Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Квазигруппа - появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, ...полностью>>
Социология->Реферат
При взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. На ос...полностью>>
Социология->Закон
Важнейшим структурным компонентом научной теории соци­альной работы являются ее закономерности. Результативность и эф­фективность социальной работы с ...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Родоначальником социологии является О. Конт. Он определил социологию как науку о целостном обществе, выделив в качестве главных аспектов предметной об...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Возникновение незаконной иммиграции

После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная иммиграция, современные масштабы которой оцениваются Минэкономразвития и торговли России в 2,5-3 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы из Афганистана, стран Африки и др., а также трудовые мигранты из Китая. При этом одномоментное присутствие китайцев, по данным Ж.А. Зайончковской, не превышает полмиллиона человек, в том числе в пограничных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока не более 300 тыс. человек.

При этом статус беженца получили в России лишь 352 человека, прибывших не из СНГ и Балтии. На незаконном положении находится значительная часть трудовых мигрантов из стран СНГ.

Основные причины незаконной миграции – «прозрачность» российских границ с государствами-участниками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции.

Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита и последующего выезда в государства Запада, адаптировались в сфере малого бизнеса и коммерции, занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды.

Динамика миграционного оттока из России

По оценкам Госкомстата в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них от 100 до 125 тыс. высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале России. При этом особое беспокойство вызывает эмиграция из России молодых инженеров, программистов, выпускников вузов, которые не могут найти возможности достойного применения своих сил в России.

В последние годы эмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился. В 2001 году он составлял 58,6 тыс. человек, в 2002 году – 53,7 тыс. человек, в т.ч. 42,4 тыс. человек – в Германию.

По данным Минэкономразвития и торговли России, численность российских граждан, временно трудоустроенных в течение 2003 года за границей, составила 47,2 млн. человек, из них на Кипре – 9,9 тыс. человек (или 21% общего числа выехавших), в Германии – 2,5 тыс. человек, в Великобритании – 2,1 тыс. человек, в греции – 3,1 тыс. человек, на Мальте – 3,3 тыс. человек, в Японии – 3 тыс. человек.

Получила развитие и нелегальная эмиграция. В российской и зарубежной прессе можно встретить материалы о выезде за границу девушек и молодых женщин якобы в модельный бизнес или в сферу обслуживания, но фактически становящихся объектом сексуальной эксплуатации. У женщин отбирают паспорта и заставляют работать фактически бесплатно.

Наличие среди мигрантов вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц

Почти каждому девятому иммигранту, прибывшему из государств-участников СНГ и Балтии в 2002 году в территориальных органах по делам миграции МВД России присвоен статус вынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов среди всех прибывших значительно дифференцируется по странам выхода. Соответствующий статус получили в 2002 году 39% прибывших из Грузии, по 17% - из Казахстана и Узбекистана, 16% из Таджикистана.

Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2003 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) – Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) – Таджикистана.

В связи с очагами напряженности внутри России формируются потоки вынужденных переселенцев и внутриперемещенных лиц. Особенно сложная ситуация сложилась вокруг Чеченской Республики. До начала операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне (до 1995 г.) за пределами Чечни было зарегистрировано около 90 тыс. вынужденных переселенцев из этой республики. За 1999-2000 гг. общее число граждан, покинувших места постоянного проживания составила 309 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2003 года общее число внутриперемещенных лиц в России составило более 80 тыс. человек.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всей территории Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев – 31 тыс. человек поселились в Республике Северная Осетия – Алания, 29 тыс. – в Республику Ингушетия, по 24 тыс. – в Новосибирскую и Оренбургскую области; 22 тыс. – в Алтайский край; 19 тыс. – в Ставропольский край; 17 тыс. – в Белгородскую область, по 14-15 тыс. – в Краснодарский край, Воронежскую, Самарскую и Кемеровскую области, по 12-13 тыс. – в Красноярский край, Нижегородскую Владимирскую и Ростовскую области.

О государственной политике регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1; Федеральным законом «О беженцах» от 19 февраля 1993 года 3 4528-1; Федеральным законом «О вынужденных переселенцах»; Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ. Следует отметить, что основы законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесения дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (Федеральный закон от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда (редакция Федерального закона от 10 января 2003 года № 8-ФЗ).

С другой стороны, согласно этой же статье государство обязано обеспечивать международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. При этом, согласно статьи 17, привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации.

