Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Курсовая работа
нкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках В процессе освоени...полностью>>
Социология->Реферат
Гендерная идентичность представляет собой специфический тип социальной идентичности индивида и группы Она не является врожденной, хотя основывается на...полностью>>
Социология->Реферат
Для современного транзитивного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в молодежной среде Социологическая наука уделя...полностью>>
Социология->Дипломная работа
Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным Стабилиза...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Некоторые комментарии респондентов:

«Да, готов(а) осваивать новую специальность с нуля» – 35%

«Только при условии достойной оплаты и интересной работы. Лучше, конечно, частичная переквалификация по смежной специальности. Но учиться никогда не поздно».

«Всегда готова к новому, потому что это интересно и никогда лишним не будет. Человеческий мозг готов принимать информацию огромными объёмами!»

«Хочу стать психологом!»

«Мне надоели продажи – перехожу в творческую сферу!»

«Главное, чтобы работа нравилась и была интересной! Зарплата важна, но это вторично».

«Сейчас практически нет вакансий в той сфере, в которой я работала. Поэтому выхода у меня просто нет – придётся менять сферу деятельности».

«Кризис – самое время для изменения вектора».

«Да, готов(а) к обучению смежным с моей основной профессией специальностям» – 29%

«В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда я считаю целесообразным пройти обучение по смежным с моей основной профессией специальностям, а может, даже готов к освоению новой специальности с нуля».

«Необходим постоянный рост, нельзя стоять на одном месте».

«В моей сфере деятельности я считаю себя достаточно квалифицированным работником. Но учиться никогда не поздно».

«Учиться никогда не поздно! Даже если за плечами более 20 лет трудового стажа! Было бы желание».

«Да, готов(а) к повышению квалификации, но сферу деятельности менять не намерен(а)» – 23%

«Я пытаюсь накопить деньги на повышение квалификации. В условиях кризиса это, к сожалению, трудноосуществимо, но я делаю всё для этого возможное».

«В данный момент я этим и занимаюсь».

«Совершенству нет предела».

«Необходимо наращивать потенциал и повышать квалификацию – этим и ценны специалисты в своих сферах деятельности».

«Уже этим занимаюсь с сентября! Кризис – самое плодотворное время для обучения и познания чего-то нового».

«Мне не хочется терять навыки в тех направлениях, где уже есть опыт».

«Нет, я и так достаточно квалифицирован(а)» – 5%

«Куда уж больше! Работаю инженером-электронщиком, а заодно и за механика, электрика и организатора».

«Нет необходимости, так как моё образование и моя профессия изначально связаны со сферой обслуживания».

«Нет, не хочу / нет возможности» – 4%

«Мне хотелось бы освоить новую профессию, но нет возможности».

«Нет материальной возможности».

Выводы по главе:

В первой главе мы операционализировали понятия, рассмотрели основные научные теории труда и мотивации, а также проблему трудоустройства во время кризиса. Изучили основные тенденции рынка труда и изменения в жизни трудящихся россиян за последние полгода. Проанализировав текущее состояние рынка труда «на берегу» и «в море», мы пришли к выводу о том, что раньше многие могли выбирать работу, важны были месторасположение работы, соцпакет, то сейчас это менее важно по сравнению с фактом сохранения работы. То есть выросла ценность работы как таковой. Однако нехватка моряков по-прежнему остается, и эта специальность остаётся одной из немногих, где работники диктуют условия контрактов.

Глава 2. Социологический анализ занятости моряков на рынке труда

1. Социологический анализ моряков как профессиональной группы

Одновременно с повышением интенсивности морского судоходства возрастала и аварийность мирового флота. К сожалению, деятельность человека, связанная с пребыванием в море, относится к категории наиболее опасных, и число несчастных случаев со смертельным исходом на морском флоте в 30 раз выше, чем в обрабатывающей промышленности, и в три с лишним раза выше, чем в горнодобывающей промышленности, которая традиционно считается наиболее опасной сферой деятельности человека. По статистике ежегодно каждое третье морское судно попадает в аварию, и в Мировом океане погибает до 200 тысяч человек ежегодно. По данным Международной морской организации1, примерно 80 процентов всех аварий на море вызваны ошибками судоводителей, других членов экипажа, лоцманов, и других лиц, работающих в качестве члена экипажа морского судна.

