Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Уголовный кодекс РФ, принятый в 1996 году, является единственным источником уголовного права, единственным нормативным актом, устанавливающим преступн...полностью>>
Психология->Реферат
Человеку свойственен целый спектр чувств и эмоций. Какие-то из них психологи относят к положительным, какие-то – к отрицательным. Учёные всего мира на...полностью>>
Психология->Реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам...полностью>>
Психология->Контрольная работа
В данной работе для анализа мною был выбран метод мотивации к успеху. Впервые это мотивационное свойство было выделено в классификации Г. Мюррея, кото...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выводы по первой главе

В результате изучения и анализа литературы нами было установлено, что в теории психологии широко представлены данные теоретических и экспериментальных исследований темперамента человека. Так же нами были рассмотрены понятия и сущность тревожности в концепциях различных авторов. Однако данные по изучению темперамента и тревожности у подростков, обучающихся, игре на гитаре отсутствуют.

Дальнейшие исследования были направлены на изучение психолого-педагогических и психофизиологических особенностей подросткового периода. Выявление психофизиологических особенностей у подростков, обучающихся игре на гитаре возможно по нашему мнению на основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента, так как подобные сведения отсутствуют в доступной нам литературе.

Глава 2. Экспериментальное исследование психофизиологических особенностий подростков обучающихся игре на гитаре

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

На основе анализа литературы нами была выдвинута следующая цель констатирующего эксперимента: сравнить психофизиологические особенности подростков, обучающихся игре на гитаре, и подростков, не обучающихся игре на музыкальных инструментах. В качестве характеристик нами выбраны ряд психофизиологических аспектов (уровни силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения по силе, экстра-, интроверсии, нейротизм, уровень тревожности как актуального состояния, уровень тревожности как свойства

личности). Для достижения данной цели мы определили задачи эксперимента:

1. Подобрать методики изучения психофизиологических особенностей подростков;

2. Провести диагностическое обследование по всему комплексу методик;

3. Осуществить количественную обработку полученных данных;

4. Определить психофизиологические особенности подростков, обучающихся игре на гитаре.

5.Определить психофизиологические особенности подростков, не обучающихся игре на музыкальных инструментах.

6. Провести сравнительный анализ результатов исследования подростков указанных групп.

При отборе методик мы руководствовались следующими требованиями:

– методики должны быть широко представлены в литературе;

– должны иметься сведения об использовании их практиками в процессе диагностики группы;

– они должны быть тестами в форме опросника, реализующими субъективный подход к оценке.

В методику направленную на диагностику психофизиологических особенностей вошли:

1. «Методика изучения структуры темперамента»

Автор: Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелевой )

Цель: определение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. Текст опросника представлен в приложении 1.

Обработка данных. Мы рассматривали типы нервной деятельности по трем шкалам , которые реализованы в виде перечня из ста тридцати четырех вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: "да", "?" (затрудняюсь ответить), "нет". При подсчете баллов используется ключ.

Личностный опросник ЕРI Г. АЙЗЕНКА

Автор: Г. Айзенк

Цель: диагностика экстра-, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих "шкалу лжи". Текст опросника представлен в приложении 2.

Обработка результатов. Предлагаемые пятьдесят семь вопросов направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров:
Экстраверсия: 12 - среднее значение, ?15 - экстраверт, ?19 - яркий экстраверт, ?9 - интроверт, ?5 - глубокий интроверт.
Нейротизм: 9 - 13 - среднее значение, ?15 - высокий уровень нейротизма, ?19 - очень высокий уровень нейротизма, ?7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь: ?4 - норма, >4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

«Тревоги и тревожности шкала»

State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI)

Автор: Спилбергер, Чарльз Д.

Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы (STAI:X-2) направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.

Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частях опросника различна. Для STAI:X-I: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла).

Оценка первичная переводится в процентильные показатели. Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого, Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих, студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников).

Структура эксперимента включала в себя два блока:

1. Изучение психофизиологических особенностей подростков обучающихся игре на гитаре и не обучающиеся игре на музыкальных инструментах путем использования методик, приведенных выше. Обследование осуществлялось в здании средней общеобразовательной школе №21 города Северодвинска в два часа дня. Обследовались подростки мужского пола. Испытуемые принимали участие в обследовании одновременно. Методики предлагались в следующем порядке: «Методика изучения структуры темперамента», «Личностный опросник », «Тревоги и тревожности шкала».

2. Количественная обработка полученных данных:

Уровни силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения по силе, экстра-, интроверсии, нейротизм, уровень тревожности как актуального состояния, уровень тревожности как свойства личности.

В качестве испытуемых выступали двадцать испытуемых это подростки мужского пола, в возрасте от 14 – 16 лет учащиеся разных общеобразовательных школ города Северодвинска из них десять подростков обучающиеся игре на гитаре и десять подростков не обучающиеся игре на музыкальных инструментах. Выборку, состоящую из десяти человек в каждой из групп (контрольной и экспериментальной), мы можем, считать достаточной, поскольку в эксперименте рассматриваются показатели не групп, а каждого испытуемого, анализ результатов диагностических методик осуществлялся вне зависимости от принадлежности индивида к тому или иному школьному коллективу.

