Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) в детском возрасте (нередко обозначаемые за рубежом, как “дети с трудностями в обучении”, “дети, имеющие недостат...полностью>>
Педагогика->Реферат
Вперше наукова діагностика кризового стану освіти була зроблена у соціологічних творах Ф. Кумбса у 1970 та 1985 рр. Нині констатація цих висновків спр...полностью>>
Педагогика->Реферат
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образо­вания отражает состояние общества,...полностью>>
Педагогика->Реферат
Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории По...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

   ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

   УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

  

   Организация урока. Типы и виды уроков истории для детей с умственной отсталостью.

   В современной литературе по методике преподавания истории детям с умственной отсталостью вопрос об организации процесса обучения и, в более узком понимании, непосредственно самого урока, имеет достаточно общий ответ. Учитывая особенности логико-мыслительной деятельности, памяти, внимания, психических процессов и представлений об окружающем мире, существует ряд общих положений по организации урока:

1) сокращённая продолжительность занятия

   (до 25-30 минут);

   2) дифференцированный и индивидуальный

   подход;

   3) ограниченное число учащихся - "принцип

   малокомплектности" - до 3-4 человек на 1

   занятие;

   4) игровой, творческий, развивающий

   характер обучения;

   5) ведущая роль учителя на уроке, который

   должен выступать как "транслятор" и

   обработчик учебных знаний;

   6) красочность, живость, яркость,

   предметность любого элемента

   дидактического и раздаточного материала;

   7) своевременность отдельных элементов

   работы с материалом, их строгая

   логичность;

   8) отсутствие любых других

   информационных и иных раздражителей

   на уроке, кроме непосредственно

   используемых в данный момент;

   9) поэтапность подачи материала;

   10)использование общедидактических

   элементов, средств организации урока.

   Исходя из этого, необходимо выделить и специальные подходы, принципы, положения, которые надо обязательно учитывать при организации урока по истории для детей с умственной отсталостью:

  -- использование тематическо-блочных форм подачи

2)материала (например, по Древней Греции - блок "Природа и окружающий мир грека", темы, которые в него входят: климат, география, население, представление об окружающем мире, мифы, легенды о героях и т. п.);

  -- простота и доступность изложения;

  -- широкое использование метода "хронологических параллелей" (иначе связь с жизнью) - сравнение с аналогичными процессами современной жизни, окружающей ребёнка;

  -- применение ТСО, в том числе средств для мультиплицированного анимационного показа элементов учебного материала и т. п.;

  -- организация различного вида совместных работ по одному тематическому блоку: творческих лабораторий, КВН, брифингов, поручений, конкурсов, "копилок знаний" и т. д.;

  -- постоянный контроль, своевременная помощь в изучении материала, организация совместной работы детей;

  -- планирование тематических, игровых пауз на уроке по одной из тем блока;

  -- концентрический принцип изучения материала, двигаясь от общего к частному, а при закреплении и повторении - наоборот;

  -- ограничение частного, второстепенного при изложении учебного материала и в работе с ним, больший упор на тенденции, причины, выводы и общие связи логических элементов материала между собой;

  -- тщательный, многократный разбор исторических понятий, терминов;

  -- ограниченное оперирование термино-понятийной базой;

  -- использование неразвёрнутого плана ответа, обучение работы с ним, составлению его.

   Говоря о типах и видах урока по истории для детей с умственной отсталостью, необходимо, прежде всего, учитывать не только ограниченную длительность урока, но и специфику самих детей. Из всего многообразия типов и видов урока по истории приходится исключать такие важные, необходимые типы уроков, как комбинированный урок, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, и некоторые другие. Например, комбинированный урок не может быть использован по причине плохой переключаемости детей с одного вида работы на другой, необходимости постоянной коррекции как

процесса работы на уроке, так и степени нагрузки на каждого ребёнка, недостаточности времени одного занятия на поверхностное усвоение и тут же следующего за ним закрепления и повторения и т. п.; уроки проверки и оценки ЗУН в чистом виде также неприменимы к таким детям, так как этот по не зависящим от педагога причинам превратится в один из элементов комбинированного урока - закрепление и коррекцию. Собственно, в общем случае для детей с умственной отсталостью можно применить лишь весьма ограниченный набор типов урока: вводный, урок-сообщение новых знаний, умений, навыков, урок-закрепление и коррекции полученных умений и знаний. Что же касается такого важного урока, как урок оценки и контроля усвоения ЗУН и такого элемента комбинированного урока, как повторение и обобщение, то в чистом виде, как в обычной средней школе, они не присутствуют, а постоянно включаются в каждый элемент урока.

   По видам уроки по истории для умственно отсталых детей также во многом не совпадают с общешкольными. При обучении таких детей не проводятся уроки-лекции, уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-состязания и т. п. Исходя из того, что самостоятельная УПД детей с умственной отсталостью скорее одна из целей обучения, но никак не средство обучения, деятельность учителя должна быть ведущей, причём учитель не должен отдавать предпочтения какой-то одной форме работы. Поэтому виды уроков по истории для умственно отсталых детей всегда должны эту специфику отражать. Выделить можно следующие виды уроков:

  -- урок-путешествие (требует предварительной подготовки, как учителя, так и учащихся). Проводится желательно в ролевой форме, по определённому плану, имеется задание, - например, показать маршрут путешествия и т. п. Применяется при изучении блоков с большим фактическим материалом, блоков с вводными темами (например, "Природа и население Древней Греции", "Транспорт и хозяйство..." и т. д.);

  -- урок-ролевая игра (путешествие не совершаются. В основном можно использовать после твёрдого усвоения знаний о политических деятелях, полководцах и т. п. Учитель обязательно играет одну из ролей, корректируя и помогая учащимся);

  -- урок-шпаргалка;

  -- урок-лаборатория. Последние два вида можно использовать при работе по формированию

5) исторических терминов, понятий, при обучении умения самостоятельной формулировки отдельных выводов, положений и т. д. Существуют и другие виды уроков по истории, которые можно применять при обучении детей с умственной отсталостью, однако всегда следует помнить, что они должны быть просты, увлекательны, проводиться в игровой форме и соответствовать степени умственного отставания ребёнка.

