Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны ...полностью>>
Психология->Реферат
Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что...полностью>>
Психология->Реферат
Окремою галуззю психологічної науки є вікова психологія, зі своїм специфічним предметом досліджень (нагадаємо, що під предметом науки розуміють той бі...полностью>>
Психология->Реферат
Різні люди оцінюють себе по-різному. Одні - позитивно, другі - негативно. Чим по­зитивніше уявлення люди­ни про себе, тим краще в неї життя й упевнені...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование особенностей базисных компонентов личности у детей с задержкой психического развития

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗИСНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ

1.1 Базисные компоненты личности

1.1.1 Целостный подход в изучении личности

1.1.2 Понятие ценностности

1.1.3 Область взаимоотношений как базовое основание личности

1.1.4 Бесконечность человека

      1. Сознание

    1. Деятельность как базовое основание

    2. Особенности деятельности детей с ЗПР

1.4 Проблема диагностики развития деятельности

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. Этапы исследования

    2. Описание методик

    3. Полученные результаты

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В 50 —60-х гг. проблема изучения специфических особенностей детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, приобрела особую значимость. В результате под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости [13, 27]. Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих 15 лет позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеобразное развитие психического развития детей данной категории.

Известно также, что в современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия. Особое направление образуют работы, в которых выявляется взаимосвязь особенностей мышления с разными сторонами личности ребенка.

Казалось бы, в арсенале современного психолога нет недостатка в тестах, предназначенных для выявления тех или иных сторон психического развития ребенка. Но, выявив с их помощью трудности, которые испытывает ребенок в процессе обучения, педагог, психолог или родители пытаются преодолеть их, направляя усилия на отработку обнаруженных недостатков: ребенок не знает правил — учим наизусть, не понимает, как решается задача — решим десять похожих, чтобы запомнил способ решения и т.д. Все мы хорошо знаем, что результаты, полученные таким способом, приводят к небольшим и локальным улучшениям, но это "симптоматическое лечение", которое не затрагивает сути, упуская из виду личность ребенка. При таком подходе все функции существуют как бы сами по себе, не связываясь в единое целое.

Известно также, что вопрос о взаимосвязи аффекта и интеллекта ставился еще в ранних, классических на сегодняшний день, работах.

Л.С.Выготского, а в дальнейшем его учениками и последователями. Л.С.Выготский указывал на то, что нельзя понять мышление, особенно его развитие у ребенка, вне связи с эмоциями, ибо в ходе развития интеллектуальных функций изменяется их взаимоотношение с эмоциями [13]. Наиболее полное отражение принцип единства аффективной и интеллектуальной сфер получил в работах С.Л.Рубинштейна [32].

В настоящее время имеются оригинальные исследования, направленные на выявление взаимосвязи особенностей мышления с отдельными эмоционально-волевыми чертами. В этих работах зафиксирована связь между особенностями мышления и отдельными проявлениями личностной сферы ребенка. Проблема же изучения мышления детей с ЗПР в личностном плане, как мыслительной деятельности, характер и протекание которой определяются личностной организацией субъекта, является актуальной и сегодня, и решение ее возможно только на основе теории личности.

Такую возможность дает системный подход, применявшийся в работах Непомнящей Н.И [25].

Цель исследования: наше исследование направлено на то, чтобы исследовать и описать особенности деятельности как базисного основания личности у детей с ЗПР.

Это позволило нам сформулировать следующую гипотезу исследования: мы предположили, что своеобразие в деятельности как базисного основания личности у детей с ЗПР в значительной степени определяет их возможности.

Объект исследования: базисные основания личности ребенка с ЗПР.

Предмет исследования: особенности деятельности как базисного компонента личности.

Проверка выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

  1. Подбор блока методик, позволяющего провести эмпирическую проверку сформулированной гипотезы;

  2. изучение особенностей деятельности, характерных для названной группы испытуемых;

  3. сопоставление полученных данных, составление выводов.

На решение данных задач направлен следующий комплекс методик:

Методика «Елочные игрушки». Цель: диагностирование типа структуры деятельности по совокупности всех параметров, определение типа общей структуры деятельности.

Методика «Вертушки». Цель: выявление факторов, влияющих на протекание деятельности и их соотношения с общей структурой деятельности [25].

В работе использовались следующие методы:

1) теоретический анализ источников и специальной литературы;

2) эмпирические методы исследования, включающие в себя наблюдение, тестовые;

3) методы качественного анализа эмпирических данных. Практическая значимость исследования состоит в том, что решение

обозначенных вопросов может послужить основой для организации исследования особенностей развития детей с ЗПР на основе целостного подхода в изучении личности в образовательных учреждениях. Методики, результаты исследований могут быть использованы в практической деятельности психологами образовательных учреждений, что будет способствовать коррекции и развитию детей с ЗПР.

