Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Кодекс
В 1995 году с принятием нового Семейного кодекса произошел решительный поворот в области правового регулирования семейных отношений. Благодаря этому к...полностью>>
Государство и право->Реферат
При правоприменения на стадии выбора правовой нормы особенно актуальным становится уяснение смысла и содержания этой правовой нормы. Иначе же можно пр...полностью>>
Государство и право->Реферат
В XXI веке у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления соответствующих норм в законе. Основной объект ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Достижения цели построить правовое общество, фундаментом в котором будет закон, воз...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                           3

1.          Глава 1. Общая характеристика государственно-правового регулирования банковской деятельности в России.

1.1.   Понятие государственно-правового регулирования банковской деятельности.                                                                                4

1.2.   Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности.                                                                            9

1.3.   Особенности правового статуса Центрального Банка РФ.                 15

2.          Глава 2. Особенности государственно-правового регулирования банковской деятельности.

2.1.   Лицензирование и регистрация деятельности коммерческих банков.                                                                                            30

2.2.   Контроль и надзор Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков.                                                                       37

2.3.   Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну.

3.          Выводы. Пути совершенствования регулирования банковской деятельности.

Заключение

Введение

После встречи 24 марта 2005 г. бизнесменов и банкиров с Владимиром Путиным Ассоциация российских банков публично выступила против существующей системы банковского регулирования, центральное место в которой занимают инструкции Центробанка. «Основной массив отношений в банковской сфере регулируется подзаконными актами Банка России, что вступает в противоречие с Конституцией РФ[1]«, - говорится в распространенном пресс-релизе АРБ. Ассоциации «представляется необходимым существенное увеличение доли законодательного регулирования банковской деятельности за счет снижения доли подзаконного регулирования[2]«. Для этого АРБ предлагает написать Банковский кодекс РФ, разработкой которого займется ее рабочая группа во главе с председателем совета директоров банка «Губернский», в прошлом главой экономического управления кремлевской администрации Антоном Даниловым-Данильяном.

Необходимо перевести максимальный массив регулирования на законодательный уровень, чтобы минимизировать возможность волюнтаризма или отраслевого толкования и принятия ряда нормативных актов. Процесс кодификации начинать необходимо, поскольку объем законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность, значительно расширился, и сейчас важно, чтобы между разными законами и нормативными актами в этой сфере не было бы коллизий. Президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев встречались вместе с группой российских бизнесменов с Владимиром Путиным и, судя по всему, убедили его в необходимости скорректировать правила игры. По словам одного из участников встречи, была даже достигнута договоренность о проведении в будущем дискуссию конкретно по вопросам банковского сектора и финансовых рынков. С одной стороны, банки регулируются Центральным банком, а с другой - целый ряд полномочий в этой сфере есть даже у МВД. Помимо нормативных актов и банковских законов бизнес (в части борьбы с отмыванием преступных доходов) регулируется, например, уголовно-процессуальный кодексом[3], и не эффективно.

В законе[4] о ЦБ РФ говорится, что Банк России тесно взаимодействует с кредитными организациями и их ассоциациями, проводит с ними консультации перед принятием важных решений нормативного характера. Для этой цели могут создаваться действующие на общественных началах комитеты и рабочие группы. Однако, как показывает опыт банков, эти важные положения не выполняются, что негативно отражается на качестве нормативных документов и, следовательно, регулировании банковской деятельности в целом. Отдельные положения принятых ЦБ РФ новых нормативных документов по банковскому надзору и регулированию недостаточно обоснованы и встретили возражение банков.

В прессе встречаются мнения экспертов, что создать единый Банковский кодекс пока «мешает качество банковского законодательства», к тому же предложение о создании кодекса выдвигалось и ранее, но не было поддержано банковским сообществом.

Глава 1. Общая характеристика государственно-правового регулирования банковской деятельности

1.1 Понятие государственно-правового регулирования банковской деятельности

Интересы общества в целом формируются исключительно общественно-экономическими условиями и соответствующими им потребностями. Интересы организаций формируются не только под воздействием этих объективных факторов, но и под воздействием субъективных факторов: воли законодателя и деятельности государственных органов в экономической области. Для формирования объективных и субъективных интересов организаций существенное значение имеют те материальные условия, в которые их ставит государство в целях реализации общественных интересов. Разумеется, при этом следует учитывать, что в любом государстве действуют объективные экономические законы, однако государство своей деятельностью может способствовать или препятствовать их проявлению.

Рассматривая вопрос, что регулирует право, необходимо выделить два подхода к определению понятия предмета (объекта) правового регулирования и, соответственно, понятия самого правового регулирования: общефилософский (теория «объекта-действия») и специально-юридический (теория «объекта-отношения»).

Сторонники общефилософского подхода основывают свою позицию на анализе философской категории «отношение», которая является родовой по отношению к категории «общественное отношение». С этой точки зрения общественные отношения представляют собой частный случай специфического проявления всеобщей связи между явлениями объективной действительности.

Правовые отношения являются, в свою очередь, разновидностью общественных отношений. Поэтому правоотношение, как и любое общественное отношение (и отношение вообще), не должно содержать внутри себя никаких компонентов (имеются в виду элементы правоотношения, выделяемые при специально-юридическом подходе). При этом понятия «поведение» и «общественные отношения» четко разграничиваются.

Согласно данному подходу[5], суть правового регулирования заключается в установлении целесообразных отношений между субъектами в определенной социальной сфере через предоставление им субъективных юридических прав и возложение субъективных юридических обязанностей с тем, чтобы вызвать нужное поведение.

