Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Реферат
Філологічне тлумачення поняття «джерело» розкриває його сутність як те, що дає початок чомусь, з чого випливає, черпається пев­ний процес або явище. У...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Так, Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч.1 ст. 8 Конституції України). У рішенні Конституційного Суду України від 27 грудня 2001 ро...полностью>>
Право, юриспруденция->Лекция
Розкрити сутність та значення стадії перегляду судових рішень в порядку виключного провадження; з’ясувати підстави та процесуальний порядок виявлення ...полностью>>
Право, юриспруденция->Книга
Административное право России является одной из наиболее многогранных и сложных отраслей российского права. Сложность освоения учебного материала по д...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нормативный характер права.

Государственно-волевой характер права органически связан с его нормативностью. Право состоит из норм – общих правил поведения, направленных на регулирование и охрану общественных отношений. Нормативный характер права отражает объективную потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботится о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Нормативность, - пишет Г.В.Мальцев, - универсальное и глубокое качество права. Важнейшее свойство правовых норм состоит в том, что каждая из них есть установленное либо санкционированное государством общеобязательное правило поведения. Правовые нормы предписывают людям то поведение, которое требует от них государство и которому оно гарантирует необходимую защиту и поддержку. Нормативный характер права – это важнейший признак, позволяющий отличать право от правосознания, субъективного права от правоотношений. Принижение реального значения нормативности права объективно мешает укреплению законности, поскольку если. Например, включить в общее понятие права субъективное право гражданина (который «так решил», «так считает» и т.п.), то получится, что его действия и есть право, так как никакого объективного критерия для определения правомерности или неправомерности поведения у нас не будет. Таким критерием является норма права – общее правило поведения, распространяемое на неограниченное число лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Право – это система (совокупность) норм (права поведения общего характера), которые:

а) выражают волю государства, обусловленную определенными экономическими, политическими и социальными условиями;

б) устанавливаются или санкционируются государством;

в) поддерживаются в случае несоблюдения принудительной силой государства;

г) воздействуют на общественные отношения в целях закрепления правопорядка, выгодных всему обществу либо политическим силам, осуществляющим государственную власть.

Необходимо признать важность наличия определенных прав и свобод, относящихся к естественным правам и свободам человека, т.е. к правам, принадлежащим человеку от рождения и существующим объективно, независимо от закрепления (или не закреплении) их в положительном (записанном) праве. Эти права не нуждаются в государственном признании, хотя их подтверждение и защита – первейшая обязанность любого государства, претендующего на статус демократического. Это права человека на жизнь, имя, честь, достоинство, собственность, выбор места жительства, свободу передвижения, свободу мысли, вероисповедания. В этих правах и свободах концентрируются наиболее ценные. Наиболее высоконравственные требования человека к государству, обществу, другим гражданам, обязанным изначально признавать и уважать эти права в каждом человеке. Однако, во-первых, гарантии этих прав неизменно усиливаются, когда признаются государством. Т.е. они объективно тянутся к государству; во-вторых, нормативное определение права не умоляет не принижает значение перечисленных естественных прав человека. Если норма права, изданная государством, закрепляет, расширяет и гарантирует права и свободы граждан, определяет ответственность за нарушения, то тем самым она служит и естественным правом человека.

Наличие у права специфической формы, выражения.

Государственная воля, чтобы считаться правом, должна быть оформлена в качестве правового веления. Его нельзя объявить в виде заявления, программы, обращения и т.п. В подобных документах сообщается о намерениях, пожеланиях, стремлениях и т.д. Для права исторической практикой выработаны свои, специфические формы существования. Это санкционирование государством обычаев, административный или судебный прецедент, нормативный акт,
изданный компетентными органами, договор, заключенный между сторонами. Наиболее распространенной формой закрепления государственной воли в качестве права является законодательство. Иногда право отождествляют с законом. Это не совсем правильно. Закон – важнейшая форма права, но лишь одна
из форм его существования. Правовые идеи, устремления, государственное волеизъявление воплощаются в различных формах, приобретая качество права. Возникновение той или иной формы права связано с историческими условиями становления позитивного права, с национальными традициями, правовой психологией и идеологией народа.

Системность права.