Наше исследование проводилось на базе СОШ №18 г.Нерюнгри в течение 3 четверти 2004-2005 учебного года. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 4 класса выравнивания в количестве 9 человек. Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 45 наименований, приложения.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗИСНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ

1.1 Базисные компоненты личности

Рассматривая проблему исследования базисных компонентов личности, следует отметить, что в настоящее время существуют разнообразные представления о личности. Наиболее теоретически обоснованным подходом к личности и методу ее анализа остается учение Зигмунда Фрейда. Основными категориями объяснения личностных механизмов в классическом психоанализе и у неофрейдистов являются: вытеснение, защита, борьба с фрустрацией и т. д. [38]

В гуманистической психологии понятия личность, свобода, ответственность и др. — являются исходными. Развитие личности (и специальная организация такого развития, воздействия на личность различными методами психотренинга, занимающего важное место в гуманистической психологии) должно происходить в направлении самоактуализации личности (А. Марлоу), становлении «хорошо функционирующей личности (К. Роджерс), поиска человеком смысла жизни (В. Франкл)[25, 37].

Существенным шагом в разработке проблемы личности явилось обращение к определяющему, так называемому конституирующему началу личности. В качестве последнего разные исследователи выделяют разное. Например, это направленность — у Л.И. Божович, отношение — у В.Н. Мясищева, общение — у А.А. Бодалева, иерархия деятельности и мотивов — у А.Н. Леонтьева, значимость, избирательность — у Н.Ф. Добрынина, установка—у Д.Н. Узнадзе, эмоциональная направленность — у Б.И. Додонова, избирательность — у А.Г. Ковалева и т. д.[11, 12, 19 и др.]. Эти и другие исследователи действительно выделяют существенные для понимания личности факторы, но в то же время рассмотрение личности в контексте реальной многосторонней жизни субъекта позволяет говорить о неправомерности ограничения ведущих оснований личности каким-либо одним из них. И этим отчасти объясняется, почему «.. .различные направления изучения личности, представленные научными школами Б.Г.Ананьева и В. Н. Мясищева, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, практически не пересекаются между собой».

И такое положение характерно для многих ведущих направлений исследования личности в зарубежной психологии. Так, например, тревожность, инверсия — экстраверсия — темы работ Айзенка и др., К. Юнг останавливается на стремлении к превосходству, К. Хорни — на врожденном чувстве беспокойства, у Э. Фромма — борьба с фрустрацией, у А. Маслоу — самоактуализация, о самооценке мы прочтем у К. Роджерса, о «черте-мотиве — у Г. Олпорта. К. Ясперс основным показателем развития личности считает создание своего «феноменального мира» и т. д. [25]

Каждое познание, относящееся к человеку, должно начинаться с ответа на вопрос о его сущности. В ином случае любые знания о человеке будут лишены своей основы. Это во многом относится и к психологии. Психологические искания довольно часто не имеют своей основы: знаний о сущности человека, его способностях и возможностях. Преобладающим в психологическом мире является признание социальной его сущности, представляющее человека как продукта присвоения социального опыта, знаний, способов и т. д.

Признание социальной природы человека, его психики получило развитие в отечественной науке в трудах Л. С. Выготского и его последователей. В этих работах складывается представление о личности как об особом качестве, приобретаемом индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, что характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами, общения с другими людьми[13]. При этом вопрос о том, какие особенности позволяют человеку осуществлять подобное присвоение социального содержания, вообще не ставится (среди исключений труды С. Л. Рубинштейна).

В психологии пребывает и преобладает методология естественных наук, и одним из основополагающих методологических принципов данных наук является правило так называемой «бритвы Оккама», которое гласит: «Сущности не следует умножать без необходимости». Т.е.: «Если получаешь знания о предмете на его уровне, не следует переходить к другим сущностям»[25].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

    Дипломная работа >> Психология
    ... представления взаимодействуют со всеми компонентами познания, личности, волевой регуляции. Тезис ... исследования, результаты улучшились. Заключение Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями ...
  2. Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей ...
  3. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

    Дипломная работа >> Психология
    ... с задержкой психического развития. 3. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития 4. Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей ...
  4. Внимание детей с задержкой психического развития

    Задача >> Психология
    ... попадают дети с задержкой психического развития. В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности ...
  5. ... на процесс коррекции конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического и речевого развития

    Дипломная работа >> Психология
    ... . Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности. 1.3. Психологические и нейро-психофизиологические особенности детей с задержкой речевого развития ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019190311431885