Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-комм...полностью>>
Литература и русский язык->Курсовая работа
Творчество Джейн Остен относится к переходному рубежу конца XVIII - начала XIX веков, когда художественно-литературная система меняла свое направление...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Метк...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
У овец и крупного рогатого скота мониезиозы вызывают цестоды следующих видов: Moniezia (Moniezia) expansa (Rudolphi, 1810) Blanchard, 1891; Moniezia (...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Психологизм романа

«Психологизм-это достаточно полное,
подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний
литературного персонажа с помощью специфических средств
художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж — это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя — портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, — говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» впер­вые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной жизни конца 60-х годов, когда не только не сгладились, но еще более обострились все противоречия. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительное состояние двойного социального кризиса. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появляются первые симптомы новой общественной болезни. Достоевский был одним из первых писателей, кто поставил ей точный социальный диагноз и вынес суровый нравственный приговор. В этой связи его можно считать самым жестоким художником XIX века. Он обнажил такую жестокую правду жизни, показал такие человеческие страдания, которые трудно вынести. Но он был одержим огромной любовью к людям и не хотел закрывать глаза на горькую действительность, он считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза людям, заставить их искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. «Во всех произведениях Достоевского мы находим одну общую черту — это боль о человеке, который признает себя не в силах или не вправе быть человеком настоящим» (Добролюбов).Достоевский в своем творчестве продолжает тему «маленького человека», поднятую в русской литературе Пушкиным и Гоголем. Его герои — это «униженные и оскорбленные», это «маленькие люди» в большом мире социальной несправедливости. И именно в изображении таких людей проявляется «боль о человеке» Достоевского.

«Боль о человеке» — это основное чувство писателя, про­тестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых нахо­дятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб — частица общей безысходной атмосферы произведения. Тесно­та, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозре­нием; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближ­них.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрица­ние нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицатель­ное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологи­ческой — состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то по­зорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само не­укоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет прове­рить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловечес­кого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоев­ского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне строй­ная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать на­силие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосно­венна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуж­дает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усом­ниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероят­ным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа До­стоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Соне­чка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью — тем выс­шим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки свя­зана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчай­шей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Кон­фликт романа — это борьба теории с жизнью. Это и мучитель­ное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфлик­ты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас раз­мышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл чело­веческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

Милосердие и сострадание в романе

“Милосердие состоит не столько в вещественной помощи,

сколько в духовной поддержке ближнего” - Л.Н. Толстой

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра?

Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям. В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?
Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.
Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Гениальность Ф М Достоевского в романе Преступление и наказание

    Курсовая работа >> Литература и русский язык
    ... — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших ... Христа» - так предполагал сначала закончить «Преступление и наказание» Достоевский: Раскольникову предстает видение Христа, после ...
  2. Преступление и наказание (3)

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... наиболее ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя. В романе «Преступление и наказание» имеет значение буквально ... от нее. Мир героев «Преступления и наказания» В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри ...
  3. Героини романа Достоевского Преступление и наказание

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Объектом исследования данной работы являются женские образы романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Гипотеза - Достоевский последовательно ...
  4. О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказ

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... «Преступлении и наказании».─ «Рус. речь», 1975, № 1. 3) Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий ─ Л., 1979. 4) Бродский И. О Достоевском. 5) Гроссман Л. Достоевский. ─М., 1962. 6) Достоевский Ф.М. Преступление и наказание ...
  5. О. Бердаев. О назначении человека: опыт парадоксальной этики

    Книга >> Философия
    ... ничего общего не имеет с психологизмом. Психологизм есть, наоборот, замкнутость ... Роль подсознательного гениально раскрывал Достоевский, упреждавший научные открытия, ... преступления без наказания, оно страшилось этого. Наказание же и было местью, идея наказания ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0071480274200439