Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Реферат
Філологічне тлумачення поняття «джерело» розкриває його сутність як те, що дає початок чомусь, з чого випливає, черпається пев­ний процес або явище. У...полностью>>
Право, юриспруденция->Реферат
Так, Україні визнається і діє принцип верховенства права (ч.1 ст. 8 Конституції України). У рішенні Конституційного Суду України від 27 грудня 2001 ро...полностью>>
Право, юриспруденция->Лекция
Розкрити сутність та значення стадії перегляду судових рішень в порядку виключного провадження; з’ясувати підстави та процесуальний порядок виявлення ...полностью>>
Право, юриспруденция->Книга
Административное право России является одной из наиболее многогранных и сложных отраслей российского права. Сложность освоения учебного материала по д...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает единство общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы.

Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека, и характеризуется понятием гражданства.
Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти – исполнительная, законодательная и судебная. Возможен и иной подход
к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющих вспомогательную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение
государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение
с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия.

Высшее общественное предназначение государства – гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.

(Приложение № 1)

1.2. Основные признаки государства

Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанные естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся следующие признаки: суверенитет; право; территориальное деление населения; система налогов и займов; публичная власть.

Публичная Власть как признак государства.

Первый признак государства связан с учреждением особой публичной власти, которая непосредственно с интересами населения не совпадают.
В родоплеменном сообществе существовала родовая потестарная власть, сущность которой – жесткое принуждение. Она распространялась только на сородичей и осуществлялась по кровнородственному признаку, ей подчинялись только члены рода в силу их личной зависимости от коллектива. Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, она подчиняет всех, кто находится на определенной подвластной территории. Эти «все» представляют подвластный народ, население, совокупность абстрактных объектов власти (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, национальными узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются все граждане. Любая власть, в том числе государственная, это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой – необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение – следствие, как убеждения, так и принуждения. Власть – это сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Государство наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими для выполнения этих ставших специфически государственными функций. Публичная власть состоит из отрядов вооруженных людей (армии и полиции), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людей и подчинением их
чужой воле. Она составляет самый существенный, неотъемлемый признак
государства даже там, где его становление происходило во внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.

Налоги и займы.

Поскольку лица, образующий особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего
содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов, что является признаком государственной организации общества. Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимают обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством
с граждан и юридических лиц. Обязанность платить налоги в новой Конституции Российской Федерации закреплена как одна из важнейших. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли. Иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности,
в чем кровно заинтересован каждый гражданин. Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. В условиях перехода и развития рыночных отношений в Российской Федерации при формировании доходной части бюджетов, функционирующих на ее территории, все большее значение приобретают налоговые поступления, ежегодно возрастает их удельный вес в доходах всех видов бюджетов. Налог – установленный органом государственной власти обязательный платеж
в бюджет, вносимый безвозмездно юридическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок. В отличие от налогов другие обязательные платежи имеют несколько иную природу. Например, государственная пошлина. Она вносится за какие – либо действия государственных органов в пользу обратившегося к ним клиента. К числу государственных налогов с населения относится прежде всего подоходный налог.

Разделение населения по административно–территориальным единицам.

Исторически одним из признаков складывающегося государства стала замена родоплеменной организации населения территориальной. Первоначально фактически складывавшаяся территориальная организация населения маскировалась под привычную, освященную обычаями родоплеменную структуру. На место родов и племен пришли территориальные формы консолидации населения, долгое время носившие прежние названия в сочетании с «территориальным» определением и именем великого предка (героя) в названии. Смена родовой организации социального управления политической, государством – не одномоментный акт, а постепенный, длительный процесс, полный противоречий и драматизма. Разделение населения по административно-территориальным единицам и распространение государственной власти по территориальному принципу означает не только возникновение государственной организации, но и начало процесса складывания отдельных стран. Территория, важнейшие параметры которой, в свою очередь, определяются географией и месторасположением, имеет немаловажное значение для исторических судеб и перспектив любого государства и народа. Важно учесть, что география и месторасположение имеют множество аспектов, таких, как размеры и масштаб территории конкретного государства, место расположения, топография, климат, условия для сельско- хозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Сам ландшафт, степень плодородия почвы, природные ресурсы и т. д . непосредственным образом сказываются как на структуре и отдаче народного хозяйства, так и на плотности населения. Немаловажное значение для безопасности и национальных целей имеет также близкое окружение государства. Эти и другие связанные с ними факторы имеют решающее значение при реализации государством своих внутри- и внешнеполитических проблем. Со времени Вестфальского мира 1648 г. территориальные границы государств считаются священными и неприкосновенными.

