Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
В истории человечества существовало множество культур— самобытных, не похожих одна на другую На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры К...полностью>>
Культура и искусство->Контрольная работа
Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования Впервые слово «культура» появилось в лати...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универс...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территор...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).

Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.

Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) [19 c. 85].

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.

В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:

1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87].

2. Народный театр звука “Русская рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г. звания “народный”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.

3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.).

4. Народный коллектив «Хор русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые краски звучанию хора.

5. Ансамбль “Старинушка” исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.

6. Шоу-группа «Премьер» – молодежный коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147]

Таким образом, технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры

В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112].

  1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».

  2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».

  3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».

  4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.

Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:

В предложенной классификации подразделяют функ­циональные технологии на следующие группы:

  • технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;

  • технологии самодеятельного творчества;

- креативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит:

- методику организации досуга детей и подростков;

  • методику молодежного досуга;

  • методику семейного досуга;

- методику организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]

Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.

Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.

Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.

Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.

Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.

Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.

В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.

Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:

Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.

Специализированные, или групповые технологии, ориентиро­ванные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России

    Курсовая работа >> Социология
    ... культурных ценностей в современной среде; культуротворческиетехнологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей ...
  2. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей ...
  3. Менеджмент в социально-культурной сфере

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... и других форм на основе со­временных технологий культурной деятельности; принятие спе­циального ... культуротворческую деятельность; - полифоничность социально-демографического и возрас­тного состава населения предопределяет дифференциацию тех­нологии ...
  4. Социально-культурные технологии формирования культуры семьи

    Курсовая работа >> Социология
    ... на сегодняшний день технологиями повышения культуры семьи являются культуротворческие и социальные технологии, имеющие разнообразные ... -во МГУК, 2001. – 136 с. 37. Современная технология СКД : учеб. Программа по специальности ...
  5. Педагогика. Учебник

    Конспект >> Педагогика
    ... . Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные ... , способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Формы работы классного руководителя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001413106918335