Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Это произошло за счет увеличения материальных затрат на 30786 тыс.руб., роста затрат на оплату труда на 1966 тыс.руб., увеличения отчислений на социал...полностью>>
Финансы->Реферат
• определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление товаров (оказание услуг) осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием ...полностью>>
Финансы->Реферат
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое ...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Темой данной контрольной работы является денежный оборот. Основой стабильно развивающейся экономики любого государства является кредитно-денежная поли...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Формы государственного кредита. Классификация государственных займов

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля госу­дарственных расходов осуществляется в национальной валю­те, поэтому преимущественное развитие получает внутрен­ний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществле­ние государственно-кредитных отношений в иностранной ва­люте.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение ча­сти вкладов населения в государственные займы, заимство­вание средств общегосударственного ссудного фонда, казна­чейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные де­нежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребно­стей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреж­дений — обращение части вкладов населения в государствен­ные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегатель­ных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления бе­зоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосред­ственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процен­та, они возможны в случае финансовых затруднений хозяй­ственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безус­ловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными орга­низациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите гарантированных займах.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых го­сударство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принима­ют форму государственных внешних займов, которые предо­ставляются на условиях возвратности, срочности, платнос­ти, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних зай­мов с начисленными процентами включается в государствен­ный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов явля­ется содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны — получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в де­нежной или товарной форме, выпускаются они в валюте стра­ны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей стра­ны. Погашение займов осуществляется по соглашению сто­рон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают раз­витые капиталистические страны, международные финан­совые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Государственные займы классифицируются по ряду при­знаков.

  1. По субъектам заемных отношений — займы, разме­щаемые центральными и территориальными органами власти.

  2. По месту размещения — внутренние и внешние.

  3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные.
    Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Неры­ночные не могут свободно менять своих владельцев и не под­лежат обращению на рынке ценных бумаг.

  1. В зависимости от срока привлечения средств — крат­косрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

  2. По обеспеченности долговых обязательств — заклад­ные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Обес­печением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.

  3. По характеру выплачиваемого дохода государствен­ные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязатель­ства государства бывают с твердым или плавающим дохо­дом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бума­гам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо со­блюдать сроки погашения займа, установленные при его вы­пуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой спо­соб реализации.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.

1.1.3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматривать­ся в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управ­ление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направ­ления и цели воздействия на денежное обращение, кредит производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на совре­менном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления как одна из наиболее актуальных задач.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действии, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регули­рованию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;

  • недопущение переполнения рынка заемными обязательства­ми государства и резкого колебания их курса.

Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возла­гается совместно на Министерство финансов и НБУ.

Управление государственным долгом должно обеспечивать:

  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

  • обеспечение своевременного возврата кредитов;

  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

2. Анализ и проблемы государственного кредита

2.1. Современные проблемы государственного кредита в РФ

Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику. Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга). Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик.

Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.

Вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление. Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государственный кредит сущность и значение для развития страны

    Курсовая работа >> Финансы
    ... по дисциплине «Финансы» На тему «Госсударственный кредит: сущность и значение для развития страны» ... 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3 Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ…………………………..5 1.1. Сущность и функции ...
  2. Современная концепция и проблемы малого бизнеса

    Курсовая работа >> Экономика
    ... ………………………25 3 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОССУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ……………………………………………………………33 3.1 ... "Об инвестиционном налоговом кредите" малые предприятия имеют право ... получить инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым ...
  3. Инвестиции и их роль в экономическом росте России

    Реферат >> Банковское дело
    ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНЕАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ ГОССУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.АКАДЕМИКА ... по специальности «Финансы и Кредит» Казанцева Олеся Евгеньевна ФК-07 ... и способствуя их удорожанию. Кредит остается недоступным для значительной доли ...
  4. Федеральный бюджет России на текущий год

    Задача >> Финансы
    ... : федеральный бюджет РФ; бюджеты национально - госсударственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами ... . 8 Романовский М.В., Врублевская М.В Финансы, денежное обращение, кредит М.: ЮРАЙТ, 2007. 9. Сплендер В.А. Финансы, денежное ...
  5. Роль государства в рыночной эконимике

    Курсовая работа >> Экономика
    ... лимитирования государственного вмешательства ……………………15 2. Госсударственное регулирование в России во время ... процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или ... государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021851062774658