Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Монография
В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются дево...полностью>>
Психология->Монография
В пособии сделана попытка рассмотреть деловой разговор в сфере пред­принимательской деятельности с позиций его речевой, логической, психологи­ческой и...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, такие как: макросоциосреда, микросоциосреда, воспитание, деятельность, социальн...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенности невербальных средств общения

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить педагогов с основными формами невербальной коммуникации.

  2. Разобрать с педагогами значение некоторых проявлений невербальной коммуникации.

  3. Способствовать развитию педагогической интуиции.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40 % информации передается с помощью вербалики.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения, хотя сам человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его речь.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или это «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы действительно имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Можно выделить 4 формы невербалики:

  • проксемика;

  • пара и экстралингвистика;

  • визуальное общение;

  • кинесика.

Остановимся подробнее на каждой из этих форм.

Проксемика – это пространственная и временная организация коммуникативного процесса. Человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным обстоятельствам дистанцию.

Выделяют 4 пространственные зоны:

  1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно эту зону человек охранят так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находиться в тесном эмоциональном контакте с ним. Это могут быть дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.

  2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра) персональное расстояние при обыденном общение. На этом расстоянии обычно разговаривают друзья, люди, которые хорошо знакомы и доверяют друг другу.

  3. Социальная зона (от 1,2 – 3,6 метров) на таком расстоянии мы держимся с чужими людьми. Характерна для деловых, официальных отношений.

  4. Общественная зона или публичное расстояние (более 3,6 метров) когда мы общаемся с большой группой людей. Это дистанция также позволяет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Часто при работе с детьми мы прикасаемся к ним. Прикоснувшись к ребенку, мы подтверждаем ему свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно бывает прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедиться, что наше расположение потеряно не навсегда, и мы на него больше не сердимся.

Паралингвистика и экстралингвистика – это добавки к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это качество голоса, его диапазон, тональность.

  • Высокий, пронзительный голос, напоминающий пилу, говорит о страхе, волнении.

  • Низкий тон голоса, напоминающий гудение шмеля свидетельствует о том, что человек находится в состоянии покоя.

  • Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости.

  • Певучая речь, для которой характерно сильное подчеркивание гласных выдает темпераментность, чувственность человека.

  • Речь, в которой гласные отступаю на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными - преобладание разума и воли.

  • Монотонный голос – скрытость, зажатость, робость.

  • Высота, мелодичность голоса меняется в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода.

  • Падение тона к концу фразы – вероятно слабая воля, мягкость.

  • Неритмичные колебания, когда есть неравномерное повышение или падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности.

  • Слишком громкий голос – проявление недостаточной критичности к себе, невладение своими эмоциями.

  • Слишком тихий голос – неуверенность.

  • Сильные изменения громкости – повышенная эмоциональность, сопереживание собеседнику, волнение.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и других выражений (например, покашливание, плач, смех) и темп речи.

Визуальное общение – «контакт глаз».

Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд – это первый шаг по дороге к собеседнику. Визуальный контакт зависит;

  1. знакомые люди в общении находят способы не смотреть друг другу в глаза, в то время как люди, которые только что познакомились делают это постоянно, желая получить больше информации о новом человеке.

  2. Чистота зрительных контактов определяется темой разговора. Нам легко смотреть в глаза говорящему при обсуждении приятной темы. Однако мы избегаем это делать, обсуждая неприятные или запутанные проблемы.

  3. Те кто мыслит абстрактно, стремятся к большему количеству контактов глаз, в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями и образами.

  4. Визуальный контакт зависит от расстояния между собеседниками. Мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов. Когда он находится вблизи.

  5. Взгляд может выражать наше отношение к собеседнику. Мы больше смотрим на близких и тех, кем восхищаемся.

  6. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. При завершении своей мысли говорящий. Как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

  • Слишком широко открытые глаза - «вытращенные» - бессознательное стремление получить максимум информации; при неожиданности, при вдруг возникшей наивной радости; испуге, ужасе; огромном любопытстве (пожирать глазами); полной беспомощности или неспособности понять; пришедшем вдруг понимании.

  • Прищуренный взгляд – пристальное внимание, наблюдение.

  • Прищуренный взгляд сбоку – коварство, хитрость.

  • Суженный взгляд при наклоне головы в сторону – припоминание.

  • Закрытые глаза – сосредоточенность на самом себе, тщательное обдумывание.

  • Резкое усиленное неравномерное моргание при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях. Нервозности.

  • Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе – зрачок увеличивается, при расслаблении – уменьшается.

  • Пустой взгляд, отсутствие какого-либо движения глаз вообще – крайняя степень скуки. Полное безразличие.