  

   П.2 Методика формирования основных ЗУН на уроке истории с детьми с умственной отсталостью.

   П.2.2.1. Общая методика обучения истории детей с умственной отсталостью.

   Прежде чем говорить о методике обучения истории детей с умственной отсталостью, необходимо выделить ряд общих положений:

  -- учёт нарушения логико-мыслительной деятельности и преобладания конкретно-образного мышления;

  -- не все формы и методы работы применимы, необходима постоянная коррекция методов и приёмов работы;

  -- часто возникает необходимость "индивидуализации" учебного материала и учебного плана;

  -- необходимость комплексного использования методических приёмов и средств при обучении и т. п.

   Особо необходимой работой в методике формирования ЗУН у умственно отсталых детей должна быть постоянная, предварительная и итоговая диагностика уровня сформированности ЗУН. Работая над формированием исторических понятий, развивая картографические умения и прочее, всегда необходимо сначала предложить простое, несложное задание на выявление способности ребёнка к соответствующему действию, так как необязательно он не владеет тем или иным навыком либо полностью неспособен им овладеть, ведь можно обнаружить (что, как правило, и бывает) отдельные, пусть даже и зачаточные, элементы этого навыка, которые можно развить, на которые можно опереться. В общем виде, говоря о методике обучения истории умственно отсталых детей, все методические приёмы, средства, методы и формы их применения можно использовать только если они способны компенсировать отставание таких детей от сверстников в умственном развитии, т. е. Если они эффективны как один из методов

стр. 14

   реабилитации этих детей и способствуют их включению в современное общество. В этом проявляется коренное отличие целей обучения истории в обычной средней школе и обучение детей в классах коррекции и вспомогательных школах. Все основные формы работы и методические приёмы обучения истории делятся, как известно, на следующие группы:

  -- работа по сообщению и усвоению новых знаний, умений, навыков. Методически делится на:

   а) методику формирования умения составлять план-конспект;

   б) методику формирования понятийно-терминологической базы;

   в) методику формирования и развития картографических умений;

   г) методику формирования хронологических умений и навыков;

  -- работа по закреплению, повторению и обобщению

   полученных ЗУН. Делится, в свою очередь, на:

   а) методику работы со знакомыми понятиями и

   терминами;

   б) методику развития элементов самостоятельной

   работы детей с учебным материалом и т. п.;

  -- работа по мониторингу процесса обучения истории. Делится на следующие методические элементы:

   а) методика обучения планированию своего ответа;

   б) методика обучения самоконтролю, самопроверке;

   в) методическая организация форм контроля и т. д.

  

   Основные формы работы, и, соответственно, основные методики обучения истории используются и в организации обучения умственно отсталых детей, однако применяются только исходя и отталкиваясь от особенностей таких детей. Некоторые из методик в более или менее откорректированном виде широко используются на всех этапах и во всех видах урока, некоторые строго функциональны и потому специфичны, используются только на отдельных этапах урока.Исходя из степени умственной отсталости ребёнка, её конкретных проявлений, результатов предварительной диагностики и других факторов, педагоги, работающие с этими детьми, могут разрабатывать и собственные методики по формированию ЗУН, а также по-своему использовать уже разработанные методики и формы работы с детьми. Ниже

стр. 15

   будет сделан на методиках и формах работы с умственно отсталыми детьми применительно к такому направлению, как работа по усвоению нового учебного материала. Основными здесь будут следующие группы методик:

  -- методика формирования исторических терминов и понятий;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Лекции по истории

    Конспект >> История
    ... вообще характерна для отсталых народов. В ... , физическим и умственным трудом, поднятия ... которых вытачивались детали для советских подводных ... т. М., 1997. Конспект лекций по истории. Ч.1. Таганрог, 1996. Конспект лекций по истории. Ч.2. Таганрог, 1998. ...
  2. Лекции по общей психологии Лурия А Р

    Лекция >> Астрономия
    ... МГУ им. М. В. Ломоносова Л86 Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. ... для раннего школьного возраста, и особенно для умственно отсталых детей. Типичным для последних ... малой посылок. В истории языка и в истории логики сформировались объективные средства ...
  3. Курс лекций по Истории зарубежной музыкальной литературы

    Лекция >> Культура и искусство
    ... удовлетворяя по необходимости часто отсталые вкусы ... способствовавший умственному и ... ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Лекция ... “Коатачыих колыбелытхьих”, “Сказках для детей”, наш9аялых Стравинским, гiричуддлво ...
  4. шпоры по социальной педагогике 2008 год

    Шпаргалка >> Педагогика
    ... школа-интернат для детей с умственной от­сталостью). Деятельность ... обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов ... истории социальной педагогики; — методик и технологий социально-педагогической деятель­ности по работе с различными категориями детей ...
  5. Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... агрессивное поведение умственно отсталых детей подросткового возраста 3.3 Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020489692687988