Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Бельгия – многоязычная страна, расположенная в центре Европы, недалеко от Парижа, Лондона и Амстердама Ее столица Брюссель является космополитическим ...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Немає сумніву в тому, що в найближчому майбутньому розвиток інформаційних і комунікаційних технологій приведе до повсюдного створення електронних бібл...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции Учебные математические задачи являются эффективным и часто незаменимым средством...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В современной школе в связи с появлением новых учебников, новых подходов к изложению материала, возрастает интерес как к математическому образованию в...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра современных европейских языков

401 группа

Климко Игорь Александрович

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной

адаптации воспитанников школы-интерната

Курсовая работа

Научный руководитель:

преподаватель кафедры современных европейских языков

Чаплеевская И.О.

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.3. Игра как средство социальной адаптации Сюжетно-ролевая игра

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

2.1. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате

2.2. Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами

2.3. Рекомендации педагогам по применению сюжетно-ролевых игр в условиях школы интерната

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Актуальность проблемы: Современное общество достигло апогея в своем развитии: строятся города-мегаполисы, создаются и воплощаются в жизнь новые технологии. В связи с этим жизнь людей становится насыщенной и в то же время сложной. У них мало времени на то, чтобы провести его вместе со своей семьей, своими детьми. Увеличивается количество стрессогенных факторов, повышающих негативный эмоциональный фон. Поэтому у людей повышается уровень тревожности и агрессивности, они становятся обеспокоенными и нервными. Они испытывают трудности при общении друг с другом. Наблюдается недопонимание, увеличивается количество межличностных конфликтов, наблюдаемых в профессиональной деятельности, личной жизни. Все это главным образом отображается на семейных отношениях: недопонимание родителей и детей друг другом, супружеская измена, разводы. Семья – это социальная ячейка общества. И поэтому процессы, происходящие в семье, так или иначе, отражаются на государстве и наоборот, такие социальные феномены как безработица, нестабильная политическая обстановка в государстве и мире в целом, малообеспеченность негативно отражаются на семье. Наша главная задача как социальных педагогов заключается в том, чтобы суметь найти источник семейной неурядицы и снизить интенсивность его действия до минимума, налаживая тем самым внутрисемейные отношения и предотвращая распад семьи. Ведь семья– это то единственное место, где ребенок усваивает все общественные нормы поведения, учится находить решения трудных жизненных ситуаций, посредством обогащения жизненным опытом своих родителей.

Как уже говорилось выше, современное общество породило много социальных проблем, которые оказывают сильное воздействие на семью. На протяжении последних ста лет(да буквально каждые 10 лет!) у людей поменялась система ценностей на жизнь, поменялись взгляды на семью как ценность социальной системы общества. В нашей республике с каждым годом увеличивается количество социальных сирот, то есть детей, от которых отказались родители по тем или иным причинам. Данной проблемой социальной адаптации детей сирот занимались и занимаются такие ученые как И.А. Погодин, Н.М. Попова, В.М. Зубкова, Г.М. Сапожникова, Б.А. Куган, Р.Перрон, А. М. Прихожан и другие.

В настоящий момент социальная политика государства направлена на уменьшение числа социальных сирот, их реабилитацию. Социальные педагоги принимают активное участие в социальной адаптации детей, проживающих в условиях учреждения интернатного типа. Для этого существует несколько путей. Дети из интернатных учреждений могут проживать в киндердорфах(детские деревни), в семьях выходного дня, а также, что очень существенно, они могут быть усыновлены и взяты под опеку или на попечительство, чтобы нивелировать негативное воздействие «детдомовской жизни».

Сегодня социально-педагогическая наука находится в поиске эффективных средств и методов социальной адаптации детей-сирот. По моему мнению, для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности социального педагога, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную социальную адаптацию данной категории детей.

Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор следующей темы курсовой работы «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната».

Цель: выявить потенциал игровой деятельности в контексте сюжетно-ролевой игры как средства социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате.

Объект: влияние игровой деятельности на процесс социальной адаптации детей-сирот к условиям школы-интерната.

Предмет: процесс социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната.

