Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно соглас...полностью>>
Психология->Реферат
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в маш...полностью>>
Психология->Доклад
Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. Воспитание детей невозможно без наказаний и поощ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать ...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее психотравмирующий опыт межличностных отношений.

В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.

Такое сочетание черт характера осложняет отношения матерей с другими

людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

Интересным является полученный автором факт высокой связи между

тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.

У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование. Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.

А.И.Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся

личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я – концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». На что также указывает Боулби. На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как:

- стремление наиболее полно выявить свои задатки и способности;

- преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель

которой вне самого человека;

- созидательность, творческость;

- способность к полному и живому переживанию, способность тонко,

самозабвенно и бескорыстно чувствовать;

- умеренная тревожность;

- способность брать на себя ответственность;

- склонность к самоанализу, рефлексии.

Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Также в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Таким образом, существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;

1.3. «Серийное рисование» как метод арт-терапии

Метод серийных рисунков прежде всего определяется как арт-терапевтическая технология, поскольку рисование – широко известный метод арт-терапии [40]. Изначально этот метод был разработан К.Г. Юнгом при работе с детьми, исходя из символического процесса индивидуации [41]. Эффективность включения искусства в контекст лечения основана на том, что это позволяет экспериментировать с эмоциями, их исследовать и выражать на символическом уровне [38].

Использование серийных рисунков облегчает контакт между психологом и клиентом; позволяет сделать зримыми его значимые проблемы, личностные и средовые ресурсы; создает условия для самораскрытия и отреагирования психотравмирующих переживаний; развивает самосознание; формирует опыт взаимодействия со специалистом. В настоящее время этот метод используется не только в работе с детьми, но также в консультировании и психотерапии подростков, взрослых и семьи в целом [41].

Установление положительного терапевтического союза или альянса очень важно при использовании данного метода. Для Юнга терапевтический союз означает активизацию ис­целяющего архетипа Самости, изначально присущего ребен­ку. Этот союз исподволь направляет ребенка в тот тип игры и символической деятельности, который, собственно, и оказы­вается релевантным не только самому процессу излечения, но и личностному росту. Играя в «свои игры», дети «идут именно туда, куда они и должны идти», а психотерапевту или воспи­тателю необходимо лишь следовать за ними на этом пути [40]. Зачастую дети проходят через первичное состояние заме­шательства или «внутренней неразберихи», попадая в полосу темных и болезненных переживаний, где может произойти символическое раскрытие или обна­ружение их первичных душевных ран. Если психотерапевт сможет метафорически «поддержать» и понять боль ребенка, то произойдет дальнейшее продвижение вперед через:

  а) скопившийся душевный хаос;

  б) «борьбу противоположностей» между «хорошим и пло­хим»

 Подход Юнга телеологичен по своей сути, что означает це­левое предназначение любого символа или образа. И если, как отмечает профессор Дж. Алан, психотерапевты или воспитатели, будут внимательно отслеживать детские символы по мере того, как они раскрыва­ются в своей динамике, то последние неизбежно приведут ребенка не только к исцелению, но и к углублению и обогаще­нию их внутренней жизни [41].

Творческое переживание должно способствовать притоку эмоциональности и стать первой ступенью психотерапии. Преимущественное использование «языка» визуальной и пластической экспрессии делает зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего мира человека, которые не всегда возможно выразить (описать) словами.

На современном этапе своего развития арт-терапия интегрирует методы различных направлений психотерапии. Теоретической основой метода серийных рисунков считается интеграция элементов психодинамического, суггестивного и нарративного подходов.

В рамках психодинамического подхода внимание сосредоточено на исследовании отрицательных переживаний, конфликтов, сновидений, образов воображения [40;41].

Элементы нарративного подхода используют при построении диалога по рисункам. В его основу, с одной стороны, положены традиционные техники активного слушания, ободрения, постановки вопросов, выяснения, дальнейшего развития мыслей собеседника, отражения и выяснения чувств. С другой стороны, важной особенностью беседы по рисункам является постоянный учет контекста происходящего в ситуации «здесь и теперь», воплощенного в его словесных описаниях клиента.

Известно, что контекст характеризуется несимметричностью, в результате чего так называемая «периферия» может оказаться более значимой, чем «центр» бытия. Обращая внимание на незначительные детали рисунка и расшифровывая скрытые значения образов, специалист создает условия для достижения клиентом инсайта и катарсиса. В результате взаимно созданного и взаимно разделяемого контекста переживаний между специалистом и клиентом возникает состояние близости, поддержки и понимания.

Описание метода и процедура его использования.

В течение одного сеанса консультирования или психотерапии клиенту предлагают создать серию проективных рисунков на заданные темы, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что на рисунках изображено. Цель работы - отражение в продуктах творческой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения клиента: представлений о себе и окружающих; желаний, стремлений и фантазий; значимых конфликтов; психотравмирующих переживаний; механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения; перспективы будущей жизни. Результат - осознание и отреагирование клиентом своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.

