Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
В период с 1985 по 2005 года Россия переживала один из труднейших периодов своей истории. Ушел в прошлое комму­нистический режим. Величайшая из когда-...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, од...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия,...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Теория смешанной экономики не является результатом некой идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике, концепцией, под которую пр...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1. Предмет и методы экономической теории

  1. Известный английский экономист Д.М. Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются, – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста». Прокомментируйте это высказывание, сравнив содержащиеся в нем мысли с современными представлениями о предмете экономической теории.

Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки. В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов.

3.Известно высказывание Д.Б. Шоу: «Даже если всех экономистов сковать одной цепью, то и тогда они не придут к единому мнению». Что общего и какие различия Вы видите в определении предмета экономической теории представителями основных направлений современной экономической науки?

Интституционализм - экономическое течение, появившееся в начале 20 века. Его основные представители: Т. Веблен, У. Митчелл и Коммонс. Институционализм вводит понятие «института» - устоявшийся стереотип поведения в обществе. Главная идея этого направления заключается в том, что на поведение субъекта оказывают влияние институты. Недостаток институционализма заключался в том, что он не выработал своей особой теории, основным в нем являлась критика неоклассиков.

В противовес существующим направлениям экономической науки, появляется в 1936 году знаменитая книга Д. Кейнса, которая считается революционной в экономике, В своей работе Д. Кейнс обосновал вмешательство государства в экономику, считая, что сама по себе экономика выйти из кризиса не сможет. Предметом экономической теории, согласно кейнсианской школе, становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод - необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

Кейнсианство сменило такое направление, как монетаризм, представителем которого был М. Фридман. Главные идеи монетаризма: государство не должно активно вмешиваться в экономику, должно уйти из денежного оборота, задачи государства – поддержка национальной валюты, иначе говоря, управление экономикой через управление денежной массы.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Производственные отношения - это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Большинство современных экономистов мира признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Различия состоят лишь в том, что должно выходить на первый план в становлении экономики.

  1. Чем отличаются позитивный и нормативный подходы в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй?

Позитивная экономика имеет дело с фактами (уже отобранными и перешедшими на уровень теории) и свободна от субъективных оценочных суждений. Позитивная экономика пытается формулировать научные представления об экономическом поведении. В противоположность этому, нормативная экономика олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении.

Проще говоря, позитивная экономика изучает то, что есть, тогда как нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть. Позитивная экономика исследует фактическое состояние экономики; нормативной экономика приходится определять, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны. Например, позитивное утверждение: «безработица составляет 7% рабочей силы». Другое позитивное утверждение: « при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, число абитуриентов снизится». Нормативное утверждение на эту тему выглядит так: «плату за обучение в университете следует снизить, чтобы больше студентов могло получить образование». И в самом деле, как только в предложении возникли такие слова, как «должно» лил «следует», можно с большим основанием предположить, что перед нами нормативное утверждение.

Необходимо подчеркнуть, что большинство явных разногласий между экономистами связано с нормативными подходами, с политикой, основанной на суждении. Наибольшее расхождения отражают существование различных мнений и оценочных суждений относительно того, каким должно быть наше общество. Например, гораздо большее согласие существует по вопросу о том, как фактически распределяется доход, чем о том, как его следует распределять. Главное, что необходимо подчеркнуть: оценочные суждения или нормативные утверждения возникают на уровне обоснования экономической политики.

Правильное обоснование экономической политики должно опираться на экономические принципы. Например, один из получивших почти всеобщее признание экономических принципов свидетельствует, что в определенных пределах существует прямая связь между общим объемом расходов и уровнем занятости в стране. «Когда общий объем расходов возрастает, повышается и уровень занятости. Напротив, когда общий объем расходов сокращается, снижается и уровень занятости». Этот принцип может сослужить неоценимую службу правительству при определении его экономической политики. Например, когда правительственные экономисты заметят, что имеющаяся статистика свидетельствует о фактическом сокращении общего объемов, указанный принцип позволит им предсказать возникновение нежелательной безработицы. Осведомленные о таком ожидаемом результате, государственные должностные лица теперь уже могут привести в действие определенную правительственную политику, направленную на увеличение общего объема расходов и предотвращения или сокращения уровня ожидаемой безработицы.

Таким образом, чтобы эффективно управлять, мы должны обладать способностью предвидеть, то есть выдвигать нормативные утверждения. Экономические принципы или позитивные утверждения помогают сделать возможным такое предвидение и служат основой для трезвой экономической политики.

