Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Документ – это материальный носитель какой-либо информации, записанной на него любым способом и предназначенной для передачи во времени и пространстве...полностью>>
Государство и право->Реферат
Важнейшими направлениями развития современного процессуального законодательства - как арбитражного, так и гражданского - являются повышение доступност...полностью>>
Государство и право->Реферат
Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогн...полностью>>
Государство и право->Задача
При рассмотрении дела по иску Петрова к Силину последний просил отложить дело слушанием и вызвать в суд еще двух свидетелей с его стороны. Суд отклони...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

25


Содержание

Введение. Британский парламент…………………………..………………3 стр.

1. Становление Британского парламента……………………..……………4 стр.

2. Развитие Британского парламента……………………….….…………...8 стр.

3. Современный Британский парламент……………………….….………..9 стр.

3.1 Палата общин……………………………………….…….……………...9 стр.

3.2 Палата лордов……………………………………….…………………..21 стр.

Заключение………………………………………………………………….25 стр.

Список литературы……………...………………………………………….26 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Британский Парламент – один из старейших парламентов мира. Его часто называют «праматерью» – точнее было бы говорить «праотцом» – всех парламентов. Со второй половины XIII века он продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Благодаря Парламенту Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи.

Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат Парламента: верхней палаты – Палаты лордов и нижней палаты – Палаты общин, но чаще, когда говорят о верховной законодательной власти, под «парламентом» подразумевают его основную часть – Палату общин. Палата общин – это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране. Члены Палаты общин именуются «членами Парламента».

1. Становление Британского парламента

Становление и развитее Британского парламента происходило в период с XII по XV век.

Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII века стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 году с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи: согласие сословного представительства на законодательные предложения королей. Собрания вассалов короля, созываемые им, стали играть и роль высшего суда – суда пэров (равных)1. Во второй половине XII века в собраниях участвовали уже высшие и средние вассалы. В Великой хартии 1215 года была оговорена обязанность короны созывать подобные собрания в необходимых случаях. В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия повели политическую борьбу за влияние на распределение королевских должностей.

Во второй четверти XIII века Совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1236–1267) влияние Совета магнатов усилилось. Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор (приближенный короля) Генриха III. Де Монфором в Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати были приглашены представители от графств и крупных городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

К середине XIV века сложилось разделение парламента на две палаты – верхнюю и нижнюю – Палату лордов и Палату общин. Верхняя Палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Число лордов было невелико – около ста человек. Заседание Палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Как отдельная парламентская структура Палата общин оформлялась в течение второй половины XIV века. Название нижней палаты (House of Commons) происходит от слова «общины» (commons). В XIV веке эта социальная группа включала рыцарство и горожан. К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем.

Депутаты избирались на местах по принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Члены нижней палаты, в отличие от лордов, получали денежное довольствие. Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. Обе палаты объединялись только для участия в торжественной церемонии открытия парламентской сессии.

С 1330 года парламент собирался не реже одного раза в год (до 4-х раз в год, когда требовала политическая ситуация). Заседания продолжались 2-5 недель. Парламент открывался по приглашению короля, и участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Языком парламентской документации и устной речи был французский. Записи служебные или относящиеся к делам Церкви велись на латыни. С 1363 года речи депутатов произносились и на английском языке.

В XIV–XV веках в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Последняя, вошедшая в практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, свободу от ареста (только на время сессии).

Авторитет учреждения основывался на тех возможностях, которые Парламент сумел добиться за первые полтора столетия своего существования. Его компетенция к середине XV века была уже вполне обозначена. В этот период и происходило становление системы государственного управления в Англии, и важным элементом этого процесса стало разделение функций королевской администрации (прообраз современной исполнительной власти) и парламента. Палата общин имела сильные позиции в сфере налогообложения и таможенных пошлин.

В сфере законодательства к сер. XV века в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы (ордонансы). Парламентские акты (статуты), принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты (билль). Билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. В XV веке ни один закон в королевстве уже не мог быть принят без одобрения Палаты общин.