С 2000 по 2008 год было проведено несколько исследований, касающихся, проблемы трудоустройства моряков. И мы рассмотрим ниже, но так же отметим, что в данный момент ситуация полностью противоположная описанной. Картину сегодняшнего дня мы увидим и проанализируем во второй главе.

Признаками современного рынка труда стали снижение регулирующей способности трудового права, произвол работодателей в трудовых отношениях. Подобные негативные тенденции, вызванные изменением отношений собственности, существенно снижают защитную функцию трудового права. В условиях перераспределения собственности и первичного накопления капитала работник стал рассматриваться работодателем как одно из средств для достижения собственной цели. Во многом подобные нарушения стали следствием отказа работодателей нести расходы на неприбыльные с их точки зрения мероприятия, такие как охрана труда, техника безопасности, страхование работников, обновление устаревшей и опасной для жизни техники. В российском морском флоте этот процесс виден наиболее рельефно. Несовершенная отечественная система налогообложения заставляет предпринимателей регистрировать бизнес в оффшорных территориях, избегая тем самым обязанности нести налоговое бремя в России. Именно в таких территориях (государствах) российские судовладельцы регистрируют принадлежащие им морские суда. Результаты этого процесса негативно сказываются и на российской экономике (казна не пополняется в результате неуплаты налогов), и на работниках, которые нанимаются к отечественному судовладельцу, но под «удобный» флаг и, следовательно, подчиняясь иностранному законодательству. «Удобными», или дешевыми, называются флаги государств, которые предлагают свою регистрацию судовладельцам других стран. Поскольку моряки имеют относительно низкий уровень возможностей профессиональной переориентации, они стремятся найти применение своим силам на судах под иностранными флагами. Только на Дальнем Востоке избыток плавсостава составляет порядка 12-15 тысяч моряков, из которых 3,5 тысячи - командного состава. В то же время наметившаяся в развитых странах тенденция массового ухода с флота, связанная с улучшением условий жизни на берегу, привела к тому, что дефицит командного состава на мировом флоте в 2003 году составлял 14%. Однако, несколько месяцев назад ситуация кардинально изменилась: кризис, задержки зарплат, массовые увольнения заставили людей оставить рабочие места на берегу, достать дипломы 10-летней давности и вернуться в море. Согласно данным Международной федерации судовладельцев, Россия занимает пятое место среди стран - поставщиков рабочей силы на суда под «удобным» флагом.

По данным International Shipping Federation (ISF), в 2000 году на мировом морском флоте работало более 1,25млн моряков, представлявших 150 стран. При этом многолетним лидером на рынке морской рабочей силы являются Филиппины, которые поставляли на флот около 20 % всех моряков.

На морском рынке труда ещё в начале 2008 года, при значительном избытке предложения рядового состава наблюдается растущий дефицит состава командного. При этом наиболее остро ощущалась нехватка самых квалифицированных моряков — капитанов и старших механиков.

Это означает, что нехватка офицерского состава достигала 16 тыс. человек, в то время как избыток рядового плавсостава превышал потребности на 224 тыс. человек.

К чести нашей страны стоит отметить, что она является одним из лидеров в поставке на рынок офицеров.

Авторы исследования отмечали, что растет число офицеров из стран с меньшими морскими традициями и уровнем образования, из-за чего на судах все чаще возникают культурные и лингвистические барьеры.

Исследования также показали, что к 2000 г. продолжалось смещение центров поставки большей части рабочей силы на мировой торговый флот из Западной Европы, Северной Америки, Японии в страны Дальнего Востока, Восточной Европы и Индии. Если в 1995 г. моряки из наиболее развитых стран составляли 31,5 % всей мировой рабочей силы, то в 2000 г. — лишь 27,5 %. При этом произошло существенное снижение числа младших помощников капитана и механиков из наиболее развитых стран.

Анализ возрастного состава офицеров из развитых стран, многие из которых занимают должности капитанов, старших механиков, показал: 40 % из их числа уже имеет возраст более 50 лет и 18 % — более 55 лет. Уход их из флота без адекватной замены может иметь драматические последствия. Многие представители судоходных компаний утверждают, что через пять-десять лет большинство старших офицеров на мировом флоте будет из стран Азии и Восточной Европы. Но действительность не так проста, поскольку опросы показали: очень немногие офицеры, например, из стран Дальнего Востока или Индии соглашаются работать в море после 50 лет. Во всяком случае, для украинских и российских офицеров эта ситуация объективно является благоприятной для успешной карьеры на торговом флоте.

