Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Реферат
Актуальность вопросов банковского кредитования не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствов...полностью>>
Банковское дело->Контрольная работа
Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена ...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Переводной вексель представляет собой ценную бумагу, воплощающую простое и ничем не обусловленное предложение лица-векселедателя, адресованное платель...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были соглашения, в которых можно усмотреть черты дого...полностью>>

Главная > Лекция >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Центральные банки

  1. Правовой статус Центральных банков

  2. Взаимоотношения Центральных банков и органов управления государством

  3. Цели, задачи и функции Центральных банков

  4. Особенности структуры и деятельности Центральных банков разных стран (США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и др.)

Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии, Центральный банк России и др.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее надежных коммерческих банках, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов и уже в конце XIX–начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – центральным банком.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено также процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Поэтому впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль государственного казначея, посредника между государством и коммерческими банками, проводящим денежно-кредитную политику в рамках экономической политики государства.

Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Деятельность центральных банков разных стран регулируется рядом законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции.

Традиционно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, в котором устанавливается организационно-правовой статус, процедура назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Правовой статус Центрального банка имеет свои особенности. С одной стороны, он, как правило, является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом). С другой стороны, он же, как правило, наделяется властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны. Таким образом, ЦБ имеет двойственную правовую природу.

Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Осуществление ЦБ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются ЦБ в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кредитной системой ЦБ осуществляет двумя способами: во-первых и в основном, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями, во-вторых, с помощью властных предписаний.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Великобритания, Германия, Россия, Франция, Швеция);

- акционерные, капитал которых принадлежит акционерам - частным лицам (США, Италия);

-смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Швейцария, Япония).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики.

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В конце XX века тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

Независимость Центрального банка - означает, что при принятии решений о выборе инструментов и методов денежно-кредитной политики руководящие органы Банка России способны действовать самостоятельно, независимо от законодательной, исполнительной и судебной власти.

При оценке степени реальной независимости ЦБ необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, пределы независимости ЦБ определяются конкретизируются в законодательстве о Центральном банке. Поэтому изменение степени независимости ЦБ связано с необходимостью внесения изменений в законодательство.

Во-вторых, осуществляя свою деятельность ЦБ должен исходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, согласовывать с ними свои действия. Таким образом, независимость Центрального банка не носит абсолютного характера.

В-третьих, независимость Центрального банка не является величиной фиксированной. По мере совершенствования деятельности ЦБ, роста его авторитета, меняется и степень его независимости. Как правило, каждый подъем на новый уровень развития сопровождается изменением степени независимости Центрального банка. Это новое соотношение фиксируется путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Различают политическую и экономическую независимость Центрального банка.

Выражением политической независимости ЦБ может служить отсутствие прямой подчиненности и формальных связей между ним и Правительством страны, а также самостоятельность при решении кадровых вопросов.

Экономическая независимость ЦБ проявляется в организационном и финансовом аспектах.

Организационный аспект независимости связан с тем, что ЦБ является обособленным юридическим лицом с особым правовым статусом, закрепленным законодательно.

Финансовый аспект независимости проявляется в наличии прямого запрета на использование возможностей ЦБ для кредитования дефицита государственного бюджета.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна.

В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политик с учетом различных объективных и субъективных факторов.

Степень независимости центрального банка от государства различна и характеризуется следующими законодательно закрепленными моментами:

  1. Участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

  2. Процедура назначения (выбора) руководства банка – влияет на политическую независимость ЦБ от органов государственного управления;

  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка - определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности ЦБ, с другой – его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности ЦБ отражены в конституции или подробно изложены в законах о ЦБ и банковской деятельности.

В ряде стран (например, США, Швеции, Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана лишь в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости ЦБ. Фактор подробности определения законодательством целей и задач ЦБ играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования ЦБ;

  1. Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. Наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства ЦБ, а со стороны ЦБ – обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования прежде всего влияет на политическую независимость ЦБ.

Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов (Япония, Франция, Великобритания, Италия). Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции, Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику ЦБ, инструктировать его, отменять его решения

На более высокой ступени независимости находятся ЦБ Австрии и ЦБ Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в ДКП ЦБ, однако, обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Наиболее независимыми являются центральные банки стран, в законодательстве которых отсутствует право государства вмешиваться в денежную политику ЦБ (Германия, Швейцария);

  1. Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость ЦБ. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы ЦБ Австрии, Германии и Нидерландов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальны контактов руководителей.

В систему Центрального Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ. Высшим органом управления является Совет директоров. Как правило, создается и коллегиальный орган ЦБ – Национальный банковский совет.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Центральные банки (3)

    Курсовая работа >> Банковское дело
    ... Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка ... и на операции центрального банка. К банковским операциям центрального банка относятся те, которые ...
  2. Центральные банки (4)

    Реферат >> Финансы
    Содержание 1.Организационные основы деятельности центральных банков 3 2.Цели и функции центральных банков 9 3.Операции и сделки центральных банков 13 Приложение: Баланс ...
  3. Центральные банки (6)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... Центрального банка 5 1.1Сущность Центральных Банков 5 1.2 Формы организации центральных банков. 7 1.3Функции центральных банков 10 Глава 2 Пассивные и активные операции Центрального банка . Баланс Банка ... центральных банков. Центральные банки принимают ...
  4. Центральные банки (7)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... 4 Центральные Банки 5 Формы организации и функции Центрального банка 5 1.1.1Формы организации Центрального банка 5 1.1.2Функции Центрального банка 6 Пассивные операции Центральных банков 8 Активные операции Центральных банков 9 Центральный ...
  5. Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

    Реферат >> Банковское дело
    ... центральными банками функций; проанализированы все основные функции центрального банка и его роль в регулировании экономики. 1.1.Сущность центральных банков Центральные банки ... деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019559860229492