Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов Сначала возникает острый эмоциональный шок, который ...полностью>>
Психология->Реферат
В наше время количество людей, которым ставится диагноз невроз, достигло невероятных размеров Это количество уже не удивляет и не пугает, да и действи...полностью>>
Психология->Реферат
Гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожн...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

40% - высокий уровень;

30% - низкий уровень.

По шкале ЛТ:

90% - высокий уровень;

0% - низкий уровень.

Данные результаты дают повод предположить, что у 40% от общего числа выборки высокий показатель по шкале (СТ) вполне может рассматриваться как состояние тревоги в ситуации оценки их компетентности приходящееся на данный момент, низкий показатель имеют 30% испытуемых, во время процедуры в некоторых случаях требовалось пробуждать активность, и повышать внимание у данного процента оптантов.

Результаты обследования по шкале (ЛТ) указывают на то, что у 90% испытуемых «тревожность» рассматривается как устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность к тревоге. Следовательно, данной группе оптантов нужно формировать чувство уверенности в успехе за счет смещения акцента с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Итак, мы выяснили, что у наибольшего числа испытуемых контрольной группы состояние тревоги наблюдается, как актуальное состояние и как устойчивая личностная черта.

Результаты обследования экспериментальной группы показали, что:

По шкале СТ:

0% - высокий уровень;

100% - низкий уровень.

По шкале ЛТ:

30% - высокий уровень;

60% - низкий уровень.

Высоких показателей по шкале (СТ) у экспериментальной группы испытуемых обнаружено не было (0%), низкие показатели наблюдались у 100% испытуемых, и это вполне можно охарактеризовать, как уверенное поведение в непривычных обстоятельствах, что свойственно людям имеющих опыт в публичных выступлениях. Обследование по шкале (ЛТ) показало, что у 30% от общего числа выборки высокий уровень тревожности как устойчивая черта личности и 60% имеют низкий уровень по данной шкале.

В итоге можно отметить, что у наибольшего числа испытуемых экспериментальной группы в отличие от контрольной группы по обеим шкалам (СТ, ЛТ) выявлен низкий уровень тревожности.

Выводы по второй главе

В ходе констатирующего эксперимента решены поставленные цель и задачи.

Определены психофизиологические особенности подростков обучающихся игре на гитаре, а так же подростков, не обучающихся музыкальному исполнительскому мастерству. Сравнительный анализ по ряду аспектов (уровни - силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения по силе, экстра-, интроверсии, нейротизм уровень тревожности как актуального состояния, уровень тревожности как свойства личности) дает нам право утверждать, что данные аспекты у вышеуказанных групп (контрольной и экспериментальной) имеют значительные отличия.

Результаты эксперимента по первой методике («Методика изучения структуры темперамента») показали, что значительная часть испытуемых экспериментальной группы в отличие от контрольной имеют высокие показатели по уровням силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, что характеризует их как уверенных в себе подростков, не испытывающих какого-либо напряжения в учении или в любой другой деятельности. В контрольной группе высокие результаты по данным шкалам выявлены лишь в приделах половины от общего числа выборки. Мы можем предположить, что не высокие показатели у остальной части испытуемых связаны с возрастными особенностями, а так же с тем, что у испытуемых слабо развита учебная мотивация из–за отсутствия творческого подхода в решении учебных задач. На наш взгляд родителям и учителям, а так же другим участникам образовательного и воспитательного процесса необходимо обеспечивать развитие творческого потенциала способного помочь приобрести данным испытуемым не достающие качества, например, приобщить к процессу приобретения навыков игры на классической гитаре.

Данные второй методики (Личностный опросник EPI Г.Айзенка) определили, что большая часть испытуемых экспериментальной группы имеют, экстравертированный тип личности и низкий уровень нейротизма. По классификации темперамента личности Павлова эти показатели соответствуют типу «сангвиник». Данные результаты можно объяснить тем, что гитара является популярным инструментом среди молодежи и подростков. Приобретение навыков игры на данном инструменте может служить одним из средств решения проблемы самоактуализации в данном возрастном периоде для эмоциональных подростков с яркими чертами личности. В отличие от экспериментальной группы, у половины испытуемых не обучающихся игре на гитаре эксравертируемый и у второй половины инровертируемый типы личности, преобладает высокий уровень нейротизма, который указывает на нестабильные, слабые свойства нервной системы свойственные данному возрастному периоду и в ряде случаев при подборе эффективных средств в приобретении эмоциональной устойчивости можно порекомендовать занятия в подростковых творческих объединениях, а так же приобщать к массовым творческим мероприятиям.

Результаты обследования по тесту «Тревоги и тревожности шкала (STAI)» указывают на низкий уровень ситуативной и личностной тревожности у подростков обучающихся игре на гитаре, в отличие от подростков контрольной группы. Подростки, не обучающиеся игре на гитаре по результатам эксперимента в большинстве случаев имеют высокий уровень тревожности по обеим шкалам. Это подтверждает необходимость поиска эффективных способов для воспитания эмоционально устойчивых, волевых и уверенных в себе людей.

Заключение

Анализируя литературу, мы выявили, что «темперамент» это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности, что в теории психологии широко представлены данные теоретических и экспериментальных исследований темперамента определены его физиологические основы, свойства, виды, и тд. На основе исследований были выделены 4 типа ВНД:

Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, подвижный – сангвиник.

Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, инертный – флегматик.

Сильный тип ВНД: возбудимый, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием возбуждения в подкорковых центрах) – холерик.

Слабый тип ВНД: пониженный уровень возбуждения, как коры, так и подкорковых центров, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения – меланхолик.

Так же мы выяснили, что под понятием “тревожность” психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Тревожность можно рассмотреть как бессознательные импульсы, которые не осознаются, как реактивную и личностную функций, а также как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом.

Раскрыты психолого-педагогические и психофизиологические особенности подросткового периода, в которых мы отметили, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся половое созревание и бурные изменения во всем организме, которые особое влияние оказывают на общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Сравнительный анализ результатов, разработанного и проведенного нами констатирующего эксперимента, позволяет утверждать, что большая часть подростков обучающихся игре на гитаре в сравнении с подростками, не обучающимися игре на музыкальных инструментах по показателям первой методики («Методика изучения структуры темперамента») имеют высокие показатели по уровням: силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов.

Опираясь на данные второй методики (Личностный опросник EPI Г.Айзенка) мы выявили, что большая часть испытуемых экспериментальной группы имеют, экстравертированный тип личности и низкий уровень нейротизма, по классификации темперамента личности Павлова эти показатели соответствуют типу ВНД «сангвиник» в то время как в контрольной группе показатели экстра – инроверсии разделились пополам и преобладает высокий уровень нейротизма, что указывает на эмоциональную неустойчивость у большинства испытуемых.

Результаты методики «Тревоги и тревожности шкала (STAI)» указывают на низкий уровень ситуативной и личностной тревожности у подростков обучающихся игре на гитаре и высокий уровень тревожности по обеим шкалам у большинства подростков, не обучающихся музыкальному исполнительскому мастерству.

Подводя итог, мы рассматриваем путь реализации данного исследования через введение в логику построения организации образовательного процесса у подростков, обучающихся игре на гитаре, а так же при включении в состав обучающихся, подростков желающих обучатся игре на гитаре, этапа получения и интерпретации данных по следующим направлениям:

- уровня силы процессов возбуждения;

- уровня силы процессов торможения;

- уровня подвижности нервных процессов;

- типологии личности (экстра-, интроверсии);

- уровня нейротизма;

- типа темперамента;

- уровня ситуативной тревожности;

- уровня личностной тревожности.

Дальнейшие исследования мы видим в получении результатов по более широкому кругу методик направленных на изучение психофизиологических характеристик человека, а так же экспериментальном исследовании в данном направлении на других возрастных категориях и проведением сравнительного анализа, и создание рекомендаций для педагогов по обучению детей игре на гитаре с учетом психофизиологических особенностей. Подобные исследования на наш взгляд позволят повысить эффективность образовательного процесса как у обучающихся игре на классической гитаре, так и на других музыкальных инструментах, а так же способствовать приобщению к музыкальному исполнительскому мастерству подростков и молодежи с целью приобретения, устойчивых черт личности способствующих эффективному построению жизненных перспектив.

Таким образом, благодаря раскрытию теоретических и практических поставленных нами задач достигнута цель нашего исследования.

Список использованной литературы

1.Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992. №5.С16-25.

2.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии,- 1995. С. 352.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.-420с.

4.Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психол. 1986. № 5.

С. 18— 30.

5.Изучение личности учащихся и ученических коллективов/ И.Я. Каплуновича – М.: Просвещение, 1988.-320с.

6.Караковский А.П О подростках.- М.: Педагогика,1970.- 268с.

7.Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение,1990.-231с.

8. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.- 268с. 9. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования. 1998г. №2.С.11- 17.

10.Психология человека то рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / А.А. Реана.- СПб.:Прайм – Еврознак. Издательский дом Нева, М.: Олма – Пресс, 2002.- 632с. 11.Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975.-230с.

12.Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.-375с.

13.Цагарелли Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: Автореф. канд. дис. Л., 1981.- 23 с.

14.Лавочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков http://www.seminar.rbc.ru.

15.Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека. http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884149.htm.

16. Стародубова Г.А., Уленко Ю.В Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности. http://www./monah.ru/order.

17.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка. http://diletantka.H24.ru/inform.htm.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... в семье и обучающиеся в ГОУ 1883 ... 12,6%). 2.3. Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной ... бы научиться играть на гитаре и петь ... 43. Горьковая И.А. Психологические особенности подростков-делинквентов, родители которых лишены ...
  2. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика
    ... учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их ... но и психофизиологическими возможностями человека и ... детей, подростков, юношей. Социализация детей, подростков, ... самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и ...
  3. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков

    Реферат >> Психология
    ... бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах ... потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создает ... на следующие блоки: вопросы, раскрывающие личностные особенности подростка ... реакция на наркотики Техники, обучающие социальному ...
  4. Коррекция фонетической стороны речи у младших школьников в специальной коррекционной школе

    Реферат >> Педагогика
    ... психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на ... формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются ... к обучающему воздействию. На основе ... . На каждом занятии используются игры на развитие ... гроза Гь Гитара К ...
  5. Общая психология Конспект лекций Дмитриева Н Ю

    Лекция >> Психология
    ... разработаны обучающая система ... индивидуальные и личностные особенности субъекта; 4) способность ... на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом. Психофизиологические ... большинства подростков возникает и ... руки гитару, то ... , играют на публику ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002345085144043