Необходимо обратить внимание на то, что в философии и психологии деятельность человека понимается достаточно широко и охватывает в том числе и внутреннюю, мыслительную деятельность. В юриспруденции понятие «поведения» ограничивается деяниями, выраженными вовне (действиями, бездействием, вербальным поведением, т. е. словесно).

Следовательно, правоотношение при таком подходе - это не общественное отношение, урегулированное нормами права (как это чаще всего определяется при специально-юридическом подходе), а самостоятельное общественное отношение, субъектов которого связывают или ставят в правовую зависимость юридические права и обязанности и которое оказывает регулирующее воздействие на поведение людей отдельно или во взаимодействии с иной общественной структурой.

Согласно описанному подходу[6], право вообще не регулирует общественных отношений: оно регулирует поведение. И делается это через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности, через наполнение последней правовыми связями и зависимостями, где правовая структура действует наряду с иной социальной структурой, имеющейся в данной сфере, совместно влияя на поведение людей. Право не может превращать общественные отношения в правовые, делать их правоотношениями: правовые связи лишь подключаются к иным общественным отношениям в обоюдном воздействии на регулируемое поведение.

Суть господствующего в настоящее время специально-юридического подхода[7] заключается в том, что предметом (объектом) правового регулирования признаются общественные отношения, акты волевого поведения людей   участников общественных отношений, на которые воздействует право.

При этом общественные отношения как вид отношений отличают следующие моменты: 1) это отношения между людьми; 2) это отношения, тесно связанные с поведением (деятельностью) людей.

Существенная особенность регулируемых правом общественных отношений заключается в том, что они могут быть предметом (объектом) правового регулирования лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. При этом обнаруживается важная закономерность: воздействие права на общественную жизнь тем значительнее, чем сильнее правовые формы оказывают стимулирующее или «обязывающее» влияние на волю и сознание людей.

Таким образом, в качестве непосредственного объекта правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, через которое только и можно осуществлять стимулирование или принуждение[8].

Право при этом способно воздействовать на различные уровни поведения людей и их коллективов. Можно выделить следующие три уровня поведения: 1) действия, 2) операции, 3) деятельность. Причем с каждым из указанных уровней поведения, как правило, сопряжен соответствующий элемент системы права: действие   предмет регулирования отдельных норм; операция как определенная последовательность действий   предмет регулирования совокупности норм, выделяемых только по целевому признаку; деятельность как система постоянных, целенаправленных действий  предмет регулирования уже целой системы норм, характеризующейся внутренним единством, т. к. эти нормы охватывают определенный вид социальной деятельности и все возникающие при этом отношения.

Соответственно в рамках специально-юридического подхода правовое регулирование определяется как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно   организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Исходя из этого, можно выделить два отличительных признака правового регулирования.

Во-первых, оно представляет собой целенаправленное, нормативно-организационное опосредствование общественных отношений государством.

Во-вторых, оно осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов), которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.

Учитывая то, что общественное отношение всегда тесно связано с поведением (деятельностью) людей, при определении предмета (объекта) правового регулирования в прикладном значении понятие «общественные отношения» и понятие «деятельность» в смысле поведения (системы действий) в определенной сфере этих отношений можно рассматривать как тождественные.

Содержание правового регулирования[9] (т. е. выбор способов, типов, методов правового регулирования) зависит, прежде всего, от вида (характера) предмета (объекта) правового регулирования. Те или иные виды общественных отношений (виды деятельности) способны «принимать» правовое регулирование не вообще, а только в определенном наборе приемов воздействия. Именно это обстоятельство предопределяет построение системы права.

Правовое регулирование не способно менять потребности субъектов общественных отношений (деятельности) коренным образом. Однако эти потребности напрямую зависят от условий деятельности данных субъектов, которые определяются с помощью правового регулирования. Тем самым право оказывает воздействие на формирование потребностей и соответствующих интересов не прямыми предписаниями об их возникновении, а опосредствованно   через воздействие на материальные условия существования и деятельности.

С помощью формирования определенных условий деятельности субъектов общественных отношений (деятельности) возможно также способствовать возникновению и закреплению у них таких интересов, которые соответствуют интересам всего общества. В частности, установление понятной, экономически обоснованной системы налогообложения, с жестким порядком контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и строгой ответственностью создает такую ситуацию, в которой налоги выгоднее платить в полном объеме и своевременно.

Понятно, что в силу действия объективных законов развития общества возможности воздействовать на коренные интересы весьма ограничены, но полностью их отрицать нельзя. Гораздо более обширной является возможность воздействия на текущие интересы, приводящие к реализации коренных интересов. В частности, установление юридических санкций оказывает на участников общественных отношений (деятельности) стимулирующее воздействие и создает у них интерес надлежащего исполнения обязательств, например, договорных.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Правовое регулирование банковской деятельности в России

    Реферат >> Финансы
    ... . 1. Правовое регулирование банковской деятельности в России Банковское законодательство является отраслью права, представляющую систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности ...
  2. Правовое регулирование банковского дела

    Реферат >> Государство и право
    ... остается совершенствование правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Вся совокупность нормативных правовых актов, регламенти­рующих банковскую деятельность, составляет ...
  3. Регулирование банковской деятельности

    Реферат >> Банковское дело
    ... , их ликвидности и платежеспособности. Правовые основы организации надзора и контроля. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской ...
  4. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской

    Монография >> Экономика
    ... в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000. С. 40; Правовое регулирование банковской деятельности / ... на праве хозяйственного ведения . -------------------------------- Правовое регулирование банковской деятельности / Отв. ред. проф. ...
  5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков

    Контрольная работа >> Банковское дело
    ... ДКП ЦБ Вопрос 1. Содержание банковского регулирования Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой ... правовых актов соответствующими компетентными органами государства: введение ограничений для субъектов экономической деятельности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0024149417877197