Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Задача
Современный уровень развития производства предполагает в качестве общего правила объединенный совместный труд, а разделение его, выполнение отдельных ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Дискуссия относительно применения смертной казни имеет столь же давнюю историю, что и этот многовековой институт. Впервые возражения против целесообра...полностью>>
Государство и право->Реферат
Актуальность темы. Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. В процессе реформирован...полностью>>
Государство и право->Реферат
В современной учебной и научной литературе, посвященной вопросам теории государства и права, содержатся различные определения понятия государства [54;...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

§2. Наследование государственных наград, почетных и

памятных знаков

В настоящее время правовое регулирование государственных наград современной России привлекает всё большое внимание отечественных ученых – О.М. Киселевой82, В.М. Дуэль83, Е.В. Трофимова84, Д.В. Белоцерковича85 и др. Обращение к обозначенной теме обусловлено новым этапом развития законодательства в сфере наследования, который связан с принятием части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, где впервые государственные награды, почётные и памятные знаки были определены в качестве объектов наследственного права (ст. 118586 ГК РФ).

Во времена распада СССР и образования Содружества Независимых Государств, становление и дальнейшее развитие Российской Федерации как суверенного государства потребовало создания новой наградной системы.

Для решения этой задачи 24 июня 1991 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О мероприятиях по учреждению государственных наград РСФСР – орденов Российской Федерации»87, в котором прямо указывалось, что с «развитием Российской государственности возникла необходимость учредить новые государственные награды РСФСР – ордена Российской Федерации за выдающиеся заслуги перед Отечеством». Это постановление явилось первым нормативным правовым актом правового регулирования государственных наград современной России. Так как в настоящее время в Российской Федерации награждение государственными наградами осуществляется законами Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Такая ситуация обусловлена тем, что на сегодняшний день в системе государственных наград России имеются 15 орденов, 22 медали, 2 знака отличия и 68 почётных званий Российской Федерации.

Впервые государственные награды, почётные и памятные знаки как объекты гражданских прав были закреплены в ст. 1185 части третьей ГК РФ «Наследование государственных наград, почётных и памятных знаков», что позволяет рассматривать их в качестве объектов имущественного оборота и распространить на них нормы гражданского законодательства.

Как отмечалось выше, институт наследования государственных наград, почётных и памятных знаков введён в действующее гражданское законодательство относительно недавно. Этим сказывается и отсутствие специальной литературы по теме исследования, а также судебной и нотариальной практики.

В юридической литературе бытует мнение, что основным нормативным актом о государственных наградах является «Положение о государственных наградах Российской Федерации»88, утверждённое Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 года.

С этим утверждением можно согласиться с определённой долей условности по следующим основаниям.

Во-первых, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что лишь шесть из всех существующих в настоящее время российских наград согласно Конституции РФ на законных основаниях могут именоваться государственными: звание Героя Российской Федерации89, медаль «Защитнику Свободной России»90, медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»91 и три почётных звания – «Лётчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»92. Только они учреждены законами РФ в отличие от других, которые предусмотрены указами Президента РФ в нарушение Конституции РФ (ст. 89 Конституции РФ).

В свете изложенного следует согласиться с мнением Б.С. Эбзеева о том, что «…учреждение государственных наград, как и почётных званий, являющихся разновидностью государственных наград, – полномочие федерального законодателя, а не Президента». И далее, как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев: «…Если в 1994 г. “указное” регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли можно считать отвечающим требованиям Конституции»93.

Во-вторых, мы полностью разделяем мнение Е.А. Суханова94 о том, что любые, содержащиеся в нормах ГК РФ, отсылки к «закону» (или «законодательству») означают отсылки только к федеральному закону. Данное правило выбрано законодателем не случайно. С его помощью не только подчёркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права.

