Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
На протяжении более ста лет ученые изучали различия между мужчинами и женщинами, и нет никакого сомнения в том, что все остальное человечество в течен...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценност...полностью>>
Психология->Доклад
Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая...полностью>>
Психология->Реферат
С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Под способностями понимаются такие индивидуальные осо­бенности, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо ви­дов деятельности. Поэтому способности рассматриваются в качестве основных свойств личности. Однако никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомо­гательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетани­ем качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятель­ность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодно­сти человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способно­сти, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недоста­ток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля дея­тельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широ­кой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного вы­полнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостаю­щая способность может быть в очень широких пределах компенсирована други­ми, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает воз­можность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следу­ет, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навы­ков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда "что" и "как" приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факто­ров, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоно­сов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астро­номии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные каче­ства гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.

С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило раз­вития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уров­ня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей бо­лее высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых воз­можностей, который открывает реализация наличных возможностей»1.

2.2 Психология ведения деловых переговоров

Несомненно, что переговоры – неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чём состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.2

Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать процедурные вопросы, основные контуры которых были определены в ходе подготовки к перего­ворам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сто­рон, относятся:

  • повестка дня;

  • временные рамки как отдельных встреч, так и, предположи­тельно, всего переговорного процесса;

  • очередность выступлений оппонентов;

  • порядок принятия решений.

Процесс ведения переговоров связан с прямым взаимодействием оппонентов и неоднороден по своим задачам. Соответственно можно выделить следующие этапы ведения переговоров:

  1. уточнение интересов и позиций сторон;

  2. обсуждение, предполагающее выработку возможных вари­антов решения проблемы;

  3. достижение соглашения.

На первом этапе веде­ния переговоров взаимодействие между оппонентами состоит, прежде всего, в обмене информацией относительно наиболее важ­ных спорных вопросов, интересов сторон, точек зрения и пози­ций друг друга по имеющейся проблеме.

Важность данного этапа состоит и в том, что он имеет суще­ственное значение для формирования атмосферы, в которой будут проходить переговоры. Если стороны не сумели наладить нор­мальные рабочие отношения, то у них вряд ли есть шанс достиг­нуть каких-либо договоренностей.

Шесть элементов, способствующих формированию благоприятного климата в процессе веления переговоров (Р. Фишер,С.Браун)1

  1. Рациональность. Необходимо сохранять спокойствие, даже если другая сторона проявляет эмоции. Любая несдержанность разрушительно действует на взаимоотношения сторон.

  2. Понимание. Постарайтесь понять оппонента. Пренебрежение к его точке зрения ограничива­ет возможность достижения соглашения.

  3. Общение. Прямые контакты всегда могут быть использованы для улучшения отношений между оппонентами.

  4. Достоверность. Избегайте использования ложной информации.

  5. Отсутствие поучительного тона. Пренебрежительные интонации, менторский тон, безапелля­ционность высказываний трактуются как демонстрация превосходства, проявление неуваже­ния и вызывают раздражение.

  6. Открытость для восприятиядругой точки зрения. Постарайтесь вникнуть в суть представле­ний оппонента. Ведь понять точку зрения другого - еще не значит согласиться с ней. Нетерпи­мость по отношению к взглядам оппонента - верный путь к разрыву отношений.

Второй этап ведения переговоров наиболее ответственный и, как правило, наиболее трудный. На этом этапе участники переговоров должны выработать основные параметры совместного решения проблемы. Внося предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, и обсуждая их, оппоненты могут усилить или ослабить собственные позиции, во многом предопределяя этим исход переговоров. Не в последнюю очередь это зависит от их умения слушать, умения убеждать, умения задавать вопросы, умения мыслить творчески.

Умение слушать лежит в основе любых переговоров.

Умение убеждать необходимо для того, чтобы добиться со­гласия оппонента с высказываемой точкой зрения.

Для обоснования своей точки зрения или опровержения точки зрения оппонента можно использовать различные методы аргу­ментации.

Методы аргументации:1

1) фундаментальный - изложение фактов и конкретных сведений;

  1. метод противоречия - основан на выявлении противоречий в рассуждениях оппонента;

  2. метод извлечения выводов - основан на точной аргументации, которая посредством частных выводов приводит к желаемому итогу;

  3. метод сравнения - придает рассуждению яркость, делает более зримым.

  4. метод «да... но» - используется в том случае, если оппонент акцентирует внимание либо только на преимуществах, либо только на слабых сторонах обсуждаемого варианта решения проблемы. Метод позволяет сначала согласиться с говорящим, а затем возразить, что дает хо­роший психологический эффект;

  5. метод подхвата реплики - предполагает умение применить реплику оппонента в целях усиле­ния собственной аргументации.

Убедить оппонента в ходе дискуссии столь же важно, сколь и непросто. И необоснованный оптимизм здесь не уместен. Иначе переговоры рискуют превратиться в столкновение бильярдных шаров, которые разлетаются в разные стороны, не меняя ни фор­мы, ни цвета.

Умение задавать вопросы — важная составляющая эффек­тивного обсуждения предложений сторон. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительную информацию, активизировать процесс об­суждения, направить дискуссию в нужное русло.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности

    Реферат >> Государство и право
    ... основам предпринимательской деятельности Обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности ... руководителей высшего уровня. Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности ...
  2. Предпринимательская деятельность (9)

    Реферат >> Маркетинг
    ... выделения и создания новых предпринимательских единиц С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность - это средство реализации ... его товара и услуг, репутации руководителей. Основу имиджа предприятия составляют существующий стиль ...
  3. Мотивация предпринимательской деятельности (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... основы предпринимательства. Она также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям ... эволюции социальных коммуникаций. Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей ...
  4. Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... -совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних ... и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и ... определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: ...
  5. Основы проектирования асфальтной дороги. Теоретические и практические постулаты

    Шпаргалка >> Строительство
    ... так же социально-психологической ситуации в коллективе. ... установленном законом порядке. Правовую основу предпринимательской деятельности в России составляют: ... руководителя предприятия). 10. Методологическая основа бухгалтерского учета Методологическую основу ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001964807510376