Наибольшее количество проблем связано с вопросами законодательного регулирования международной миграции и занятости иммигрантов. Статья 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет порядок участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Федеральную миграционную службу МВД России.

Очевидна тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы.

Оживление российской экономики с 2000 года способствовало росту спроса на трудовые ресурсы и численности занятых.

Данные из доклада «Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2002 году и задачах на 2003 год» свидетельствуют о недостаточном участии этого министерства в регулировании трудовой миграции. В 2002 году территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости трудоустроено с переездом в другую местность около 22 тыс. мигрантов (что составляет менее 50% к уровню 2001 года), в т.ч. более 8 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных. Минтруд объясняет такие низкие показатели прекращением в 2002 году финансирования этого направления деятельности службы занятости. Масштабы участия государства в регулировании миграции становятся понятны, если мы сопоставим эти цифры со статистикой общего числа мигрантов, прибывших на новое место жительства в 2002 году - 2,4 млн. человек. В настоящее время, в связи с проведением административной реформы, ситуация еще более усложнилась.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность» предприятиями, расположенными в сельской местности было принято в порядке сельскохозяйственного переселения около 1200 семей (более 4500 человек).

Органами службы занятости проводилась работа по информированию граждан о возможностях трудоустройства, в т.ч. с переездом в другую местность на основе информации Общероссийского банка данных вакансий (который разрабатывает Минтруд России). В 2002 году в этом Банке было отражено 13,5 тыс. вакансий для трудовых мигрантов.

В значительной степени недостатки в деятельности Минтруда России в области регулирования трудовой миграции и реализации активных программ содействия занятости населения связаны со снижением финансирования. Объем средств, выделенных на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год составил 816,8 млн. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в 2001 году. Помимо этого Минфин России выделил территориальным органам по вопросам занятости населения 676,5 млн. рублей за счет перераспределения остатков федерального бюджета за 2001 год. А 64 субъекта Российской Федерации выделили на реализацию региональных программ занятости еще 401,1 млн. рублей.

Для обеспечения реализации политики регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан Правительством Российской Федерации 30 октября 2002 года принято Постановление № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», разработанное Минтрудом России. Данным Постановлением определен размер квоты на 2003 год и порядок ее формирования в последующие годы.

В соответствии с указанным Постановлением подготовлен совместный приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 года № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в Целях осуществления трудовой деятельности».

Согласно оценкам Минтруда России о ситуации на рынке труда в России в 2003-2004 годах ожидается рост предложения рабочей силы. В трудоспособные возраста войдет более многочисленное поколение молодежи, родившейся в 80-е годы в период повышения рождаемости (прирост населения трудоспособного возраста составит максимальную за последние годы величину – 674 тыс. человек. Ожидается также высвобождение рабочей силы в результате реструктуризации угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, либерализацией трудовых отношений вследствие принятия нового Трудового кодекса, вовлечением России в процессы глобализации и др.

Это создает более неблагоприятную ситуацию для привлечения иностранной рабочей силы и мобильности трудовых ресурсов.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года, № 1475-р установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 108 тыс. разрешений на временное проживание с распределением по субъектам Российской Федерации, что не соответствует реальным миграционной ситуации.

Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

Указанная Концепция «представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами» (из преамбулы Концепции).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Демографическая политика в мире

    Реферат >> Маркетинг
    ... на пособия по безработице. Литература: 1. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС ...
  2. Демографическая политика РФ

    Курсовая работа >> Политология
    ... от первых двух. Список литературы Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС ...
  3. Особенности миграционной ситуации в России в 90-е годы

    Курсовая работа >> Социология
    ... миграционных процессах и мерах миграционной политики в современной России 2.1 Основные отличия миграционных процессов ... населения. - М., 1975. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. / Аналитический вестник Совета Федерации ...
  4. Демографическая политика России и Китая сравнительный анализ

    Дипломная работа >> География
    ... демографической политике нашей страны. Несмотря на плодотворную разработку отечественными и зарубежными ... Однако, исследование современной демографической ситуации в ... Ли Вэй Семейно - демографическая политика в России и Китае (опыт сравнительного анализа) Под ...
  5. Старость как социальная проблема

    Дипломная работа >> Социология
    ... Е.И., Попов В.Г. Социальная политика и социальная работа. –М. 2007. С.57. 29 Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0025050640106201