2.2. Результаты и их обсуждения

Результаты обследования по тесту «Методика изучения структуры темперамента»

Автор: Я. Стреляу. (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелевой) [см. приложение 2]

Результаты обследования контрольной группы по данной методике показали, что 40% от общего количества испытуемых имеют высокий уровень реактивности;

Низкий –0(%).

Обследование уровня процессов торможения показали, что высокий балл имеют 50%;испытуемых;

Низкий – 0(%).

Уровень подвижности нервных процессов соответствует высокому баллу у 60% от общего количества выборки.

Низкий –0(%).

По результатам обследования мы выяснили, что лишь у 40% испытуемых высокий балл по первой шкале, который указывает на сильную ответную реакцию на возбуждение.

Высокий балл по второй шкале имеют 50% испытуемых контрольной группы, который указывает на сильные нервные процессы со стороны торможения, стимулы легко гасятся, быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы.

Высокие результаты третьей шкалы у 60% испытуемых указывают на легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот.

Из беседы с испытуемыми мы выяснили, что многие испытуемые не имеют хороших навыков общения, иногда им не хватает уверенности в себе, например Дмитрий Ш. нередко испытывает боязнь неудачи и страх глупо выглядеть перед сверстниками, вследствие чего его общение со сверстниками значительно осложняется. Из беседы с Максимом С. стало ясно, что из-за неумения быстро включатся в работу и быстрой утомляемости, он старается, заранее планировать и организовывать ее.

Таким образом, меньше половины подростков, не обучающиеся игре на гитаре имеют сильную ответную реакцию на возбуждение, половина испытуемых имеют сильные нервные процессы со стороны торможения, и у чуть больше половины испытуемых нервные процессы способны быстро переключатся от возбуждения к торможению и наоборот.

В экспериментальной группе [см. приложение 2] результаты имеют значительные отличия: 90% от общего количества испытуемых имеют, высокий уровень реактивности;

Низкий – 0 испытуемых - 0(%).

Обследование уровня процессов торможения показали, что высокий балл имеют 100% испытуемых;

Низкий – 0 испытуемых - 0(%).

Уровень подвижности нервных процессов соответствует высокому баллу у 100% испытуемых от общего количества выборки.

По результатам обследования мы выяснили, что у 90% испытуемых высокий балл по первой шкале, который указывает на быструю включаемость в работу, низкую утомляемость, высокую работоспособность.

Мы можем предположить, что высокий балл по первой шкале вполне может быть результатом работы над творчеством различных авторов школ и самоучителей как зарубежных, так и отечественных, и положительно отражается в исполнении широкого репертуара популярных произведений русских и зарубежных композиторов, а так же обработок народных песен и романсов.

Высокий балл по второй шкале указывает на сильные нервные процессы со стороны торможения, возбуждения, хорошая реакция, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях, что может рассматриваться, как результат приобретения навыков исполнения сложных технических приемов (малое барре, большое барре, полубарре, легато восходящее, легато нисходящее и тд.), работу над разнообразными упражнениями и этюдами (на аккордовую технику по школе Э.Пухоля, арпеджио из трех, четырех, шести звуков и тд.)

Высокие результаты третьей шкалы указывают на легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот.

Успешное исполнение разнохарактерных произведений (полифонического характера, произведений крупной формы и тд.) применяя теоретические знания, а также умение показать художественную значимость пьес и этюдов, посредством динамических оттенков и тембровых возможностей гитары при участии в концертных выступлениях на наш взгляд может быть результатом быстрой переключаемости нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации

    Дипломная работа >> Психология
    ... в семье и обучающиеся в ГОУ 1883 ... 12,6%). 2.3. Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной ... бы научиться играть на гитаре и петь ... 43. Горьковая И.А. Психологические особенности подростков-делинквентов, родители которых лишены ...
  2. Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

    Шпаргалка >> Педагогика
    ... учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их ... но и психофизиологическими возможностями человека и ... детей, подростков, юношей. Социализация детей, подростков, ... самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и ...
  3. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения у подростков

    Реферат >> Психология
    ... бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах ... потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создает ... на следующие блоки: вопросы, раскрывающие личностные особенности подростка ... реакция на наркотики Техники, обучающие социальному ...
  4. Коррекция фонетической стороны речи у младших школьников в специальной коррекционной школе

    Реферат >> Педагогика
    ... психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на ... формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются ... к обучающему воздействию. На основе ... . На каждом занятии используются игры на развитие ... гроза Гь Гитара К ...
  5. Общая психология Конспект лекций Дмитриева Н Ю

    Лекция >> Психология
    ... разработаны обучающая система ... индивидуальные и личностные особенности субъекта; 4) способность ... на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом. Психофизиологические ... большинства подростков возникает и ... руки гитару, то ... , играют на публику ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0026330947875977