Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Контрольная работа
  Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствов...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Кражей признается тайное хищение чужого имущества (ст. 158 Уголовного кодекса РФ). Исходя из данного определения существенным для криминалистической х...полностью>>
Государство и право->Реферат
Основная задача планирования персонала – это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е...полностью>>
Государство и право->Реферат
Специализация. Данная форма организации производства предполагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однот...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конституцией России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации "признается и гарантируется местное самоуправление". Эта статья дает основания для вывода о том, что наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации.

Гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством в лице его федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Они имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: общие гарантии местного самоуправления и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными из них являются следующие:

1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

В части 3 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

2. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.7).

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

3. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов.

4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются в следующем:

1) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (п. 1 ст. 132 Конституции РФ). Статья 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом. В части 1 этой статьи установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49).

2) Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

3) Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

4) Наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч.1 ст.132 Конституции РФ).

Конкретизируя это конституционное положение, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 52).

Важной финансово-экономической гарантией местного самоуправления является выравнивание бюджетной обеспеченности различных муниципальных образований. Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

5. Судебная защита местного самоуправления.

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. "Органы местного самоуправления - как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, - должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления". Конституция РФ в ст.133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления.

Органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд РФ. Наделение органов местного самоуправления правом обращения в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции потребует внесения изменений в Основной закон РФ. Однако ст.125 Конституции предусмотрена также возможность обращения в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом РФ, в том числе, для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Задача: Пункт 6 статьи 13 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» гласит, что кандидат на должность Президента Республики Башкортостан должен понимать башкирский язык и применять его в своей работе. Какую статью Конституции РФ нарушает данный закон? Какие права граждан он ограничивает?

Пункт 6 статьи 13 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» противоречит ряду статей:

части 2 статьи 6, закрепляющей, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории равными правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации;

части 1 и 2 статьи 17, которая признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также закрепляет неотчуждаемый характер основных прав и свобод;

части 1 и 2 статьи 19, которая устанавливает принцип равенства перед законом, закрепляет гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе от языка. В данной статье Конституции Российской Федерации содержится прямой запрет любых форм ограничения прав граждан по ряду признаков, в том числе по языковой принадлежности.

части 2 статьи 32, устанавливающей право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти. Введение языкового ценза для кандидатов в Президенты Республики Башкортостан лишает большинство избирателей республики пассивного избирательного права, то есть права быть избранным на эту должность. Этот ценз ограничивает и активное избирательное право, так как граждане в значительной степени лишаются права избирать на эту должность того кандидата, кого они считают достойным.

Данный закон ограничивает политические права и свободы граждан, поскольку часть 2 статьи 19 Конституции РФ гласит «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Из предусмотренного частью 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации права республик устанавливать государственные языки не вытекает ни обязанность республики устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации, М., ЭКМОС, 1999.

2. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 г., конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ, Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Консультант Плюс

4. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В., Муниципальное право, Консультант Плюс

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России, Консультант Плюс

6. Лазарев В.В., Липень С.В., Теория государства и права, М., Спарк, 2001.

7. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Конституционное право России, М., «Эксмо», 2006.

8. Голубок С.А., Конституционное право России, М., РИОР, 2005.

9. Румынина В.В., Основы права, М., РИОР, 2004.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации (3)

    Статья >> Государство и право
    ... как общенационального представительного органа; В) характеристика Федерального Собрания: законодательный орган Российской Федерации. Кратко рассмотрим эти три ...
  2. Структура и условия формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации

    Курсовая работа >> Финансы
    ... основных характеристик федерального бюджета основывается на приоритетах, изложенных в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ...
  3. Характеристика федеративного устройства Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право
    Характеристика Федеративного устройства Российской Федерации Понятие и принципы федеративного устройства России Федерация — одна из ... РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ...
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации

    Статья >> Государство и право
    ... финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны ... Правительством Российской Федерации; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий ...
  5. Российская Федерация (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... применяется лишь для характеристики отношений «субъекты федерациифедеральный центр», но при ... официальном уровне. В Послании Президента Российской Федерации Федераль­ному Собранию Российской Федерации 1995 года "О действеннос­ти государственной власти ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001945972442627