Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Дипломная работа
Практичне значення результатів, отриманих при педагогічному експерименті розробленої методики організації самостійна робота студентів при вивченні дис...полностью>>
Педагогика->Лекция
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о...полностью>>
Педагогика->Книга
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержан...полностью>>
Педагогика->Реферат
Поскольку тема моей контрольной работы «Неполная семья как объект социальной работы», то, прежде всего нам определить для себя, что такое семья, а зат...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Жизненный и профессиональный путь В.А.Сухомлинского

В обширной литературе, освещающей жизненный путь и творческое наследие В.А. Сухомлинского, нередко отмечается, что он глубоко знал педагогическую психологию, был осведомлен о многих современных ее достижениях, часто цитировал известных психологов, апеллировал к их авторитету. Однако о собственном вкладе выдающегося педагога в разработку психологических проблем говорится крайне мало.

Прежде всего, необходимо отнести В.А. Сухомлинского к тому направлению в отечественной педагогике, которое по аналогии с психологизмом в русской классической литературе (М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов) можно условно назвать психологическим.[4]

Основоположником психологического направления в отечественной педагогике следует считать, конечно же, К.Д. Ушинского, а его непосредственными последователями — П.Ф. Каптерева, А.Н. Острогорского, П.Ф. Лесгафта. И, наконец, в более позднее время — П.П. Блонского. Именно от последнего прослеживается линия преемственности к В.А. Сухомлинскому.[4]

У Сухомлинского мы находим необычайно яркие, самобытные характеристики психологических особенностей детей разных возрастных групп. Характеристики эти в большей мере дополняют традиционные представления, которые существовали в этой области.

Большое место в трудах В.А. Сухомлинского занимает психологическая характеристика младшего школьного возраста. Дело в том, что в конце 50-х-начале 60-х гг. в теории и методике начального образования стала все более утверждаться концепция о необходимости развивать у детей не только образное, но и абстрактное (теоретическое) мышление. Сама по себе эта концепция является, несомненно, прогрессивной, способствующей более полной реализации принципа развивающего обучения.[8, - Т. 3]

«Прежде всего, надо помнить, что наглядность — это всеобщий принцип умственного труда маленьких школьников. Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал.

В.А. Сухомлинский развивает свою мысль, обращаясь к вопросу об индивидуальном подходе к таким детям со стороны учителя: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик быстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок. Пусть всё идет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет».[8, - T. 3] 473;в обход» (8, т. 3; с. 46ванное образование.е "35353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535

Эта идея впоследствии, как известно, легла в основу создаваемых классов выравнивания, как одного из важнейших элементов дифференцированного обучения. И в тех школах, где к решению данного вопроса относятся с должной ответственностью, создание классов выравнивания дает исключительно благоприятные результаты (Ю.З. Гильбух, И.Я. Юрченко и другие ).

Так глубоко в сущность проблемы до В.А. Сухомлинского не заглядывал никто: ни социологи, ни педагоги. Предпочитали либо вообще эти вопросы обходить, либо, в лучшем случае, давать на них самые общие, обтекаемые ответы, ничем, естественно, не помогающие педагогической практике.

Много ярких страниц в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского посвящено характеристике психологических особенностей детей среднего школьного возраста. Почему, став подростком, тихий, послушный ранее ребенок часто превращается в агрессивного и некоммуникабельного? Этот вопрос постоянно заботил педагога. В поисках ответа, он обращал внимание на такие негативные черты нашей воспитательной системы, как насилие «мероприятивного» подхода, наличие во взаимоотношениях ученика с учителем элементов неравноправия, в поведении взрослых — разрыв между словом и делом, отсутствие положительных моделей среди окружающих и многое другое. На многочисленных примерах В.А. Сухомлинский убедительно показал, как важно для подростка иметь возможность выражать свое инакомыслие, спорить, отстаивать свои убеждения. [4]

Обосновывалось это мнение следующими соображениями:  «Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен знать о человеке. Пренебрежение к этому очень важному правилу нарушает гармонию между знаниями и нравственностью. Это явление я бы назвал моральным невежеством. Оно состоит в том, что человек, владея значительными знаниями об окружающем мире, не знает сути человеческого ни в историческом, ни в общественно-политическом, ни в духовно-психологическом, ни в эстетическом аспектах.[7]

1.2.  Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому,  понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках”.[11]

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспи­тания коллектива основывалась не на «организационных зависимос­тях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «ин­дивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении.

Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым.

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.” [11]

В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира;  музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.[3]

Труд как осно­ва воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогичес­кой мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно со­вершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможнос­ти для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональ­ной деятельности.

Главное же заключалось в том, что педагогичес­ки организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд — основа всестороннего гар­монического развития? В практической работе с детьми и подрост­ками. Это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллекту­альному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическо­му развитию, к становлению идейной, гражданской основы лично­сти».[3]



Похожие страницы:

  1. Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология
    ... определенной мере наследовал философ­скую позицию ... Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухо­млинский, Я. Корчак, В.В. Давыдов ... педагогическом таланте и творчестве» [83, с. 595]. Второе включает педагогический такт, педагогиче­скую самостоятельность и педагогическое ...
  2. Педагогическая поддержка саморазвития субъекта

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогической поддержки в реальном педагогическом процессе …………………… 38 3.1.Педагогическая поддержка в опыте работы В.А. Сухомлинского …. 38 3.2.Педагогическая ... педагогического творчества ... -104. 5. Корчак, Я. Педагогическое наследие: Перевод с польского / Сост ...
  3. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... исследования – научное и творческое наследие Сухомлинского В.А. Предмет исследования - гуманистическая направленность ... школе 2.1 Жизнь и педагогическое творчество Сухомлинского В.А. Василия Александровича Сухомлинского — крупнейший отечественный педагог ...
  4. Основные этапы развития педагогической мысли

    Реферат >> Педагогика
    ... всех отношениях. Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ... Каковы гуманистические педагогические идеи В.А. Сухомлинского? Василий Александрович Сухомлинский (1918 ... научи товарища". В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть ...
  5. Педагогическая генетика

    Книга >> Биология
    ... них ожидают творчества и что творчество ценят. ... Марфана и мономерно наследующейся тестикулярной феминизации ... эрой психотестирования. Задачи педагогической генетики, исследовательские, практические ... учеником, принцип Корчака и Сухомлинского – иметь дело только ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00164794921875