4. Экономическое моделирование – это один из методов экономики наряду с анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, логическим и историческим подходами. Модели могут быть словесными (вербальными), графическими, математическими и т.д. Почему моделирование является необходимым и весьма важным методом современной экономической науки?

Метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели. Модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Изучение и прогнозирование какого-либо экономического явления методом математического моделирования позволяет проектировать новые технические средства, прогнозировать воздействие на данное явление тех или иных факторов, планировать эти явления даже при существовании нестабильной экономической ситуации.

Тема 2. Общие проблемы экономического развития
и основные экономические системы

1. Многие экономисты исходят обычно из тезиса об ограниченности экономических ресурсов и безграничности потребностей. Но есть и другая точка зрения, сторонники которой утверждают: «Ресурсы в действительности безграничны, так как процесс открытия новых ресурсов бесконечен, потребности же, напротив, ограничены, т.к. существуют физические пределы их удовлетворения». Изложите Вашу точку зрения по этому вопросу.

В чем-то есть и определенная правда в этой точке зрения. Если рассмотреть четыре основных видов ресурсов, то 1) естественные ресурсы (земля или природные ресурсы) действительно осваиваться новые земли, открываются новые природные ресурсы или находиться их замена. 2)труд или человеческие ресурсы – также находятся в постоянном росте, растет и количество населения, открываются новые возможности человека, да и сам человек находить себе замену. 3) капитал, средства производства – в связи с технологическим прогрессом появляются новые средства производства, растет и капитал. 4)предпринимательство – все больше находиться людей, умеющих действовать и находить выгоду казалось бы и при отсутствии любых ресурсов. А вот у потребностей действительно имеются физические пределы. Элементарные потребности – невозможно съесть всю пищу, для одежды и нового жилья может не хватить места, есть и другие люди. Потребность в общих условиях – можно обезопасить себя только до полного отделения от внешнего мира, а это невозможно, уважение зависит от отношения других людей, здоровье – есть неизлечимые болезни. Потребность в деятельности – невозможно успеть везде, приходиться делать выбор.

2. Как Вы думаете, возможно ли в стране с бедными экономическими ресурсами более полное удовлетворение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? Если да, то укажите возможные пути достижения этого.

Возможно. При ограниченности земельных или природных ресурсах необходимо более интенсивно искать альтернативу природным ресурсам и земле, использовать минимальную территорию с максимальной выгодой и полной загруженностью. (напр. Япония). При отсутствии капитала и человеческих ресурсах стоит вопрос о привлечении инвестиций в страну и использовании иностранных человеческих ресурсах. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. (напр. Россия). При остутсвии предпринимательского опыта стоит подумать о сотрудничестве с зарубежными партнерами, что может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

3. Как известно, любое общество так или иначе должно найти ответы на коренные экономические вопросы: «Что и сколько производить? Как? Для кого?» Каким образом эту проблему решают:

а) командная экономика,

б) рыночная экономика?

В чем Вы видите преимущества и недостатки этих видов экономических систем? Как Вы думаете, почему такое явление, как хронический дефицит, неизвестно рыночной экономике?



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по Экономической теории (3)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... лекции План Разитие предмета экономической теории. Метод экономической теории 1.1 Развитие предмета экономической теории ... пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: Владос, ... современ­ных экономических курсах такую экономическую систему ...
  2. Курс лекций по Экономической теории (2)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... отклоняться от экономической традиции. Темы рефератов по курсу «Макроэкономика» Темы рефератов по курсу «Введение в экономическую теорию» для ...
  3. Курс лекций по Экономической теории (4)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... лекций. / С. Г. Серяков – М. : Юрист, 2001.– 318 с. 12. Чепурин М. Н., Голиков А. Н., Ермилова С. В. Сборник задач по экономической теории ...
  4. Курс лекций по Экономической теории (7)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... экономической теории в развитии общества [:] ПЛАН ЛЕКЦИИ: Предмет и место экономической теории в системе экономических наук Экономические законы и категории Основные экономические ... за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу. рынок ...
  5. Курс лекций по Экономической теории (1)

    Тезисы >> Экономическая теория
    ... ) и экономической роди государства. Кризис 1929-33гг. нанес сильный удар по неоклассической теории В 1936г ... возможность и результативность хозяйственной деятельности. В предыдущих лекциях рассматривались законы спроса и предложения безотносительно ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001427173614502