Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфет...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов». По данным Всемирной организации здравоохр...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Классификация (от лат. classis - разряд, facio - делаю) означает распределение предметов в родственные группы по их общим и наиболее характерным призн...полностью>>
Культура и искусство->Контрольная работа
Упаковочные материалы должны защищать пищевые продукты от воздействия вредных факторов внешней среды, в том числе газообразных и механических примесей...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству, являлась наиболее острым в политическом отношении жанром.

У римлян, как и у греков собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков.

Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Коллегией понтификов велись погодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались до-говоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики.2

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые литературные произведения были произведениями подражательными. Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента.

Римское театральное искусство шло в основном по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.

Лучше представлена римская комедия. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Религия

Представления греков принципиаль­но не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Ха­ос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное нача­ло. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым вла­стителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поко­ление богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса - Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера - под во­дительством Зевса свергли Кроно­са и захватили власть над Вселен­ной. Таким образом, олимпийские боги - третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Среди потом­ков Зевса особо выделялся Апол­лон - бог светлого начала в приро­де, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начина­ет вытеснять Зевса.

Большим почетом пользова­лась Афина, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который оли­цетворял безрассудную отвагу).

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея все­могущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели­гия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере раз­вития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровите­лями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно свя­зана с городом Афинами, Аполлон - с Дельфами, Зевс - с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непре­одолимой грани между миром лю­дей и миром богов, посредству­ющим звеном между ними высту­пали герои. Такие герои, как Ге­ракл, за свои подвиги приобщались к миру богов.

В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами.

В силу консервативности мышления и медленного развития в религии долгое время со­хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».3

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы - бог Коне и т.д.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости искусства и ремесел).

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и про­изводить особые ритуальные действия. Наблюдали за культом отдельных богов, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет особые коллегии сведущих людей – жрецы. Их выбирали из числа граждан. Важнейшими были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практич­ности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скру­пулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством.

Письменность и язык

Создание алфавитного письма стало величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для пере­дачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука

Важнейшей чертой развития науки, являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для медицины Гиппократа характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Под влиянием пифагорейских ученых развилась математика. Пифагор считал основой всего сущего числа и числовые отношения. В течение V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. Евклид заложил основы элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение Солнца.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. На первый план выдвинулись языки, литература и история. Высокого уровня развития достигла в Риме и агрономия. Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и истории.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли.

В области науки и философии достижения римлян были скромными. Особое внимание уделялось не философии, а ораторскому искусству и риторике. Появляются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например в земледелии.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола. Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались и в многочисленных речах Цицерона.

В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

Быт

Между разными греческими городами – государствами существовало немало различий. Однако, были и явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Безбрачие осуждалось. Многожёнство не допускалось. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушки, выходя замуж, из-под власти отца поступала под власть тестя.

Семья в Риме прочной была и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времен отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Что же касается рабов то над ними отец семейства имел полную и ничем неограниченную власть. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким.

Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло состояться в Риме без жертвоприношений богам. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность. Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было ни не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. При этом составлялся письменный акт, подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права.

В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.

Римляне придавали фамилии– родовым символам, переходящим из поколения в поколение, намного больше значения, чем греки,. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.

Заключение

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая культуры очень сходны друг с другом. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью.

Для греческой культуры характерны коллективизм, антропоцентризм - выдвижение человека на первый план, завершенность всех жанров культуры. Для римской культуры - патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства.

Для греческого религиозного сознания не характерна идея все­могущества божества. Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая рели­гия. Для греческого мировоззрения характерен политеизм, а также представление о всеобщей одушевленности природы. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон.

Для греческого искусства было характерно видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства - человеческий облик. Для Рима - продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения ценности мироздания.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Греческая культура оказала большое влияние на развитие римской. Она как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Но и Древний Рим оставил человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Список использованной литературы

  1. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Юристъ, 2002.

  2. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М.: «Высшая школа», 1971, - 359 с.

  3. Ильинская Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А. И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с.

  4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: К Велби, Изд-во Проспкт, 2005. – 288 с.

  5. Культурология: История мировой культуры/Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  6. Любимов Л. История древнего мира. М.: «Просвещение». 1980, - 288 с.

  7. Шишова Н.В. История и культурология. – М.: Логос, 2001.

1 Любимов Л.. История древнего мира. М.: «Просвещение». 1980, - 288. с.

2 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М.: «Высшая школа», 1971, - 359 с.

3 Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: К Велби, Изд-во Проспкт, 2005. – 288 с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культуры

    Реферат >> Культура и искусство
    ... реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков ... . Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны ...
  2. Сравнительная характеристика культур эпох

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Культура античности Античная культуракультура ... Риме греческого историка Плутарха «Сравнительные жизнеописания» ... современных и античных, греческих и римских". Северо-итальянская школа ... мировоззрение и стиль, связанные ... моральные характеристики культурного ...
  3. Художественная культура Древнего Египта (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... сравнительные характеристики, в которых можно найти общее и различное в культурах ... эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с ... разнообразие и быстрая смена стилей и течений Условность; символизм ...
  4. Характеристика древних цивилизаций мира

    Реферат >> Культура и искусство
    ... культура употребляется для характеристики ... культуры Вавилонии Материальная культура народа Вавилонии находилась на сравнительно ... н. э.) римская культура развивалась параллельно с греческой, но ... э.) - господство "нового стиля", выработанного в риторских школах, ...
  5. Культура античного мира

    Реферат >> Культура и искусство
    ... в ее основе лежат харак­теристики онтологического порядка: соразмерность ... имевшимся образцам греческой культуры. Римскую культуру характеризует в ... у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной ... сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019631385803223