Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Управління якістю продукції — це встановлення, забезпечення і дотримання необхідного рівня якості продукції при її розробці, виготовленні та експлуата...полностью>>
Психология->Реферат
"Рождаясь" в Нематериальном, а затем в материальном, он проходит стадию подготовки для жизни на планете Земля, и в эту подготовку входит закрытие этой...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом те...полностью>>
Психология->Реферат
Лишайники — це особливі організми, в тілі яких об єднані водорості й гриби в нові комплекси симбіотичних організмів з но­вими морфологічними, фізіолог...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Украины

национальный педагогический университет

имени м.п.драгоманова

Крымский гуманитарный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологическое исследование личностных особенностей родителей с различным стилем отношения к ребенку

Яценко Анны Игоревны

Социально-психологического факультета

Специальность 6.040100 – «психология»

Курс 3, группа 2

Артек 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско- детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

1.2 Виды консультативной психологической помощи семье

1.3 Факторы, влияющие на становление детской психики

1.4. Родительские стили воспитания и установки

1.5 Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания

1.6 Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка

1.7 Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному стилю семейного воспитания

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку

2.1 Обоснование замысла исследования. Цели, задачи, гипотеза

2.2 Организация и ход исследования

2.3 Результаты исследования и их обсуждение

2.4 Обсуждение результатов

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.)

В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980).[4;56]

Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора (особенно влияния личностных качеств родителей на стиль отношения к ребенку) по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило тему настоящей работы.

Объект исследования – стиль отношения родителей к ребенку.

Предмет исследования – психологические особенности личности родителей с различным стилем отношения к ребенку.

Цель исследования – изучить взаимосвязь личностных особенностей родителей со стилкм воспитания своего ребенка.

Задачи:

  1. дать теоретическое обоснование гипотезы и замысла эмпирического изучения проблемы;

  2. организовать и провести психологический эксперимент;

  3. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения личных особенностей родителей и стилей воспитания;

  4. провести количественный и качественный анализ полученных на выборке испытуемых родителей старших дошкольников эмпирических данных относительно выраженности определенных черт родителей и использование ими стилей воспитания;

  5. содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, РЕБЕНКА И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций

Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни) Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории В. Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями и преподавателями. Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».[13;87]

Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась «Врач как воспитатель» (1904). В 1912 году вышла другая его статья - «Воспитание родителей». В этой статье, как справедливо замечает Е.В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищают многие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е.В. Сидоренко).[12;77]

«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания - любовь. Любовь ребенка - безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость - величайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения».

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождественность. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году.

Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана с тем кризисом, в котором оказались семьи в первой половине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борьбы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально равных взрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми «сверху вниз» приводит к тому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности.

Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям.[32;106]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

    Курсовая работа >> Психология
    ... личностные особенности родителей. Предметом исследования является связь личностных особенностей родителей и стиля воспитания ребенка. Гипотеза исследования: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку ...
  2. Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома (1)

    Дипломная работа >> Психология
    ... Исследование условий и особенностей процесса социализации, а так же личностных особенностей детей, оставшихся без попечения родителей ... различных возрастных этапах. Как утверждает Л.Д. Столяренко к психологическим и социально-психологическим ... отношений. Ребенок ...
  3. Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома (2)

    Реферат >> Педагогика
    ... . Исследование условий и особенностей процесса социализации, а так же личностных особенностей детей, оставшихся без попечения родителей в условиях ...
  4. Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения

    Реферат >> Психология
    ... исследований позволяет сделать вывод о том, что личностные особенности родителя являются основным условием формирования стиля родительского отношения ... различной совокупн6ости факторов родителями реализуются по отношению к ребенку те или иные стили ...
  5. Индивидуально-психологические и личностные особенности лживой личности, классификация обманов

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования могут быть использованы в различных образовательных учреждениях, для детей, и подростков. Раздел I. Индивидуально-психологические и личностные особенности ... надо изучить ребенка. Дети – ... родителей были согласны с этим утверждением. В отношении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0067150592803955