажи и покупки товаров. Такой вид экономических отношений существует тогда, когда производители товаров выступают как самостоятельные, ни от кого не зависимые субъекты, их зависимость связана только с конъюнктурой рынка, желаниям выиграть у конкурентов позиции в производстве и реализации своей продукции.

Конкуренция - органический элемент рынка. Вне рынка практически невозможна здоровая экономическая конкуренция, а без использования и развития механизма конкуренции невозможны рыночное равновесие и полноценный рынок. Конкурентное ведение хозяйства является эффективным организатором производства, наиболее действенным механизмом воссоздания рыночного равновесия.

Экономическая конкуренция является одним из регуляторов пропорций общественного производства, которое стимулирует его эффективность, фактором образования средней нормы прибыли, формирования рыночной стоимости товара, дифференциации товаропроизводителей за доходами, реализации материального интереса товаропроизводителей.

Становление и утверждение здоровой экономической конкуренции в нашем обществе - вопрос не одного года. Среди условий, за которые возможно воссоздание рыночно конкурентной среды, следует отметить возвращение общественного производства к реалиям многоукладной экономики, разгосударствления ее и демонополизацию; осуществление земельной реформы; ликвидацию министерско-ведомственной структуры управления производством, какая несостоятельная обеспечить переход к новым формам ведения хозяйства; создание рыночной инфраструктуры; наличие стимулов к творческому, производительному труду; рост роли органов местного самоуправления в формировании рыночных отношений; законодательное обеспечение конкуренции как способу ведения рыночного хозяйства.

Конкуренция являет собой отношения между товаропроизводителями по поводу получения максимальных прибылей на основе умного риска и предприимчивости.

Конкуренция генерирует действенные стимулы для того, чтобы хозяйничающий субъект не успокаивался на достигнутом; открывает реальные возможности для свободного выбора хозяйственного маневра для всех участников экономических отношений; культивирует именно рыночный компонент практических навыков и знаний.

Глубинный корень экономической конкуренции как механизму рыночного равновесия имеет свое начало в материальных потребностях и интересах человека. Именно в рыночно конкурентной среде экономические интересы формируют и рыночную составляющую общественной необходимости.

Известно, что производственные отношения формируются благодаря и через экономические интересы. Эти последние являются побудительной силой для эффективного ведения хозяйства. Если хозяйственная система функционирует в конкурентно рыночной среде, то она является формой реализации производственных отношений. Если же на практике экономические отношения в основном производственно-хозяйственном звене обесценены, то это является самым убедительным свидетельством искусственно поддерживать жизнеспособности господствующей системы управления и ведения хозяйства. Именно поэтому основным видом наших потерь в общественном производстве являются нереализованные возможности.

Конкуренция как средство успешного функционирования рыночной экономики во всех своих конкретных проявлениях опирается на объективные процессы и закономерности, не вступает в противоречии с основными тенденциями прогресса производительных сил. Например, объективной необходимостью, которая на практике выступает как следствие экономической конкуренции товаропроизводителей, является постоянное ускорение процессов обновления производства и продукции. Следовательно, конкуренция диктует жесткую технологическую дисциплину, требует высокого качества изделий, современного дизайна, способности предусматривать перспективные потребности, а не лишь торговать тем, которое производится и пока еще находит спрос.

Конкуренция обеспечивает безответственность и предусматривает постоянное стремление быть впереди, достигать успехов. Рынок преимущественно путем самоорганизации и действенной обратной связи перманентное подталкивает развитие общественного производства через персонифицированных субъектов его, приближая планы к реальности, рыночные механизмы гарантируют также, что любой продукт будет изготовлен людьми, которые умеют делать его как можно лучше и с наименьшими расходами.

Основное задание конкуренции – завоевать рынок, в борьбе за потребителя победить своих конкурентов, обеспечить получение постоянной прибыли.

Конкуренция имеет отрицательные и позитивные черты. Длительное время в нашей стране делалось ударение в основном на негативных последствиях конкуренции: вытеснение мелких производителей большим капиталом, разорение одних и обогащение других, усиление социальной несправедливости, значительный рост имущественной дифференциации населения, заострения безработицы, инфляции и тому подобное. В условиях административно командной системы в практике ведения хозяйства конкуренция отсутствовала.

