Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Реферат
Філологічне тлумачення поняття «джерело» розкриває його сутність як те, що дає початок чомусь, з чого випливає, черпається пев­ний процес або явище. У...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Так, Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч.1 ст. 8 Конституції України). У рішенні Конституційного Суду України від 27 грудня 2001 ро...полностью>>
Право, юриспруденция->Лекция
Розкрити сутність та значення стадії перегляду судових рішень в порядку виключного провадження; з’ясувати підстави та процесуальний порядок виявлення ...полностью>>
Право, юриспруденция->Книга
Административное право России является одной из наиболее многогранных и сложных отраслей российского права. Сложность освоения учебного материала по д...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3. Понятие формы государства и его элементы

Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной
организации государства и осуществление государственной власти.

Форма государства – это организация государственной власти в единстве трех форм: правление, государственное устройство и политический режим.

Форма правления – это организация высшей власти в государстве,
то есть характеризует как устроены и действуют властные структуры. Форма правления дает ответ на вопрос: кто и каким образом правит государством?

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государственной власти. Форму государственного устройства характеризуют административно-территориальное строение государства
и взаимоотношения между его составными частями, центральными и местными органами власти.

Форма политического режима представляет собой совокупность
способов и средств осуществления государственной власти. Политический режим определяет содержание власти, ее характер, взаимоотношение власти с населением.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти. По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху. Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа. Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия – это форма правления единодержавного
характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством
и контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии
является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, то есть имеет
место распределение полномочий верховной власти между единоличным
органом – монархом и коллективным органом – парламентом.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх уже не обладает всей полнотой власти. Сохранение этой разновидности обусловлено доверием к монарху, верностью традициям
и особенностями менталитета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Нижняя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной, когда феодалы не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти. Современные республики делятся на парламентские и президентские. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственность пере ним правительства. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существует две модели правления президентской республики. По одной модели президент обладает полномочиями главы государства
и главы правительства, по другой модели президент является главой государства не имея статуса главы правительства.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Такие формы правления имеют свои особенности. Для одних характерно сочетание парламентской и президентской республик. Так, во Франции Президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального Собрания. Президент России,
не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства. (Приложение № 3)

1.4. Классификация форм государственного устройства

Общая теория права выделяет три формы территориального устройства государства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство - это государство, на территории которого действует единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Признаки унитарного государства:

1) политическое и территориальное единство государства;

2) единое гражданство;

3) единая законодательная, исполнительная и судебные системы;

4) централизация государственной власти;

5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц.

Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония)
и многонациональным ( Китай. Афганистан, Пакистан).

Федеративное государство – это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти. Существует мнение, что федерация – это объединение суверенных государств, так как
суверенитет федерации производен от суверенитета входящих в нее государств. Согласно другой точки зрения, государственные образования, входящие
в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенства внутри федерации внешней политической независимостью.

Федерация – это сложное государство, для которого характерны следующие признаки:

1) два уровня государственного аппарата – федеральные органы государственной власти управления и органы власти и управления субъектов
федерации;

2) две системы законодательства – федеральная и каждого субъекта федерации;

3) две судебные системы – общефедеральная и субъектов федерации;

4) две системы налогов – федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;

5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов
федерации;

6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации
одновременно является гражданином федерации. В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации и национальные.

В административных федерациях в основу деления территории
положении объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор – национальный состав населения.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованных для совместного решения политических, экономических и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.

Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности.

Сообщество государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют надгосударственные органы и бюджет. ( Приложение № 4)

1.5. Политические режимы: понятие, классификация

Существуют различные классификации политических режимов. Ряд
авторов предлагают двухчленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (тоталитарные).

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как формирование органов власти в результате псевдо выборов, путем фальсификации выборов либо без выборов; наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма; бесправие граждан и произвол властей зачастую при формально провозглашенной законности, прав и свобод граждан. Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический.
В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный. Фашистский режим характеризуется как национально- демагогический, тоталитарный – как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.

Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как: - деспотический режим предполагает полный произвол монарха; - тиранический режим основан на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления; - тоталитарный режим,
основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом; - фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего
к евреям и коммунистам; - авторитарный режим, характерной чертой которого является опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;
- либерально-демократический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами; - собственно демократический режим – это режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать представительные органы власти и быть
избранным. Комбинированная классификация предусматривает деление
режимов на демократические и антидемократические с последующей их
детализацией. Демократические режимы подразделяются на три разновидности: либеральный, демократический, либерально-демократический. К числу
антидемократических режимов относятся деспотический, тиранический,
авторитарный, тоталитарный, фашистский и мафиозно- криминальный режим.

(Приложение № 5)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы к экзамену Теория Государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... . Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Понятие и признаки правового государства. Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство ...
  2. Шпаргалка по Теории государства и права (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» ... важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и морали ...
  3. Основные теории происхождения государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них ... первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт ...
  4. Государство и право в жизни общества

    Закон >> Государство и право
    ... -правовые признаки в Российской Федерации В науке конституционного права под федерацией понимают сложное государство, состоящее ... о наличие венерических болезней. ТЕМА 18. Понятие, функции и социальное значение трудового договора Вопрос № 1. На ...
  5. Административно правовой договор понятие, признаки и юридическое значение (1)

    Реферат >> Государство и право
    ... договаривающихся субъектов. Понятие и содержание ... составляют социальные проблемы ... соображения о признаках, характеризующих ... представлений о значении и содержании административного ... права // Государство и право. 1993. № 2 Бахрах Д.Н. Административное право ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014309883117676