Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Изучение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических сис-тем, лежащих в основе его поведения, на разных этапах онтоге...полностью>>
Психология->Реферат
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым сущес...полностью>>
Психология->Реферат
Вопрос о половой идентичности является одним из наиболее сложных и мало разработанных. В тоже время рефлексия общества на такое социальное явление как...полностью>>
Психология->Реферат
В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий психолог В.Дильтей (1833-1911), основатель"философи...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Выявить психологический уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

  2. Развитие когнитивных процессов - развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление.

  3. Изучить особенности педагогических условий подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Поставленные задачи определили содержание и методику констатирующего эксперимента.

Методика констатирующего эксперимента:

  1. Выявление уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Цель: определение уровня развития мелкой моторики рук (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека

Задание 1.

Оборудование : листы с образцами выполнения заданий.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Посмотри внимательно и вот здесь, ниже, на свободном месте, напиши также».

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно также».

• • •

• • •

• • •

Инструкция: «Здесь нарисуй мужчину, так как сможешь».

Задание 2. методика «Мотивационные предпочтения» (Д.В. Солдатов)

Цель: выявление особенностей мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Оборудование: комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки- с сюжетом обучения, 3 – с сюжетом трудовых действий, 3 с игровыми сюжетами.

Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на картинки и выбери ту, где нарисовано то занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Затем ребенка просят сделать то же самое еще 3 раза.

Задание 3. методика «Лесенка»

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Оборудование: нарисованная на листе бумаги лесенка, карандаш (ручка).

Инструкция: Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Затем просят поместить себя на ту ступеньку, где он «находиться» и также, куда он думает его поместили бы близкие люди.

Задание 4. методика «Да и нет»

Цель: определение волевой готовности, умения действовать по правилу.

Инструкция: ребенку предлагается поиграть в игру и задается следующая инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет"».

2.Выявление состояния различного вида памяти, внимания, обобщения (по методике А.Р. Лурия, Джекобсона).

Задание 1.
Цель: Определить уровень развития памяти у ребенка

Оборудование: карточки 10 односложных слов

Инструкция: Я прочту тебе слова, а ты повтори всё, что запомнил.

игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Задание 2.

Оборудование: карточки с цифрами

Инструкция: Я назову тебе цифры, а ты должен повторить в том же порядке

2,3,4 3,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Задание 3.

Цель: Определить уровень развития внимания

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами в случайном порядке
Инструкция: Я показываю тебе фигуру, а ты должен найти такую же и поставить на этом месте крестик.

Задание 4.

Цель: определить способность обобщать, абстрагировать, классифицировать

Оборудование: предметные карточки по теме: «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Животные», «Люди», « Овощи»
Инструкция: Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом".

3.Выявление педагогических условий, необходимых для подготовки ребенка к школе.

С этой целью разработаны анкеты для воспитателей и родителей, предусмотрен анализ предметно-развивающей среды и анализ планирования педагогического процесса.

  1. Анкетирование воспитателей(приложение 1)

Цель: изучение представлений педагогов процесса подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Анкета включала в себя 7 вопросов. На часть из них были даны варианты ответов, другие были открытого типа.

  1. Анкетирование родителей(приложение 2.)

Цель: выявление представлений родителей по проблеме подготовки ребенка к школе.

  1. Изучение планирования педагогического процесса

Цель: выявить особенности планирования педагогического процесса, направленного на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Фиксируется:

- системность, последовательность работы по подготовке детей к школе

- адекватность использования форм, методов и приемов

  1. Изучение предметно-развивающей среды

Цель: выявление оснащения предметно-развивающей среды, способствующей подготовке детей к школе.

Фиксируется:

- содержание материала, способствующего подготовке к школе

- достаточность материала

- внешнее оформление: эстетичность, аккуратность

- доступность: наличие специально отведенного места в группе, комфортность для деятельности детей

- соответствие возрасту

Заключение

Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.

Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное не научить считать, писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно – развитие социально – психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Список литературы:

  1. Артемова Л. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 39 – 41.

  2. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.

  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.

  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

  6. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.

  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999., 158 с.

  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

  9. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 108 с.

  10. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.

  11. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.

  12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 1992. – 160 с.

  13. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. 1995. – 96 с.

  14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

  15. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. Маргалов, В.А. Ситаров. – М.: МГПИ, 1989. – 43 с.

  16. Захарова А.В., Нгуен Ткань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте: Сообщ. 1 – 2 // Новые исследования в психологии. – 2001. – № 1, 2.

  17. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.

  18. Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование. – 2000. – № 5. – С. 104 – 112.

  19. Ковальчук Я.И. Понимать мир детства. Мн.: «Народная асвета», 1973. – 160 с.

  20. Кон И.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.

  21. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.

  22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987. – 80 с.

  23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

  24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1991. – 132 с.

  25. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995. 40 с.

  26. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с.

  27. Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения / Сост.: Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2002. – 44 с.

  28. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. 128 с.

  29. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.

  30. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.

  31. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.

  32. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

  33. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

  34. Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20.

  35. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69.

  36. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: 2000, 158 с.

  37. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.

  38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. – 2-е изд., стер. – М.: Воронеж, 1997. – 416 с.

  39. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с.

Приложение 1.

Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов подготовки ребенка к школе!

  1. В чем, по Вашему мнению, заключается подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие компоненты готовности к школе более значимы:

  • интеллектуальный (определенный уровень знаний и умений ребенка)

  • мотивационный (желание ребенка идти в школу, интерес к учебной деятельности)

  • социальный (умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми и др.)

  • волевой (умение «управлять» своим поведением)

  • свой вариант ________________________________________________

  1. Какие факторы преимущественно влияют на готовность к школе?

  • биологические

  • социальные

  • и те, и другие,

  • свой вариант

  1. Какие методы и приемы наиболее эффективны при подготовке детей к школе? ______________________________________________________

  1. В чем, по Вашему мнению, заключается значение игр с правилами для развития дошкольников?

  • развивают познавательные операции

  • закрепляют навыки и умения

  • развивают личностные качества

  • занимают ребенка

  • свой вариант__________________________________________________

6. Можно ли использовать игру как средство подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к школе?_________Почему?______________________

7. Определите уровень подготовки детей Вашей группы к школьному обучению?___________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов подготовки ребенка к школе!

1. Что Вы подразумеваете под понятием «готовность к школе»? ____________________

_____________________________________________________________________________

2. Какие компоненты готовности к школе знаете?

______________________________________________________________

3. Кто должен готовить ребенка к школе?

- Педагоги

- Родители

- Педагоги и родители

- Свой вариант_______________________________________________

4. Попробуйте определить, готов ли Ваш ребенок к школе?

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень общения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Анализ психологической готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... первой главе ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7-летнего возраста 2.1 Организация и методы исследования ... от интеллектуальных занятий. 2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, ...
  2. Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

    Дипломная работа >> Психология
    ... – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому ...
  3. Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... развитию памяти детей старшего дошкольного возраста 3. Эмпирическое исследование памяти и общей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 3.1 Организация ...
  4. Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет

    Дипломная работа >> Психология
    ... . Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет ...
  5. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе

    Реферат >> Психология
    ... 7 1.1. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе…………………………………………………….. 7 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………... 15 1.3. Психологическая готовность к школе и ее виды……………… 27 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019619464874268