Конкуренция имеет и позитивные черты. Она является движущей силой рыночной экономики. В условиях конкуренции побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию при наименьших затратах производства на основе научно-технических достижений, передовой организации труда. Конкуренция приносит пользу обществу: стимулирует экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, принуждает постоянно обновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.

Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ряде функций, которые она выполняет:

во-первых, как убеждает мировой опыт, конкуренция охватывает все связки производства и потребления, является единственно возможным средством достижения сбалансированности между спросом и предложением и в конечном итоге - между общественными погребами и производством:

во-вторых, конкуренция выполняет функцию общения (кооперации) и согласования интересов производителей. В результате деления труда интерес каждого из них связанный и взаимодействующий с интересами других товаропроизводителей. Через рыночный механизм конкуренция подчиняет индивидуальные стремления субъектов ведения хозяйства общественным интересам;

в-третьих, конкуренция принуждает товаропроизводителей снижать индивидуальные производственные расходы, что требует от предпринимателей постоянного совершенствования технической базы производства, нахождения путей экономии сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, рабочего времени;

в-четвертых, конкуренция стимулирует повышение качества продукции и услуг. Эта функция приобретает особое значение в нынешних условиях развития науки и технологии, когда каждому производителю предоставляется возможность совершенствовать потребительские качества изделий, отвечая на растущие потребности и вкусы потребителей. Конкуренция побуждает производителей внедрять новые виды продукции, а также осуществлять разные модификации одного и того же продукта;

в-пятых, исторически важной функцией конкуренции является формирование рыночной цены. С ее помощью конкуренция обеспечивает сбалансированное соотношение между общественными потребностями и общественным производством.

Выполняя эти функции, конкуренция непосредственно влияет на эффективность производства, повышая его технический уровень, обеспечивая улучшение качества и расширение номенклатуры продукции.

Конкуренция лишена субъективных изъянов. Итоги ее оценивают сами потребители, отдавая преимущество тем или другим товарам. Следует отметить, что без конкуренции не может действовать закон стоимости. Она является процессом-причиной, который приводит к образованию стоимости. Эта причинно-следственная связь в прошлом не признавалась. А именно он определяет сущность закона стоимости.

Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного владельца, как в условиях административно командной системы, когда при создании многих видов продукции командовало только государство, господствует государственная монополия, которая, в сущности, отрицает конкуренцию.

Второе условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной деятельности производителей. Каждый из них избирает не только что производить, но и имеет право вносить любые изменения в продукцию, определять ее объем и тому подобное.

Третьим условием возникновения конкуренции является соответствие между тем, которое определяет спрос, и тем, которое определяет предложение. Если, допустим, спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработаны товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной конкуренции.

Четвертым условием возникновения конкуренции следует считать наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая, в сущности, является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Однако выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. по Экономической теории (11)

    Контрольная работа >> Биология
    ... Красноярский государственный торгово-экономический институт Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория» Вариант 20 ... момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку ...
  2. по Экономической теории (8)

    Контрольная работа >> Экономическая теория
    ... М. В. Ломоносова Факультет управления КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «Экономическая теория» Выполнил: студентка V курса факультета ... №383-ФЗ по состоянию на 29.09.2010 года. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное ...
  3. по Экономической теории (13)

    Контрольная работа >> Экономическая теория
    ... природу экономических колебаний, сущность экономического роста, инфляции и безработицы.Экономическая теория также как ... подходов. ВНП рассчитанный по доходам распределяется на ... амортизационные отчисления. ВНП рассчитанный по расходам, включает 4 части – ...
  4. по Экономической теории (1)

    Контрольная работа >> Экономическая теория
    ... ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Контрольная работа по курсу «Экономическая теория. Часть 1» вариант 10 Выполнила ... Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть 1. Учебный курс (учебно-методический комплекс) 50 лекций по микроэкономике ...
  5. по Экономической теории (6)

    Контрольная работа >> Экономическая теория
    ... ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономической теории КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине “Экономическая теория” Вариант № _19 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001662015914917