И далее мы поддерживаем мнение М.В. Телюкиной, что: «…очень важно установление перечня наград, на которые распространяется законодательство РФ о государственных наградах, а также определение порядка их передачи конкретным субъектам. Из действующего Положения на поставленные (и другие) вопросы ответов не следует. Безусловно, ст. 1185 ГК РФ и законодательство, принятое к моменту введения её в действие, должны быть усовершенствованы и приведены в соответствие друг с другом»95.

Как и всякую вещь, государственные награды можно классифицировать и по следующим признакам.

По оборотоспособности (ст. 129 ГК РФ) государственные награды могут быть вещами либо изъятыми из гражданского оборота, либо ограниченными в гражданском обороте. Это следует из классификации государственных наград, закреплённой в ст. 1185 ГК РФ. В пункте 1 ст. 1185 ГК РФ государственные награды определены как изъятые из гражданского оборота вещи, хотя и они могут передаваться другим лицам, но не по гражданско-правовым основаниям, а в ином порядке (см. п. 12, 19 Положения). В пункте 2 ст. 1185 ГК РФ государственные награды выступают как ограниченные в гражданском обороте вещи. Их ограниченность в обороте заключается в том, что, во-первых, право собственности на них переходит только в порядке, прямо установленном законодательством; во-вторых, они как объекты гражданских правоотношений могут переходить в собственность только среди ограниченного круга лиц (наследников) и не могут быть предметом договора купли-продажи.

По естественным свойствам (ст. 130 ГК РФ) государственные награды являются движимыми вещами, так как движимыми вещами признаются любые вещи, не отнесённые законом к недвижимости (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

По способам юридической индивидуализации государственные награды являются индивидуально-определёнными вещами, так как имеют конкретные, только им присущие характеристики и отличительные по содержанию признаки (например, Указом Президента РФ от 11 апреля 1992 года знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» № 1 вручена лётчику-космонавту С.К. Крикалеву).

Государственные награды по возможности раздела без изменения первоначального назначения (ст. 133 ГК РФ) являются неделимыми вещами, так как невозможно разделить государственную награду на части. Например, если отделить звезду от колодочки знака особого отличия – медали «Золотая Звезда», то по отдельности и звезда, и колодочка не будут соответствовать описанию знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» и потеряют своё первоначальное назначение.

По степени сохранения потребительских качеств в процессе использования государственные награды являются не потребляемыми вещами, так как при использовании изнашиваются (амортизируются) постепенно, частично, в течение определённого длительного времени (от времени металл медали тускнеет, ткань на колодке медали выцветает и т.п.).

Рассматривая классификацию государственных наград согласно ст. 134 ГК РФ, видим, что одни государственные награды могут иметь признаки простых вещей (например, орден Мужества), а другие, наоборот, – сложных вещей. Наглядным примером сложной вещи является орден Святого апостола Андрея Первозванного96, который имеет знак, звезду, орденскую цепь и орденскую ленту. То есть представляет собой совокупность разнородных предметов, связанных общим назначением. При этом ни один из этих предметов, входящих в состав ордена Святого апостола Андрея Первозванного, не играет роль главной вещи по отношению к остальным.

Исходя из положений ст. 135 ГК РФ (по юридическому значению), государственные награды можно классифицировать как главные вещи и принадлежности (например, государственная награда, медаль «За отвагу» –главная вещь, а футляр (коробочка) от этой медали – принадлежность).

Государственные награды неразрывно связаны с таким объектом гражданских правоотношений, как нематериальные блага (ст. 150 ГК РФ), содержание которых проявляется с пребыванием гражданина в социальной среде и принадлежат ему в силу закона. К числу таких нематериальных благ относятся честь, достоинство и деловая репутация. Они явно проявляются в момент награждения гражданина государственной наградой, высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством, когда у награждённого в ответ происходят повышение личной самооценки и осознание своих качеств, способностей и стремлений в связи с награждением. Из этого следует, что нематериальные блага, возникающие по поводу рассматриваемого вопроса, имеют исключительно моральный аспект, не поддающийся какой-либо материализации по количеству или качеству.