Темы для рисования задаются клиенту психологом. Обычно они сформулированы от первого лица.

После того как сделан рисунок на первую заданную тему, специалист с помощью уточняющих вопросов побуждает клиента составить по рисунку рассказ. Он задает вопросы по типу: «Что тут на рисунке происходит?», «Где ты находится?», «Что ты делаешь?» «Какое у тебя здесь настроение?», «О чем ты думаешь?» и пр. При работе с детьми психолог фиксирует свои вопросы и ответы ребенка, при работе с подростками и взрослыми клиент нередко сам дает письменные ответы на вопросы психолога. Таким образом, рассказы по рисункам создаются клиентом в диалоге с психологом.

После того как рассказ записан, клиенту предлагают новый лист бумаги и следующую тему для рисования. По завершении всей серии заданий специалист и клиент совместно обсуждают результаты проделанной работы (подведение итогов содержания и подведение итогов чувствам).

В настоящее время технология работы на сеансе структурирована и включает три этапа. Определена примерная очередность заданий, которые психолог предлагает клиенту.

1 этап. Рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья», «Если бы у меня была волшебная палочка...» Эти задания позволяют: а) познакомиться с клиентом, б) исследовать его образ-Я, представления о семейном окружении и самочувствии в семье, в) осуществить присоединение за счет обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий, г) ввести в работу, т. е. создать определенный настрой.

2 этап. Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти рисунки и рассказы несут основную эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление интенсивных чувств и воспоминаний. С их помощью происходит выявление отрицательных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения. В процессе исследования психотравмирующих переживаний за счет коррекции механизмов психологической защиты осуществляется отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них.

3 этап. Рисунки и рассказы на тему «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе» (для детей), «Светлое будущее». Задания направлены на снятие возникшего напряжения, дают заряд оптимизма, чувство уверенности в себе, ощущение способности справиться с трудностями, формируют образ позитивного будущего.

Список тем и их формулировки могут изменяться с учетом анамнеза, индивидуально-психологических особенностей клиента и выявляемой в процессе непосредственного взаимодействия в ситуации «здесь и теперь» значимой проблематики. Чаще всего изменения имеют место на втором этапе рисования. Однако важно, чтобы была соблюдена последовательность выше перечисленных этапов, которая продуцирует у клиента определенную динамику эмоционального состояния. Задача первого этапа – присоединиться к клиенту и ввести его в работу, задача второго – «заставить» клиента «переживать», задача третьего – вывести из мира переживаний, снять эмоциональное напряжение предыдущего этапа и создать позитивный настрой.

Важнейшим принципом взаимодействия психолога с клиентом в процессе серийного рисования является безусловное одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Получая безусловное положительное подкрепление, клиенты достаточно быстро втягиваются в работу. С третьего–четвертого по счету рисунка они начинают, как правило, рисовать быстро, уверенно и сами дают устные или письменные комментарии к своим рисункам. В какой-то момент они могут отказаться рисовать и просто рассказывают или записывают рассказ на заданную тему.

Метод серийных рисунков и рассказов используется как однократная процедура (все рисунки и рассказы создаются в течение одного сеанса консультирования или психотерапии длительностью от 60 до 90 мин.). Однако затем полученные материалы могут использоваться на последующих сеансах, в течение длительного времени для глубокой и детальной проработки вскрытых психотравмирующих проблем и отслеживания динамики изменений [29;].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... показатели при выполнении серийных операций (моторных, ... в практику методов выявления речевых нарушении и методов коррекции. Проведенное ... бывают нарушения детско-родительских отношений. В более ... ШАБЛОНЫ (в рисовании) (англ. stencils). Детскому рисованию присуща ...
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

    Реферат >> Психология
    ...   Редактор Л. И. Хлопова. Серийное оформление: В. И. Феногенов Технический ... методы может использовать учитель для коррек­ции ... , агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, ... детско-родительским пробле­мам с последующим рисованием ...
  3. Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

    Лекция >> Медицина, здоровье
    ... , рисования, письма), особенно при серийной организации ... нарушений. Кроме того, методы коррекции и социальные последствия ... эмоционально и когнитивно неудовлетворительных детско-родительских отношениях в младенчестве. Эмоциональная неудовлетворенность ...
  4. Варианты развития детей перед школой

    Реферат >> Психология
    ... , конструированию, рисованию т.е. тем ... Применение серийно-поточного ... Средства и методы физического воспитания, ... складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. ... детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений ...
  5. Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... коррекции аддиктивного поведения подростков в Интернет-среде. Методы ... восприятием родительского отношения и подверженностью ... искусств (музыка, рисование и пр.). ... Компьютерные игры: детская забава или педагогическая ... Томас наладил серийное производство счетных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001910924911499