Задачи:

  1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации детей-сирот;

  2. определение методов исследования по данной проблеме и проведение эмпирического исследования;

  3. использование в практической деятельности с детьми сюжетно-ролевой игры как средства их социальной адаптации.

Гипотеза: включение детей-сирот в игровую деятельность способствует их социальной адаптации в условиях школы-интерната.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературных источников;

  2. карта наблюдения Стотта;

  3. проективная методика «Несуществующее животное».

База исследования: школа- интернат № 3 г. Минска.

Респонденты: В исследовании принимало участие 20 респондентов 4 и 5 классов в возрасте 10– 11 лет, проживающих в школе-интернате № 3 г. Минска.

Научная и практическая значимость данного исследования заключается в том, что данное социально-педагогическое исследование носит научно-прикладной характер. С каждым годом растет число социальных сирот, которые проживают в школах-интернатах и других воспитательных учреждениях. Проживание в таких условиях негативно сказывается на развитии этих детей вследствие родительской депривации. Это индуцирует рост дезадаптаци ребенка как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Резко снижается уровень социальной адаптации, что ведет к негативным проявлениям в поведении ребенка (повышенный уровень агрессии, аутистические проявления, неумение строить отношения с окружающими детьми, несовершенство коммуникативных навыков). Поэтому для устранения последствий проживания в условиях школ-интернатов в данном научном исследовании выдвигается идея о том, чтобы использовать игровые технологии в работе социального педагога с детьми-сиротами, в частности с детьми младшего школьного возраста. Это будет способствовать их успешной социальной адаптации (совершенствование коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия и сотрудничества, снижение уровня агрессии и тревожности, вызванных проживанием в данных условиях).

Для работы с детьми-сиротами старшего возраста также рекомендуется использовать сюжетно-ролевые игры, которые были бы направлены на построение отношений с противоположным полом, на половое и семейное воспитание, привитие социально-бытовых навыков, на профориентацию. Поэтому данный вид игровой технологии является одним из самых эффективных средств воспитания и повышения социальной адаптации детей-сирот в условиях проживания в школе-интернате.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях

Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан.

Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает И.С Зайцев, использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля. В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функциональная и морфологическая перестройка живого организма для сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект детерминирует адаптацию как «социально-обусловленный уровень отражения, связанный с сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества». И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия [7, с. 5].

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio– приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Также выделяют понятие «социальная адаптация».

Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [15, с.81].

Социальная адаптация, как полагает И.С. Зайцев, в коллективе предполагает включение индивида в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности [7, с.8]. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Самым главным условием при этом является полное совпадение требований, которые предъявляются в вышеперечисленных институтах социализации с требованиями в реальной жизни. В этом заключается педагогический аспект. Что же касается психологического, то социальная адаптация понимается здесь как выработка индивидом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, предъявлений серьезных требований к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни [7, с.8-9].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социализация детей-сирот

    Дипломная работа >> Социология
    ... сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната 2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате ... могут успешно развиваться при ... заданий воспитанниками школы-интерната становится ...
  2. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)

    Дипломная работа >> Социология
    ... Воспитанники детского дома (школы-интерната) менее успешны ... как средство ... сюжетно-ролевые игры, праздники в группе («День именинника», «Дары осени», «Рождественские посиделки» и др.), помогает воспитанникам ... социальную адаптацию в условиях школы-интерната ...
  3. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... сюжетно-ролевой игре, связанное с возможными путями устранения имеющихся недостатков. В процессе формирования социальной адаптации ... для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, ...
  4. Технология подготовки к самостоятельной жизни воспитанников Детского дома

    Реферат >> Социология
    ... негативные факторы, препятствующие успешной социальной адаптации воспитанников детских домов в самостоятельной ... ребенка, детский дом, школу-интернат). Детский дом – это ... миру профессий, экскурсии, · комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д., · диспут «на ...
  5. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология
    ... социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра; творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр ... социальной адаптации и интеграции в жизни с помощью воздействия на различные сферы жизнедеятельности воспитанника средствами ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016918182373047