Если посмотреть на национальный состав моряков, то окажется, что всего 10 стран поставляют мировому флоту 51 % всех офицеров и 59 % рядовых. Лидируют здесь с большим отрывом Филиппины, «экспортирующие» около 230 тыс. моряков, за ними следуют Индонезия и Китай (по 80 тыс.), Турция (65 тыс.) и Россия (60 тыс.).

В 2008 году в Литве было проведено исследование мотивации мужчин, выбравших для себя морскую специальность1. Было выявлено семь факторов в качестве мотивации при выборе профессии моряка. На первом месте идет экономическая выгода и возможность карьерного роста. Зарплаты моряков действительно несопоставимы с береговыми: у капитанов 5-15 тыс. евро в зависимости от типа судна, у матросов начиная с 1 тыс. евро. Второй фактор – эмоциональная привлекательность профессии моряка: интерес к кораблям, к морским путешествиям, морская романтика, наконец. На третьем месте стоит фактор престижности профессии: она нерядовая, особенная, очень ответственная и опасная. Многие из опрошенных указали, что моряки в Литве ценятся и что они нужны стране. А влияние близких как мотив при выборе профессии был назван немногими и занимает только седьмое место.

Как следует из опроса, студенты в отличие моряков в возрасте склонны придавать большее значение и ценить такие факторы, как востребованность профессии, перспективы развития морского транспорта, тенденция сокращения длительности рейсов. Если пожилые моряки согласны плавать по полгода, то молодежь от силы на два-три месяца. Им известны статистические данные: в мире насчитывается 466 тыс. морских офицеров, в 2005 году их дефицит составлял 10 тыс., к 2015 году возрастет до 27 тыс. Это связано со стремительным развитием судоходства, а также с естественным старением моряков, более 60 процентов которых – люди старше 40 лет. Кроме того, на Западе моряки ходят в море от силы 5-10 лет, а потом открывают свое дело на берегу. Нормальное явление. Такая же тенденция намечается и у нас. Поэтому иностранные судовладельцы согласны сокращать длительность рейсов, поднимать зарплату не только своим, но и литовским, польским, эстонским морякам, оплачивать их отпуска и обеспечивать социальными гарантиями – лишь бы плавали.

Как мы увидели, ещё до середины 2008 года ситуация в этой сфере деятельности была вполне стабильная, однако и в других секторах занятости всё шло гладко, производства активно работали и развивались, приносили хороший доход свои владельцам и наёмным работникам. Теперь рассмотрим результаты исследования, проведённого в апреле 2009 года.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Кризис Османской империи и возникновение Восточного вопроса

    Курсовая работа >> Экономика
    ... В 1807, во время отсутствия в столице ... а наплыв европейских моряков, армейских офицеров ... истребление болгарского население османами. Оборона ... мусульман — бросить занятие земледелием пресекались законодательными и ... развивалось два кризиса: кризис внутренний, ...
  2. Страхование в зарубежных странах (2)

    Закон >> Банковское дело
    ... связи с демографическими сдвигами в сторону ста­рения населения (в 1993 г. — 3,2 налогоплательщика ... кооперативов, а также моря­ков. Число страхуемых, ... индивидуально. Однако во время кризиса 30-х гг. ... Данной системой охвачены все занятые и участвующие в ...
  3. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    ... существенного облегчения населению. Поэтому во время следующей австро ... славились как искусные моряки. Переход под власть ... что вызвало политический и экономический кризис в империи. В стране усилилось ... 57% общего числа населения, занятого в народном хозяйстве. ...
  4. Основные направления и методы государственного регулирования занятости

    Курсовая работа >> Экономика
    ... экономическим кризисом, ... время можно выделить следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости населения ... занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков ... . Во-первых ...
  5. Развитие предмета экономической теории

    Реферат >> Экономическая теория
    ... «чистым» экономистом. Моряк по призванию и ... изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), ... тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными ... рыночной экономики как во время кризиса, так и на ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010039806365967