Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Лекция
Головним завданням сучасного етапу побудови правової держави в Україні є захист прав інтересів людини, її життя, здоров’я, честі, гідності, забезпечен...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Філологічне тлумачення поняття «джерело» розкриває його сутність як те, що дає початок чомусь, з чого випливає, черпається пев­ний процес або явище. У...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Так, Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч.1 ст. 8 Конституції України). У рішенні Конституційного Суду України від 27 грудня 2001 ро...полностью>>
Право, юриспруденция->Лекция
Розкрити сутність та значення стадії перегляду судових рішень в порядку виключного провадження; з’ясувати підстави та процесуальний порядок виявлення ...полностью>>

Главная > Лекция >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 9.

Президент республики Беларусь

9.1. Президент – Глава государства. Понятие и назначение института президентства в Республике Беларусь

9.2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь

9.3. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти

9.4. Полномочия Президента Республики Беларусь

9.5. Акты Президента Республики Беларусь

9.6. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь

9.1. ПРЕЗИДЕНТ - ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Глава государства – это государственный орган и одновременно высшее должностное лицо государства., представляющее государство вовне и внутри страны, официальный представитель народа. Президент – это руководитель, глава республиканского государства. Главное отличие президента республики от монарха в том, что должность президента выборная, срочная и он несет юридическую ответственность за свои действия.

Назначение института главы государства заключается в следующем:

– глава государства – необходимое звено государственного механизма;

– он гарантирует стабильность государственной системы;

– он свидетельствует о легитимности государственной власти;

– он выступает высшей инстанцией в кризисных ситуациях.

Президент является связующим звеном между органами законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечивает устойчивость единой государственной власти и взаимодействие ее ветвей.

9.2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правовой базой, которая обеспечивает проведение выборов Президента Республики Беларусь, является Конституция Республики Беларусь, Закон от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХII «О Президенте Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно прежней редакции ст. 81 Конституции Республики Беларусь, одно и то же лицо не могло быть Президентом более двух сроков. На основе решения республиканского референдума 17 октября 2004 г. данная норма была отменена.

Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Беларусь:

возрастной ценз — Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет;

ценз гражданства — должен быть гражданином Республики Беларусь по рождению;

ценз оседлости — постоянное проживание в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Избирательным кодексом Республики Беларусь установлено дополнительное ограничение реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющее быть выдвинутыми кандидатами в президенты лицам, не имеющим права в соответствии с республиканским законодательством занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости (ч.6 ст.60 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее, чем за пять месяцев и проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее, чем через 70 дней со дня открытия вакансии (ч.3, 4 ст.81 Конституции Республики Беларусь).

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей (ст.80 Избирательного кодекса Республики Беларусь). Если один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Беларуси, внесенных в список избирателей.

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными, или если на общих выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов (ч.1 ст.81 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Вступление в должность Президента происходит с момента принесения им Присяги, текст которой определен в Конституции. Именно с принесения Присяги вновь избранный Президент имеет право осуществлять свои конституционные полномочия.

9.3. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Место Президента Республики Беларусь в системе органов государства зависит от многих условий.

1. Согласно положениям Конституции Президент Республики Беларусь занимает самостоятельное место в системе республиканских органов государственной власти. Если ранее (до 1996 г.) Президент определялся как Глава и государства, и исполнительной власти и относился поэтому к исполнительной ветви власти, то в соответствии с действующей редакцией Конституции Президент Республики Беларусь является только Главой государства (ст.79 Конституции Республики Беларусь), прямо не относится ни к одной из ветвей власти, и, таким образом, не включается в классическую систему разделения властей.

2. Президент Республики Беларуси занимает главенствующее место в иерархии государственных органов. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Это отразилось и на очередности глав в Основном Законе. Глава о Президенте открывает перечень глав, посвященных республиканским органам государственной власти.

3. Статья 79 Основного Закона определяет функции Президента (основные направления деятельности), которые предопределяют его полномочия и капаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Функции Президента Республики Беларусь закреплены в ст.79 Конституции Республики Беларусь.

1. Конституцией на Президента возлагается задача обеспечения взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти. А именно: «Президент... осуществляет посредничество между органами государственной власти» (ч.2 ст.79 Конституции Республики Беларусь).

2. Конституция возлагает на Президента обязанность быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции и прав человека и гражданина в процессе их реализации. Конституционно-правовой статус Президента — гаранта включает в себя несколько аспектов:

а) Президент является «хранителем» Конституции. Это означает, что он должен следить за соблюдением Основного Закона всеми государственными органами. Эта миссия Президента — «хранителя», «стража» Конституции обосновывает такие его полномочия как назначение шести членов Конституционного Суда, с согласия Совета Республики — Председателя Конституционного Суда; право инициировать производство о проверке конституционности нормативных актов, а также вопрос об изменении и дополнении Конституции;

б) Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Эта функция президентской деятельности сформулирована в общем виде. Глава государства реализует эту миссию, инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения как личности в целом, так и отдельных групп населения, нуждающихся в особой защите со стороны государства (пенсионеров, военнослужащих и др.);

в) Президент выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Охрана суверенитета обеспечивается взаимодействием всех ветвей власти, преемственностью органов государственной власти. Однако для осуществления этой миссии Глава государства наделяется особыми полномочиями во время военного или чрезвычайного положения. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь (ст.84 Конституции Республики Беларусь).

Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Это внешнеполитическая сторона президентской деятельности. Исходя из этого, он как высший руководитель государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, обладает легационным правом.

Итак, в настоящее время в Республике Беларусь Президент юридически не входит ни в одну из классических ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную) и, таким образом, выведен за рамки разделения властей. Таким образом, институт президентства в Республике Беларусь выступает в виде властного института, не образующего самостоятельную ветвь власти, что подтверждается его особой ролью. Глава государства являются ключевым элементом системы институтов власти, играет первостепенную роль в функционировании и развитии конституционного строя.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Президент Республики Беларусь как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека

    Реферат >> Государство и право
    ... актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции ...
  2. Полномочия Президента Республики Беларусь

    Реферат >> Государство и право
    ... 2. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2.1.Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь Правовой статус Президента Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от ...
  3. Символика Республики Беларусь (2)

    Реферат >> Политология
    ... Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь», ставший преемником Указа Президента Республики Беларусь ...
  4. Республика Беларусь и ООН

    Реферат >> Экономика
    ... и безопасности на планете является инициатива Президента Республики Беларусь о признании ценности многообразия путей ... привлекла внимание международного сообщества к инициативе Президента Республики Беларусь о признании ценности многообразия путей ...
  5. Прокуратура Республики Беларусь

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0029830932617188