Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
В обеспечении населения страны полноценной пищей важная роль принадлежит общественному питанию. Хорошо налаженное общественное питание способствует ра...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Есть в мировом спорте то, что радует всех без исключения. Немыслимые голы, фантастические рекорды скорости, восхитительная пластика, сводящая с ума мо...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
«Олений парк» (фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работни­ков различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохране­ния деятельность, более связанную с социальным обеспечени­ем. В последующие годы все большее число лечебных учреж­дений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реа­билитации организационно сложилась в структуру реабилита­ционных центров, специализированных по профилю заболева­ний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организова­ны, это могут быть стационарные, санаторные или поликли­нические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображения­ми. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать пробле­му восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще мож­но восстановить здоровье больного до максимально возможно­го уровня его физической, психологической и социально-эко­номической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позво­лить себе увеличивать число инвалидов и социально зависи­мых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохране-

ния. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркива­ется, что целью лечения больного является не только сохране­ние его жизни, но и способности к независимому существова­нию. Отсюда следует целенаправленный характер всей систе­мы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилита­ция заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные иссле­дования воздействия средств реабилитации отчетливо показа­ли, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

1.1.1. Задачи медицинской реабилитации

Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

  • восстановление бытовых возможностей больного, т. е.
    способности к передвижению, самообслуживанию и вы­
    полнению несложной домашней работы;

  • восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­
    валидом профессиональных навыков путем использова­
    ния и развития функциональных возможностей двига­
    тельного аппарата;

  • предупреждение развития патологических процессов,
    приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­
    собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­
    тики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление ут­раченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — за­медление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом об­ладают: физические упражнения, природные факторы (как ес­тественные, так и преформированные), различные виды мас-

8

сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспо­собления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации при­надлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Понятие о физической реабилитации

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система меро­приятий по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптацион­ных резервов организма человека средствами и методами фи­зической культуры, элементов спорта и спортивной подготов­ки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмит­риев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, ис­пользующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как ле­чебно-педагогический и воспитательный процесс или, правиль­нее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому об­разованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие — местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференциро-

вать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совер­шенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой — развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность орга­низма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершен­ствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педаго­гические принципы:

  1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реа­
    билитационной программы необходимо учитывать возраст,
    пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­
    тер и степень патологического процесса и функциональные
    возможности больного.

  2. Сознательность. Только сознательное и активное участие
    самого больного в процессе реабилитации создает необхо­
    димый психоэмоциональный фон и психологический на-

строй реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

  1. Принцип постепенности особенно важен при повышении
    физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­
    тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­
    ний, сложности упражнений как внутри одного занятия,
    так и на протяжении всего процесса реабилитации.

  2. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре­
    нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­
    щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система­
    тически применяя различные средства реабилитации, мы
    можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
    больного воздействие, позволяющее повышать функцио­
    нальное состояние организма больного.

  3. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­
    ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­
    ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­
    ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­
    фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­
    можности повышаются на новом, более совершенном уров­
    не.

  4. Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­
    довательное чередование исходных положений и упражне­
    ний для различных мышечных групп.

  5. Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­
    ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол­
    жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления
    достигнутых успехов лечения.

  6. Умеренность воздействия средствами физической реабили­
    тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­
    ренными, возможно более продолжительными, либо на­
    грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­
    ватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее

10



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Физическая реабилитация при ожирении

    Реферат >> Медицина, здоровье
    ... по лечебной физкультуре и физической реабилитации таких авторов, как В.И. Дубровский, В.А.Епифанов, С.Н. Попов, А.С. Темных и ... заболевания. В целом при физической реабилитации целесообразно использование физической нагрузки средней интенсивности, ...
  2. Реабилитация детей среднего школьного возраста при нарушении осанки с помощью ЛФК на санаторно курортном

    Курсовая работа >> Медицина, здоровье
    ... ВЕРНАДСКОГО Факультет физической культуры и спорта Кафедра физической реабилитации Бардина Светлана Викторовна Реабилитация детей ... по специальности 7.010202 "физическая реабилитация" Научный руководитель: Доцент кафедры физической реабилитации, канд. биол. ...
  3. Лечебная физическая культура (3)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... заболеваний; 3) степенью физической тренированности; 4) возрастом и полом; 5) этапом физической реабилитации (стационар, поликлиника); ... с. 7. Попов С. Н., Иванова Н. Л.»К 75-летию КАФЕДРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, МАССАЖА И РЕАБИЛИТАЦИИ РГУФК/ ...
  4. Лечебная физическая культура при травмах локтевого сустава

    Реферат >> Культура и искусство
    ... -вывихов костей предплечья Попов С. Н., Иванова Н. Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации № 3, 2003 Физическая реабилитация. Учебник для ...
  5. Роль занятий физической культурой в профилактике острых респираторных заболеваний

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... достаточно часто); проблема же физической реабилитации на сегодня чрезвычайно остро ... воздухом. Но чтобы он попал в самые окраинные легочной клетки ... Учеб. Заведений/ Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред.Н.Ж. Булгаковой. – М.; Издательский ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019388198852539