Судебные функции Парламента входили в компетенцию Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего политические и уголовные преступления, а также апелляции. Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, Парламент принимал многочисленные петиции по разным вопросам, что давало центральной власти получать информацию о состоянии дел в государстве. Число членов нижней палаты в середине XIV века составляло 200 человек, а к началу XVIII века представителей общин было уже более 500. В середине XV века в Парламенте было представлено более ста городов. Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не горожане, а сельские землевладельцы. Избирателями не могли быть люди, не входившие в городскую общину2.

Члены Нижней палаты обладали юридическим образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они составляли дееспособную, почти профессиональную организацию.

2. Развитие Парламента

Парламент XVIII–XIX веков воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось новые связанные с законодательством и взаимоотношениями с короной конституционные обычаи.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным и в XIX веке составл 658 человек. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год. В начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей – барон Ротшильд.

В XVIII веке окончательно складывается верховенство парламента. Характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность. Основной формой деятельности Парламента было законодательство. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности3.

3. Современный Британский парламент

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент – пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования.

Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Палата общин и Палата лордов имеют свои символы – черный жезл и булаву. С историческими традициями связано и место проведения заседаний – Вестминстерский дворец.

3.1 Палата общин

Порядок формирования Палаты общин, внутренняя организация и парламентская процедура. Парламентские выборы в Великобритании складывались в ходе длительной эволюции. Основные правила, относящиеся к избирательной системе, содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством. Другая особенность избирательного права и избирательной системы – в их связи с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему. В процессе парламентских выборов решается вопрос, какая из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной4.

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Не могут принимать участия в выборах: иностранцы; душевнобольные; пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); лица, осужденные за уголовные преступления (в течение срока содержания их под стражей), за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных и незаконных приемов на выборах».

Пассивное избирательное право. Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин, достигший 21 года. Лишены права быть членами Палаты общин иностранцы; лица, занимающие некоторые государственные должности; представители духовенства английской, шотландской, ирландской и римской католической церквей; пэры и пэрессы (за искл. пэров Ирландии, которые не могут быть членами Палаты лордов); и др.

С целью проведения выборов в Палату общин страна разделена на 650 избирательных округов: 523 – от Англии, 72 – от Шотландии, 38 – от Уэльса, 17 – от Северной Ирландии. В Великобритании не существует ограничения числа кандидатов. Кандидаты выдвигаются политическими партиями. На парламентских выборах выдвигается 2300–2500 кандидатов. В парламентских выборах участвуют 70–80% от общего числа избирательного корпуса. Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. на От округа избирается один кандидат. Избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в избирательный бюллетень.

По социальному составу большинство парламентариев – лица «среднего класса» – юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Среди депутатов-консерваторов велик процент бизнесменов. В консервативной партии число выходцев из рабочего класса не превышает 1%, в лейбористской партии их 12–18%. Возрастной состав – 30–60-лет.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин – «правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества». Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту расположения Парламента), новой моделью – «моделью Уайтхолла» (по месту расположения Правительства). Лидер партии большинства становится премьер-министром.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Парламент Великобритании (4)

    Реферат >> Государство и право
    ... 3.1 Правила парламентской процедуры 1. ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его ... органов и должностных лиц и пр.). Британский парламент — чрезвычайно активное представительное учреждение. Он ...
  2. Британская империя

    Реферат >> История
    ... для недовольства колонистов стали попытки британского парламента обложить американских колонистов налогами без ... . Акт о Канаде 1982 года, прошедший британский парламент, говорит, что для внесения изменений ...
  3. Британские заморские территории

    Реферат >> История
    ... военных целях. В 2002 году Британский Парламент утвердил Закон о Британских Заморских территориях. Он изменял ... . Исторически большинство жителей бывшей Британской империи имело британское подданнство, которое, как правило ...
  4. Британская Индия

    Реферат >> История
    ... . Участились беспорядки, а британская разведка отмечала множество случаев ... законодательных советов. В 1935 году британский парламент основал в Индии законодательные ассамблеи, ... лига поддержала британские военные усилия. Британское правительство пыталось ...
  5. Британская конституция

    Закон >> Государство и право
    ... вправе издавать только парламент. Описанные законодательные акты составляют т.н. Библию британской конституции. Ограничение ... королевской власти, зависимость правительства от парламента, правовые гарантии ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019879341125488