  • Уклоняющийся взгляд – неуверенность из – за робости, скромности, чувстве вины.

  • Бегающий взгляд – обман.

  • Взгляд вверх – воспоминание из памяти.

  • Взгляд вниз концентрация на ощущениях.

  • Взгляд влево – работает левое полушарие, логика.

  • Взгляд вправо – работает правое полушарие – творчество, фантазия, игровое мышление.

Кинесика – это жесты, мимика и пантомимика.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую мы можем с вами допустить – это стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны с вами учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Т.е. язык жестов тоже состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен слову, а слово может иметь несколько различных значений, поэтому полностью понять значение слова мы сможем только тогда, когда вставим его в предложение.

Кроме того, для правильной интерпретации телодвижений необходимо учитывать контекст: например, в холодный зимний день вы видите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами и руками, опущенной головой. Это скорее всего будет означать. Что он замерз, однако, если человек будет сидеть в таком положении напротив нас при каком-то разговоре, то это следует трактовать как негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Ладонь.

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Существует три основных жеста ладони:

  • Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.

  • Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.

  • Перстоуказующий жест – жест внешне похож на дубинку с помощью которой человека принуждают к подчинению.

Рукопожатие.

  • Рука сверху, ладонь развернута вниз – властное рукопожатие, хозяин положения, желание главенствовать в процессе общения с этим человеком.

  • Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.

  • Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  • Потирание ладоней – передача своих положительных ожиданий «Как здорово».

  • Сцепленные пальцы рук – три положения: на уровне лица, сцепленные пальцы рук на столе или коленях, сцепленные пальцы рук перед собой при стоячем положении – разочарование, желание скрыть свое отрицательное положение.

  • Закладывание рук за спину – уверенный в себе человек с чувством превосходства над другими. Рекомендуется принимать такую позу в особо стрессовых ситуациях, чтобы снять напряжение и почувствовать себя увереннее.

  • Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.

  • Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».

  • Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.

  • Прикосновение к носу – утонченный вариант предыдущего жеста.

  • Потирание века пальцем. Этот жест вызван тем, что в мозгу человека появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которым он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку. Которому он говорит неправду..

  • Почесывание и потирание уха – желание слушающего отгородиться от слов. Этот жест у взрослого является усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков..

  • Почесывание шеи – я не уверен, что я с вами согласен.

  • Пальцы во рту (ребенок сосет палец) – человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетении. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени, когда ребенок сосал грудь своей матери.

  • Подпирание ладонью щеки или подбородка, постукивание пальцами по столу, топот ног по полу – скука.

  • Скрещенные руки на груди – оборонительное негативное состояние.

  • Скрещивание рук и усиленное сжатие пальцев в кулак – враждебная наступательная позиция.

  • Кисти скрещенных рук на плечевой части груди- сдерживание негативных ощущений (в приемной у доктора).

  • Одной рукой за локоть «частичный барьер» отсутствие уверенности в себе.

  • Перекрещивание ног – негативное оборонительное отношение.

  • Прикладывание рук к груди – жест честности и открытости.

  • Стоять подбоченясь – демонстрация твердости, уверенности, превосходства.

  • Опора руками нс стол – стремление к дополнительной поддержке при неуверенности.

  • Руки в карманах – скрывание неуверенности, затруднений.

  • Стирающие движения по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представления.

  • Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.

  • Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.

  • Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.

  • Поднимание на носки – агрессивная позиция.

  • Широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой оценке.

  • Носки ног завернуты вовнутрь – слабость духа.

  • Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Невербальные средства общения в педагогическом процессе

    Контрольная работа >> Психология
    ... б) Вариант в) 1 Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С. 60. 2 Невербальные средства общения / Сост. Поваляева ...
  2. Средства коммуникации невербальные средства общения

    Реферат >> Психология
    ... : Психология и педагогика На тему: «Средства коммуникации: невербальные средства общения» Выполнила: ст. гр. 24ПС-101 ... думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется ...
  3. Невербальные средства общения (5)

    Контрольная работа >> Психология
    ... ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1. Кинесика 5 1.1. Походка 5 ... вне зоны досягаемости посетителя. 5. Особенности невербального общения в разных странах Пользуясь ежедневно десятками ...
  4. Невербальные средства общения (7)

    Реферат >> Этика
    ... разговариваем, даже не осознавая этого. 1.Невербальные средства общения Вербальная (словесная) система обычно накладывается ... стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. И, конечно, мы все с детства знаем ...
  5. Невербальные средства общения (8)

    Реферат >> Психология
    ... он пользуется в процессе общения с другими. 1.2. Особенности невербального общения. Невербальное общение может быть осознанным и ... “лирик”. 1.4. Функции невербальных способов общения. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016160011291504