В любом современном государстве право должно представлять собой согласованную, непротиворечивую, взаимно обусловливаемую систему.
Между уже действующими правовыми нормами и новыми нормативными актами должна быть необходимая согласованность, преемственность, иначе право будет не регулировать отношения в обществе, а, напротив, вносить
сумятицу, порождать противоречия и конфликты. В истории известно много случаев разрушения существовавшей системы права и создание на пустом месте новой правовой системы. Эти процессы всегда сопровождались разрушением правовых традиций, появлением правового романтизма, усилением правового нигилизма, что отрицательно сказывалось на правопорядке, сопровождалось нарушением прав и свобод граждан, неуважения к ним. В результате требовались десятилетия, чтобы наладить должное взаимодействие внутри права, восстановить именно его системность, которая является достаточно сильным стабилизирующим качеством во всех отношениях. Системообразующие связи в праве – важнейший, имманентный его признак, обязательный атрибут законотворческого процесса.

Законодатель, не способный соблюдать требования системности
в праве, обречен на неэффективное правотворчество.

Формальная определенность.

Этот признак придает известную четкость, ясность, однозначность
устанавливаемым правовым предписаниям, а следовательно, и самому праву. Право предстает как формальный масштаб, одинаково равный для всех
участников регулируемых отношений. В правовых установлениях определены границы поведения каждого из субъектов права, закреплены их права и
обязанности, т.е. вид и мера возможного и должного поведения. Данный признак тем отчетливее проявляется в праве, чем сильнее, глубже освоил
законодатель законодательную технику, чем четче формулирует правовые предписания, которые должны быть ясными для всех участников регулируемых отношений. Этим самым право более эффективно выполняет задачу формального регулятора общественных отношений. Не случайно право иногда определяется как «формальная свобода» Благодаря формальной определенности правовых предписаний субъекта права – государство, организации, должностные лица, граждане, иностранцы, лица без гражданства – знают предоставленные им права, в рамках которых они могут действовать, могут требовать необходимых действий от других субъектов права, имеют возможность реализовать свои права и обязанности.

(Приложение № 7)

2.2. Принципы права

Принципы права – это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Общеправовые принципы – это:

  • во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правого

регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.);

  • во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придание ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребление правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.)

Социальная свобода. Основным началом правового регулирования
в цивилизованном государстве является предоставление его участникам
максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, месте жительства, возможности пользоваться различными социальными
услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободы и обеспеченной жизни.

Справедливость - означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соизмеримость между деянием и возданием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. п. Данный принцип в наибольшей мере
выражает обще-социальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали.

Юридическое равенство граждан перед законом и судом. Данный принцип закреплен в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Гуманизм. Означает, что Конституция и законы должны закреплять, обеспечить и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом сказано
в ст. 21 Конституции: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию. Другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам».

Демократизм. В правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия,
с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы.

Единство прав и обязанностей. Выражается в органической связи
и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений – субъектов права – и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав. То или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной информации реализуется через обязанности соответствующих структур представлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов.

Законность – система требований общества и государств, состоящая
в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Сочетание убеждения и принуждения – универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам,
особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) является второстепенным применяемым методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты
убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя – установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

  • К межотраслевым - относят принципы характеризующие наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности
    судопроизводства и т.д.

  • Отраслевыми называют принципы, действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве – принцип
    равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – презумпция невиновности; (Приложение № 8)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы к экзамену Теория Государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... . Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Понятие и признаки правового государства. Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство ...
  2. Шпаргалка по Теории государства и права (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» ... важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и морали ...
  3. Основные теории происхождения государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них ... первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт ...
  4. Государство и право в жизни общества

    Закон >> Государство и право
    ... -правовые признаки в Российской Федерации В науке конституционного права под федерацией понимают сложное государство, состоящее ... о наличие венерических болезней. ТЕМА 18. Понятие, функции и социальное значение трудового договора Вопрос № 1. На ...
  5. Административно правовой договор понятие, признаки и юридическое значение (1)

    Реферат >> Государство и право
    ... договаривающихся субъектов. Понятие и содержание ... составляют социальные проблемы ... соображения о признаках, характеризующих ... представлений о значении и содержании административного ... права // Государство и право. 1993. № 2 Бахрах Д.Н. Административное право ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019681453704834