Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Уже в конце XIX в центр прикладной социологии, т е практического менеджмента, перемещается из Англии в Америку Деятельность «ранних научных менеджеров...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем Рост такой преступности характерен для в...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системо...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Актуальность темы Проблема исторического субъекта относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, ч...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Всеобщая декларация прав человека закрепляет: во-первых, право каждого члена общества, в том числе и одинокого пожилого гражданина, на социальное обеспечение; во-вторых, право человека на достойный уровень жизни, гарантирующий удовлетворение его основных потребностей и необходимый для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение.

Право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, утверждается и в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах. В документе вслед за Всеобщей декларацией прав человека также признаются права каждого человека на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному документу.

В связи с вступлением России в Совет Европы большое значение для страны имеют его конвенции и соглашения. В общей сложности за свою более чем полувековую деятельность Совет Европы принял свыше ста конвенций и соглашений. Наиболее значимыми из них специалисты называют Европейскую социальную хартию. Основу политики социального государства, каковым в соответствии с Конституцией является Российская Федерация, должно составлять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Государство обеспечивает и защищает конституционные права всех граждан, уделяя повышенное внимание социально уязвимым группам населения, в число которых входят пожилые люди.

Правовые гарантии должны соответствовать целям построения общества для людей всех возрастов, которое предусматривает уважение прав человека, социальную справедливость, демократическое участие и законность. В России роль права как социального регулятора общественных отношений заключается, в частности, в определении обязанностей государства и семьи, отвечающих правам пожилых людей на достойную и независимую жизнь, реализацию жизненного опыта и потенциала.

Применительно к гражданам пожилого возраста важнейшее значение имеют конституционные нормы о гарантиях социального обеспечения, установлении законом государственных пенсий и социальных пособий, поощрения дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Основой для создания пожилым людям благоприятных условий жизни являются также конституционные нормы о праве граждан на жилище, охране государством достоинства личности, частной собственности, о свободе совести и вероисповедания, о праве на охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи. В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм: закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей; непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; регулирующие наложение определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»).

В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав одиноких пожилых людей.

К примеру, статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами. Сказано, что «по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната. Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ). В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания.

Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Забота о родителях подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав. Статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

К примеру, часть 1 ст. 88 Семейного кодекса РФ гласит: «При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами». Из личных неимущественных отношений Семейный кодекс РФ выделяет лишь права бабушки и дедушки (и других родственников) на общение с ребенком. Статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 гласит: «При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органом внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ». В этом примере мы видим, как государство дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются Федеральными законами «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста. К этой же группе следует отнести Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ, и признаны утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Этот закон, получил широкую известность в связи с тем, что предусматривает серьезную реформу социальной сферы – замену для различных категорий граждан льгот денежными выплатами.

Многие законы гарантируют охрану здоровья граждан пожилого возраста. Это Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), «О медицинском страховании граждан» (1991), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Как видно из этого перечня нормативная база достаточно обширна. Но вместе с тем юристы обращают внимание на то, что в принятых документах различается многообразие понятий («медицинская помощь», «медицинские услуги», «медико-социальная помощь», «социально-медицинское обслуживание», «социально-медицинское обеспечение жизнедеятельности»), свидетельствующее о том, что при разработке законов не удалось избежать ведомственного подхода.

Кроме кодексов, законов есть еще и правовые акты, которые издаются органами политической власти. Например, Постановление министерства труда и социального развития РФ (от 14 ноября 2003г. № 76) «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «Геронтологический центр». Статья 2 этих методических рекомендаций гласит: «Геронтологический центр рекомендуется создавать в целях оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении». Как видно из этого положения, одиноким пожилым людям даются гарантии на достойное существование и медицинское обслуживание. Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуются широким развитием регионального законодательства.

В Амурской области используют следующие документы:

Программа мероприятий «Укрепление материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи населению Амурской области в 2006 году» (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Закон Амурской области от 17.12.2004 №389-ОЗ о внесении изменений в Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Развитие социального обслуживания и адресной социальной помощи населению Амурской области в 2003 – 2005 гг.» (принят Амурским областным советом народных депутатов 12.11.2004) (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (по состоянию на 19 июля 2006 года).

Постановление от 14 ноября 2003 г. №76 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения «геронтологический центр».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 года; и др.

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

а) градация прав и предоставляемых льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;

б) лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, не всегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

Таким образом подводя итог рассмотренному вопросу, можно сказать, что социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей в целом и одиноких пожилых людей, в частности, видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Таким образом, основной задачей государства, но отношению к одиноким пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении одиноких пожилых направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    Дипломная работа >> Социология
    ... Примеры ... социальную работу с категорией осужденных-пенсионеров, инвалидов, престарелых одиноких людей в исправительной ... социальной работе во взаимодействии с другими сотрудниками исправительного учреждения на ... Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное ...
  2. Технология социальной работы (2)

    Шпаргалка >> Социология
    ... социальной работы. В качестве примера можно привести социальный ... целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять ... исправительно-трудовых учреждений; Социально-психологическая и проф-ная ... пожилой, пенс.возраст людей: одинокие пожилые ...
  3. Социальная работа с бездомными женщинами в г. Благовещенске

    Дипломная работа >> Социология
    ... Социальные работники за рубежом работают на упреждение бездомности, с широкой профилактической социальной работой с различными категориями. Специальные учреждения социальной ... социального риска», пострадавших от насилия, бездомных, инвалидов, одиноких пожилых ...
  4. Социальная работа как знание, деятельность и специальность

    Шпаргалка >> Социология
    ... Рассмотрим на примере ... одинокие пожилые ... пожилого возраста, инвалиды и т.д. Создание специализированных учреждений для различных категорий. На макро уровне. Социальная работа ... на кару и исправление заключенных. То есть система уголовно исправительных учреждений ...
  5. Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди ...

    Дипломная работа >> Социология
    ... плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к подросткам, убеждение их на конкретных примерах ... предпочли работать в будущем? (Отметьте один вариант ответа) На государственном предприятии, в государственном учреждении На частном ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011980533599854