Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под д...полностью>>
Педагогика->Реферат
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва дости...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что личностью, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлич...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Образования Российской Федерации

Ярославский Государственный Педагогический университет

им. К.Д.Ушинского

Курсовая работа

на тему

«Значение игровых технологий в процессе обучения в школе»

Выполнил: студент 247гр.,Ф.М.Ф.,

Камбович Н.В.

Ярославль 2010г.

Содержание.

Часть 1. Теория игровых технологий.

Введение 3

Глава I. Основы технологии игровых форм обучения

    1. Общие положения понятия игры 5

    2. Теория и классификация игр 9

    3. Цели, задачи и функции игр 12

Глава II. История развития деловых игр.

2.1. Анализ понятия деловой игры 13

2.2 Классификация деловых игр 15

2.3. Сопоставительное рассмотрение деловых

игр и традиционных методов обучения 16

Глава III. Конструирование деловых игр.

3.1. Требования к построению игры и этапы

конструирования и способы описания игры 18

3.2. Основные аспекты управления игрой 21

3.3. Рассмотрение специфических трудностей

проведения деловых игр 23

Часть 2. Применение игровых технологий на

уроках технологии.

Деловая игра «Рациональный потребительский

бюджет или социально зрелая семья» 25

Заключение 32

Список используемой литературы 33

Приложение 34

Введение.

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.

Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Цель моей курсовой работы - ознакомиться с игровыми технологиями, раскрыть методику игровой деятельности, подробней хочу остановиться на «семействе» деловых игр, показать перспективность применения их как метода обучения в школах и показать на конкретном уроке их преимущества.

Задачи моей курсовой работы следующие:

  • Раскрыть понятия игры;

  • Классифицировать игры;

  • Показать необходимость игровых технологий;

  • Проанализировать понятие деловой игры;

  • Сравнить деловые игры с другими методами обучения;

  • Подробно объяснить конструирование деловых игр;

  • Доказать эффективность деловых игр в школах.

В своей курсовой работе попытаюсь доказать эффективность игры, как метода обучения детей в школах.

Объектом исследования является: познавательная деятельность учащихся при изучении нового материла на уроках.

Предмет исследования - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.

При прохождении педагогической практики мне необходимо было провести урок нетрадиционной формы, мной было решено провести урок в виде игры. Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как самостоятельность, внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Считаю, что игра помогает сделать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

Тема моего занятия будет «Формирование семейных доходов»,

на уроке будет проведена деловая игра: «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья». Я выбрал деловую игру, потому что, на мой взгляд, обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений.

Часть 1.

Глава I. Основы технологии игровых форм обучения

1.1 Общие положения понятия игры

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный (лекция), работа с источниками, наглядный (демонстрация образца), практический (эксперимент). В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счёт активизации слушателей и интенсификации самого процесса. [29, стр.51]

Одно из перспективных направлений, находящееся сейчас на
волне популярности, это «проблемное обучение». Здесь активность
обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного
материала. Таким образом, весь современный комплекс методов обучения

можно условно разделить на шесть групп:

  • Лекция

  • Практические занятия

  • Самостоятельная работа

  • Активные методы обучения (АМО)

  • Методы практического освоения

  • Методы контроля. [10,стр.18]


Самой эффективной для выработки практических знаний и умений,
является группа АМО. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно- преобразовательная деятельность обучающихся. По полученным данным слушатели усваивают материал:

  • На 20% при чтении лекции;

  • На 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;

  • На 50% при использовании аудиовизуальных средств;

  • На 70% при проведении дискуссий;

  • На 90% при разборе конкретных ситуаций.

Особое место занимают такие формы занятий, которые

обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» [3,стр.41] дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. [1,стр.44]

Для учебных игр характерны:

  • Многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;

  • Необходимость принимать решения в условиях неопределённости и в обстановке условной практики;

  • Сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;

  • Наглядность последствий принимаемых решений;

  • Интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности.

  • Широкие возможности индивидуализации обучения.

Учебные игры развивают и закрепляют у учащихся навыки

самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

  • сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;

  • принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений;

  • анализа определённого типа задач;

  • установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;

  • работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приёмов группового мышления;

  • абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений. [31, стр.148]

Можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений

А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.

Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. [19,стр.296]

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Возможности использования игровых технологий в начальной школе

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно ... . А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и ... игровых технологий в учебном процессе проходили в школе №13. Для выяснения целей и задач игры как метода обучения ...
  2. Место игровой деятельности в процессе изучения естествознания в начальной школе

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения вообще ... природоведения. Недостаточно раскрывается технология проведения и подготовка класса ... обучения в школе. Большое значение в учебно-воспитательном процессе ...
  3. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... роль, значение и место в процессе обучения В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют ... , подчиняясь конечному результату Ролево-игровой Предполагает распределение участниками определенных ролей ...
  4. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Дипломная работа >> Психология
    ... спорт. В процессе исторического развития происходит уменьшение значения развёрнутых форм игровой деятельности в жизни ... игру можно считать школой произвольного поведения. ... подборе адекватных игровых технологий направленных на обучение дошкольников сюжетно ...
  5. Игровая форма обучения химии

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... школе 5 1.1 Игровая деятельность в процессе обучения…………………………… 5 1.2 Виды игр в педагогической системе………………………………….... 9 Глава 2. Игровые системы в курсе химии ………………………………… 14 2.1 Игровые технологии ... элемента, имеющее наибольшее значение у фтора. ( ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0029749870300293