Политическая организация современного мира базируется прежде всего
и главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу. На территории нет какой-либо иной власти, кроме власти суверенного государства, юрисдикция которого распространяется на эту территорию.
Таким образом, государство представляет собой основную форму политической самоорганизации общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Отличительной особенностью современного государства является то, что оно представляет собой коллективность, жестко привязанную к определенной территории.

Право как особый регулятор общественных отношений.

Важным признаком государства является выражение воли господствующего класса, социальных групп в нормах права и. таким образом придание этой воле общеобязательного характера. На ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена и позаботится о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в законы. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права. С древнейших времен, с самых первых памятников права – законов, уставов, сборников обычаев и судебных решений, других юридических документов, - сквозь вязь противоречивых элементов, когда правовую ткань разрывают классовые интересы, политические страсти, а то и своеволие, произвол правителя – законно творца, в ней проступает исконное – нацеленность на установление единого, стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного решения конфликтов, учет интересов различных лиц, участников данных отношений, защищенность и гарантированность их прав.

Подробный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде всего в памятниках права, стремление утвердить в жизни:

- справедливость;

- мудрость;

- реализм и жизненность.

В условиях, когда демократия, общее движение к свободе, к гуманизму получили всеохватывающее глобальное развитие, произошел своего рода
и взлет права. Историческое предназначение права, его способность быть
воплощением и гарантом свободы и высокой организованности свидетельствует
о наличии в нем значительных потенциальных резервов, которые имеют
первостепенное значение для утверждения и развития в обществе начал
демократии, гуманизма, социального прогресса. Правовое регулирование, так же как и всякий иной управленческий процесс, осуществляется с помощью двух основных правовых средств: правовых стимулов и правовых ограничений. По мере углубления цивилизации, перехода ее на новые, более высокие
ступени происходит развитие права как глобального явления, обретение
им качества и характеристик, соответствующих его природе. Наиболее важное значение в этом процессе имеют, по всем данным, такие вехи развития человечества, как взлет общечеловеческой культуры в условиях античности, прорыв в глубины человеческого духа в эпоху Возрождения, нарастающее в новейшей истории движение к демократии, к свободе, к гуманизму, к современному гражданскому обществу.

Суверенитет.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международном общении.

Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю верховенство и внешнюю – независимость.

Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не
отдельные ее части; б) в универсализме – власть в государстве распространяется на все население; в) в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется: а) в признании данного
государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государств во внешние и внутренние дела суверенного государства. (Приложение № 2)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы к экзамену Теория Государства и права

    Реферат >> Государство и право
    ... . Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Понятие и признаки правового государства. Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство ...
  2. Шпаргалка по Теории государства и права (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» ... важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и морали ...
  3. Основные теории происхождения государства и права (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них ... первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт ...
  4. Государство и право в жизни общества

    Закон >> Государство и право
    ... -правовые признаки в Российской Федерации В науке конституционного права под федерацией понимают сложное государство, состоящее ... о наличие венерических болезней. ТЕМА 18. Понятие, функции и социальное значение трудового договора Вопрос № 1. На ...
  5. Административно правовой договор понятие, признаки и юридическое значение (1)

    Реферат >> Государство и право
    ... договаривающихся субъектов. Понятие и содержание ... составляют социальные проблемы ... соображения о признаках, характеризующих ... представлений о значении и содержании административного ... права // Государство и право. 1993. № 2 Бахрах Д.Н. Административное право ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014519691467285