Таким образом, по нашему мнению, приведённое выше определение наиболее полно отображает суть государственной награды и содержит все характерные элементы, присущие ей как материальному объекту – вещи, элементу гражданских правоотношений.

Одной из проблем правового регулирования наследования государственных наград является то, что ГК РФ, хотя и содержит гл. 65, посвящённую наследованию отдельных видов имущества, в том числе и государственных наград, почётных и памятных знаков, которая определяет их оборотоспособность, содержание и границы права собственности, а также устанавливает, что наследники государственных наград, почётных и памятных знаков свободно осуществляют права владения, пользования и распоряжения ими, если это не противоречит законодательству о государственных наградах РФ и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Но из текста данной главы не ясно, в какой момент возникает основание права собственности на государственные награды у наследника умершего лица, награждённого государственными наградами, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах Российской Федерации? Согласно п. 12 Положения: «Государственные награды и документы к ним лиц, награждённых посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются наследники). В случае смерти награждённых государственные награды и документы к ним остаются у наследников97. Но поскольку законом обязанность по хранению не возлагается на их наследников, как представляется, государственные награды, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах РФ, после смерти наследников награждённого лица – хранителей его наград теряют свой особый мемориальный статус и могут наследоваться на общих основаниях. А значит, такие наследники приобретают право собственности на государственные награды, на которые распространяется действие законодательства о государственных наградах РФ.

И последнее, на чём хотелось бы особо остановиться, это вопросы оценки стоимости государственных наград, почётных и памятных знаков при их наследовании, в частности, какими законодательными нормами следует руководствоваться судам при определении рыночной стоимости государственных наград при разрешении наследственных споров? По мнению А.Ф. Ефимова, «когда наследников несколько, то между ними не исключены споры о праве каждого на получение части или всех наград умершего лица. При их разрешении важно, чтобы суды руководствовались не нормами наследственного права, а законодательством о государственных наградах. Нормативно этот вопрос в достаточной степени не урегулирован; сформулировано лишь общее положение о том, что награды и документы к ним остаются у наследников либо передаются им как акт памяти умершего. Видимо, приоритеты в достижении этой цели и должны быть положены в основу решения суда при разбирательстве такого рода споров. Соответственно не может быть присуждена денежная либо иная компенсация другим наследникам с лица, которому награды переданы по решению суда, несмотря на то, что те или иные из них могут иметь значительную ценность, а в дальнейшем и переходить по наследству без каких-либо изъятий»98. Но данное мнение идёт в разрез со ст. 1115 ГК РФ, где говорится, что при отсутствии недвижимого имущества местом открытия наследства является место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

Также немаловажным в правовом регулировании наследования государственных наград является вопрос о том, как определяется стоимость государственных наград, почётных и памятных знаков при выдаче свидетельства о праве на наследство для установления размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Обобщая изложенное, приходим к выводу, что правовое регулирование наследования государственных наград, почётных и памятных знаков на современном этапе имеет ряд существенных пробелов и требует дальнейшего совершенствования законодательства в этой области.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Реорганизация юридических лиц (8)

    Закон >> Государство и право
    ... юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица ... учете" при любых формах реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация ...
  2. Реорганизация юридических лиц (7)

    Дипломная работа >> Государство и право
    ... преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое ...
  3. Реорганизация юридических лиц (9)

    Реферат >> Государство и право
    ... возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается 6 завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо ...
  4. Понятие юридического лица и классификация юридических лиц

    Реферат >> Финансы
    ... – изменение организационно-правовой формы юридического лица. Типичным примером преобразования как формы реорганизации юридического лица является приватизация унитарных ...
  5. Прекращение юридического лица путем реорганизации

    Реферат >> Государство и право
    ... 1.1. Понятие реорганизации юридических лиц..............................................................4 1.2. Формы реорганизации юридического лица.............................................................4 1.3. Правила реорганизации юридического лица ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001507043838501