Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структур...полностью>>
Политология->Реферат
Для написания реферата по дисциплине «Политология» мною была выбрана тема– «Роль Организации Объединенных Наций в современном мире». На мой взгляд, эт...полностью>>
Политология->Реферат
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации о...полностью>>
Политология->Реферат
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направл...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

30.Политические партии, их признаки, функции и типы.

Политическая партия представляет собой общность людей, объединенных организационно и которая выражает интересы определенного класса, социального слоя и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Функции. Подчеркнем: деятельность любой партии нацелена на завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих ее групп населения. Эту функцию можно конкретизировать, выделив ряд частных сторон в деятельности партий. К таковым, по крайней мере, можно отнести идеологическую, политическую и организаторскую функции. Идеологическая функция состоит прежде всего в выявлении, обосновании и выражении интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением. Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избирательных кампаний. Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих программных установок и решений. Эта сторона их деятельности выдвигается на первый план после выборов. Типы. 1) по идеологической принадлежности: *коммунистическая *социал-демократическая *консервативная *либеральная 2) по отношению к существующей власти: *проправительственные *оппозиционные(критически относятся к тем или иным аспектам политики правительства) 3) по отношению к способу социального развития: *революционная (ставящие своей целью качественное преобразование общества) *консервативная (тяготеющие к устойчивому сохранению сложившихся форм общественной жизни) *реакционные (добивающиеся частичного или полного возврата к ранее существовавшим общественным порядкам) *реформистские (стремящиеся к улучшению жизни без принципиальных структурных общественных изменений) 4) по внутренней структуре организации: *кадровые(стремятся действовать не через партийные массы, а через круг профессиональных политиков и известных общественных деятелей) *массовые(стремятся к привлечению в свои ряды как можно большего количества граждан главным образом с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности). Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности их политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические изменения, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение между двумя первыми и имеют черты тех и других, нередко называют партиями центра.

35.Политический процесс: его основные характеристики.

Политическим процесс - это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс - это технология осуществления власти. По своей структуре политический процесс состоит из следующим элементов: - субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Режимы существования политического процесса 1. В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. 2. В условиях режима развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений 3. Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс.

Стадии развития и структура политического процесса.

Приведенное определение политического процесса позволяет выделить в его структуре, во-первых, частичные политические процессы, фазы в развитии политических систем”.В качестве частичных политических процессов называют: 1) проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений; 2) представление политических интересов групп институтам, принимающим политикоуправленческие решения ; 3) принятие решений и формулирование политической воли; 4) реализацию политической воли посредством управленческой деятельности. Обратимся теперь к рассмотрению стадий в последовательной смене состояния социально-политических систем. В различных источниках указываются, как правило, четыре режима протекания политического процесса: 1) конституцирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий. Стадия конституирования политической системы совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития. Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом

47.Политические кризисы

Политический кризис — это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический. Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Парламентский кризис свойствен представительным органам власти. Конституционный кризис отражает острые политические разногласия в обществе по поводу конституционных норм государства. Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962 г. В зависимости от особенностей (характера) проявленная принято выделять 5 основных форм политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения. Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние. Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп. Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминирующей в обществе политической культуры. Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни.

43.Политическое участие.

Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Формы политического участия, в сущности, есть устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. В некоторых источниках их принято подразделять на две группы: 1) формы активного участия; 2) пассивные формы участия. Основанием для такого деления служит степень активности участия индивидов или социальных групп в политических действиях. Наиболее разработанная классификация активных форм политического участия представлена следующей шкалой интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности индивидов; 2) участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) участие в деятельности политических партий и общественных организаций; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленных против нее; 5) участие в прямых политических действиях (собрания, референдумы и т. д.); 6) активная (в том числе и руководящая) деятельность в неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее слома или коренного преобразования. Политическое бездействие может проявляться в следующих формах поведения: 1) неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия каких-либо стереотипов действия; 2) разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования политической системы; 3) политическая апатия как форма неприятия политической системы; 4) политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам. Из всех форм политического участия — активных и пассивных — в условиях демократических политических систем наиболее распространенной является электоральная. В настоящее время право граждан на участие в выборах почти повсеместно ограничивается лишь возрастным цензом и некоторыми формами отклонений в психике. В голосовании не участвуют также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Участие в голосовании не такое уж простое политическое действие, как это может показаться. Для того, чтобы гражданин смог сделать осознанный политический выбор, он должен обладать высоким уровнем политического сознания и развитой политической культурой. Ему необходимо также хорошо разбираться в программах различных политических партий, иметь представление о степени надежности различных политических сил. Уклонение избирателей от голосования называется абсентеизмом. Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны: безразличие к политике, аполитичность некоторой части граждан; разочарование избирателей в возможных результатах голосования; бойкот выборов как тактическое действие. Уклонение избирателей от участия в выборах может приводить к различным политическим последствиям. Если масштабы абсентеизма не превышают определенного порога, то это почти не сказывается отрицательно на функционировании политической системы в целом. Однако тотальное неучастие граждан в голосовании может привести к параличу основных институтов политической системы. Поэтому в демократических обществах все политические силы предпринимают меры по повышению активности избирателей.

51.Представительство и выборы.

Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей. Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. В наше время в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием, хотя есть примеры нетрадиционных форм вотирования. Можно выделить три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. При альтернативном голосовании избиратель имеет один голос, который он может отдать "за" или "против" кандидата или партию. При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по политологии

    Реферат >> Политология
    Вопросы к экзамену по дисциплине «Политология» Тема 1. Политология: понятие, функции 2 Тема 2. ... филиалы» существуют на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Эстонии. Во ... предоставляется различным общественным объединения (Белоруссия,Украина). В-четвертых, ...
  2. Курс лекций по Политологии (1)

    Реферат >> Политология
    ... политических действий и позволило превратить политологию в академическую науку. Политология – это наука о политических отношениях ... партий наиболее известны Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская коммунистическая партия, Объединённая гражданская ...
  3. Основы политологии (9)

    Конспект >> Политология
    ... анализа политических явлений. 2)Политология и социология. Политология опирается на получаемые ... тому, чтобы исключать Россию, Белоруссию и прочие «авторитарные» государства при ... , ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое Союзное государство ...
  4. Институт президентства в России, Белоруссии, Казахстане

    Реферат >> Политология
    ... сопоставимым уровнем экономического развития. Белоруссия и Казахстан, в отличие ... странах (на примере России, Белоруссии и Казахстана), относящихся к третьей ... Дж. М. Президентские системы / Современная сравнительная политология. М., 1997. – 378. 1 Кувалдин ...
  5. Контрольная работа по Политологии (5)

    Контрольная работа >> Политология
    ... ор ганизаторов опроса (Советская Белоруссия. - 1999, 26 октября ... широко используемые и в смежных с политологией дисциплинах, - философии, социологии, правоведении, ... категории, которыми преимущественно пользуется политология: политический процесс, политическое ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015552043914795