Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Курсовая работа
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего ра...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников. Принятие решений - процесс...полностью>>
Менеджмент->Реферат
При моделировании или анализе органов управления одной из центральных проблем является мера соотношения централизации и децентрализации. Значение указ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связан...полностью>>

Главная > Лекция >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 8 Управленческие стратегии

        1. Стратегия и процесс ее формирования.

        2. Виды стратегий.

        3. Процесс стратегического планирования.

        4. Методы стратегического анализа и формирования стратегий.

I . Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы получила название управленческой стратегии (греч. стратегия — «искус­ство генерала»).

Управленческая стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию мис­сии и задач фирмы, связанных с ее преобразованием в новое состояние. Стратегия помогает сосредоточиться на главном и отбросить лишнее. По достижению соответствующих целей не­обходимость в данной стратегии отпадает.

Стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочная стратегия), разрабатываемой в ее развитие на среднем и низшем уровнях управления. Тактика — это совокуп­ность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях с учетом новых и непредвиденных обстоятельств. Она может быть выжидатель­ной, осмотрительной, осторожной, последовательной, скачко­образной, двойной, настойчивой и пр.

Стратегия находится под влиянием изменений в окружаю­щей среде и сама может формировать эти изменения. Она оказывает долгосрочное воздействие на организацию, определяет направления формирования и развития потенциала последней с учетом настоящих и будущих потребностей, сильных и слабых ее сторон.

Любая стратегия должна быть реальной, ибо ее неправильное применение ведет к срывам, негативно сказывающимся на ор­ганизации; этичной, то есть состоять из «правильных шагов»; внутренне целостной; совместимой со средой; сбалансированной по ресурсам; в меру рискованной; органически сочетать долго­срочные и краткосрочные цели.

Стратегия включает в себя несколько элементов:

  • система целей, в которую входит миссия, общеорганизационные и спе­цифические цели;

  • приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Последние можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; выделять пропорционально потреб­ностям, а в идеале в полном соответствии с ними; предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и за­нимаются сходными видами деятельности. Первый подход в большей степени целесообразен в переломные моменты жизни организации, когда силы нужно концентрировать на решающих ее направлениях. Второй и третий — в период спокойного раз­вития;

  • правила осущест­вления управленческих действий, например, оценки работы орга­низации, регламентации внутренних отношений, выполнения различных специальных операций, ведения переговоров, и т.п.

В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В лю­бой момент как внутри организации, так и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в концепцию стра­тегии не укладываются. Они могут, например открыть новые направления деятельности, или заставить отказаться от ста­рых; способствовать развитию организации, или, наоборот, замедлить его.

Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, органи­зация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие. Од­нако, если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоже.

При формулировке стратегических задач учитываются такие обстоятельства, как возможность приближения с их помощью к главной цели организации, если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить; решение нескольких допол­нительных проблем; получение наибольшей выгоды или избежание ущерба.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий. Главная из них генеральная страте­гия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. Основными рабочи­ми стратегиями являются так называемые функциональные, кото­рые отражают пути достижения специфических целей организа­ции, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и т.д.

Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. Если объект представ­ляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии.

Если такое разделение существует, ив задачу стратегии вхо­дит обеспечение их независимого развития на основе взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии.

Прежде всего, как уже отмечалось, стратегия определяется миссией организации, а поэтому должна корректироваться в со­ответствии с ее пересмотром, происходящим в результате изме­нения общественных приоритетов и потребностей. Соответствие стратегии миссии и целям организации получило название ревалентности; последняя может быть полной, частичной или вообще отсутствовать.

В наибольшей степени, как считается, на стратегию оказывают влияние конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперни­ками, или к которым стремится. Речь идет, например о высоком качестве продукции и услуг, их соответствии общественным запросам, низких издержках, удобном географическом положе­нии, и т.п. Конкурентные преимущества любого типа обеспечи­вают более высокую эффективность использования ресурсов фирмы. Но они рано или поздно исчезают под натиском сопер­ников, поэтому возникает потребность в поиске новых.

Важным обстоятельством, обусловливающим стратегию ор­ганизации, является характер выпускаемой продукции особенности ее рынков сбыта, послепродажного обслуживания.

Стратегия определяется и организационными факторами, среди которых выделяется внутренняя структура организации и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации.

В немалой степени стратегия зависит от имеющихся у организации материальных, финансовых, информационных, кад­ровых ресурсов. Чем они больше, тем масштабнее могут быть инвестиции в будущие проекты.

Большую роль в формировании стратегии играет потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и расширения масштабов, роста деловой активности, инноваций.

Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий:

  • стадия разработки происходит формулировка стратегической цели; оценка рыночных возможностей и ресурсов организации; создается общая концепция стратегии и в ее рамках набор вари­антов;

  • стадия доводки варианты дорабатываются до нужной кондиции.

  • стадия стратегического выбора проис­ходит анализ и оценка вариантов, в результате чего лучший из них принимается в качестве базового, который служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных штанов, программ, бюджетов.

Один из крупнейших западных специалистов в этой области, Г. Минцберг, сформулировал три возможных, до его мнению, модели формирования стратегии.

    1. Плановая. Она рассматри­вает выработку стратегии как полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в системе планов. Чаще всего с помощью такой модели разрабатываются варианты стратегий, нацеленные на достижение определенного положения организации в окружа­ющей ее среде, например слияний, поглощений, диверсификации и т.п. Такие стратегии создаются специалистами-плановиками, а руководитель выступает в качестве главного организатора их работы.

    2. Предпринимательская. В соответствии с ней стратегия возникает полусознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе интуитивного понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сфор­мировать свое видение проблемы и путей ее решения и продви­жения к будущему. Личный, неформальный характер видения будущего придает ему гибкость и плодотворность.

    3. Модель обучения на опыте. Она исходит из развивающегося характера этого процесса, возможности и необходимости его последовательной корректировки с учетом новой информации, получаемой в ходе реали­зации стратегии. Соответствующие решения принимаются в рам­ках многостороннего диалога, в котором участвует максимальное число сотрудников различных рангов.

План реализации стратегии содержит перечень основных этапов и действий по ее реализации; их временные рамки; рас­пределение ответственности; описание механизма привлечения и использования ресурсов; требования к персоналу и методам его мотивации; перечисление факторов, связанных с различного рода опасностями, которые нужно постоянно контролировать ключевые критерии, позволяющие судить об успехе стратегии.

На основе выработанной стратегии строится курс действий - система ориентиров, которых организация должна придержи­ваться в повседневной деятельности. Он ограничивает область принятия решений, обеспечивает их соответствие целям, придает единство разным типам стратегий и планов. В то же время, он должен предоставлять и определенную свободу действий, иначе превращается в правила.

Курс действий, дополняемый практическими ограничениями, чаще всего официально не объявляемыми, составляет содержа­ние политики организации в той или иной сфере.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Например, она может взять курс на повышение качественного состава персонала и при этом проводить дискриминацию при приеме на работу по возрастному, национальному, половому признаку.

Норму поведения в той или иной конкретной ситуации, оп­ределенную последовательность и способы выполнения дейст­вий, но без указания сроков, предписывают правила, являющиеся простейшим типом плана. Правила устанавливают уровень пре­емственности и желательности поведения, снимают необходи­мость действовать самостоятельно, уменьшают разногласия между людьми. Так как их разработка на все случаи жизни не­возможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий, поэтому число правил обычно бывает ограниченным.

Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каж­дый случай в отдельности, поскольку они дают больше опреде­ленности, и особенно необходимы на низших уровнях иерархии. Но, как только правила пускают в оборот, они начинают жить собственной жизнью, сковывать инициативу; порождать опас­ность слепого следования им и организационной негибкости.

Набор правил, выполняемый в определенной последова­тельности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещения врача и т.п.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Методы стратегического анализа. Учебное пособие

    Книга >> Менеджмент
    ... стратегий соответствующих стратегическим целям и учитывающих результаты анализа организационной среды, формирование портфеля стратегий. Авторы данного метода считают ...
  2. Методы стратегического анализа

    Реферат >> Менеджмент
    ... стратегического анализа 1.1.Понятие стратегического анализа…………………………………. 3 стр. 2.1Этапы стратегического анализа…………………………………….. 5 стр. 2. Глава II. Методы стратегического анализа 2.1.Понятие STEP-анализа ... в жизнь управленческой стратегии. В ситуации ...
  3. Стратегический анализ в организации, анализ разрыва, динамика издержек и кривая опыта

    Реферат >> Маркетинг
    ... Стратегический анализ. - Эксмо, 2009. 448 с. I. Стратегический анализ в организации 1.1 Методы стратегического анализа в организации Анализ разрыва – простой, но эффективный метод стратегического анализа ... целью стратегического анализа является формирование ...
  4. Стратегический анализ внешней среды фирмы и его методы

    Реферат >> Менеджмент
    ... Методы стратегического анализа внешней среды организации 14 3 Анализ ... численности производственных и управленческих работников; разработка и ... влияют на формирование спроса населения, ... эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который ...
  5. Стратегический анализ отрасли

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... четкое представление о методах стратегического анализа, я использовала Интернет ... управленческого таланта и глубины владения проблемами, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии ... взаимоотношений с заказчиками, формирование партнерских отношений с ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0063290596008301