Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Целостное социологическое видение общественных отношений стало формироваться в России в 1850-ых годах На первом этапе оно было связано с задачей филос...полностью>>
Социология->Реферат
Выбирая способ изучения данной темы, мы остановили свой выбор на реферировании, так как на сегодняшний день – это одна из самых широко распространенны...полностью>>
Социология->Реферат
Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и "материального производс...полностью>>
Социология->Реферат
В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются опр...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, отметим, что в теоретической литературе многие авторы отмечают проблемы людей пожилого возраста. В то же время в наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.

Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, характеризующейся высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, а также существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Население Российской Федерации, по крайней мере в прогнозируемом будущем, будет иметь демографическую структуру, вызывающую обоснованную тревогу специалистов в сфере социальной работы.17 И озабоченность эта закономерна, так как граждане пожилого возраста (свыше 40 млн. человек) в первую очередь формируют устойчивый спрос на социальные услуги. И в обозримом будущем он будет возрастать.

Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: 18

– инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек),

– лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек),

– долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше),

– одиноких длительно болеющих пожилых людей,

– пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).

Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся прерогативой государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.

Трудно спорить с тем, что государство должно предоставить людям возможность действовать самим и отказаться от практики принятия универсальных, но экономически не обеспеченных правовых норм, связанных с помощью населению, финансируя в то же время конкретные общественные инициативы или проекты.

Практически все страны мира, кроме совсем уж слаборазвитых, где до преклонных лет просто очень сложно дожить, превращаются в «государства стариков». Общая проблема всех стран не обошла стороной и Россию: пожилых людей у нас год от года становится (по сравнению с другими группами населения) все больше и больше. В целом же пенсионеры составляют примерно 27% населения. При этом их число неизбежно станет увеличиваться хотя бы потому, что население в целом стареет. Среди пенсионеров 76% получают свои пенсии именно по старости (еще 3% – военную, 18% – по инвалидности, 2% – по потере кормильца, есть и другие пенсионные пособия).

Во всем мире заботу о пенсионерах берет (потому что и должно брать на себя) государство. Для этого каждый работающий отчисляет процент со своих доходов в Пенсионный фонд. Однако у России и здесь есть фатальные особенности. Работодатели обычно утаивают реальный размер выплат, чтобы уйти от налогов – соответственно отчисления в эти фонды снижаются.

Выходя на пенсию, наши граждане получают 24% от своего прежнего заработка, в то время как в европейских странах – 60%.19

Средний размер пенсий представлен на рис 1.

Рис. 1. Средний размер начисленных пенсий в России

В ряде случаев пенсионное обеспечение не способно удовлетворить прожиточный минимум, установленный в конкретных субъектах Российской Федерации.

В стране 40,6 миллиона пенсионеров и подавляющее большинство из них на протяжении длительного времени оказалось в стороне от активной общественной жизни, в то время, как в других, также считающих себя социальными, государствах человек, ушедший на пенсию, пользуется особым почетом, уважением и защитой государства.

Первоначально в российском (советском) законодательстве отсутствовал институт пенсий по старости, место которых занимали пенсии по инвалидности. В 1921 году рабочим и служащим могли быть назначены пенсии в случае наступления инвалидности, в частности от «старческой дряхлости». При этом требовалось наличие восьмилетнего стажа. А в 1927 году было введено понятие инвалидов по старости. Ими считались трудящиеся, достигшие 50-летнего возраста. Обязательный восьмилетний стаж работы ограждал «круг обеспечиваемых от нетрудовых элементов». На размер пенсии он не влиял, так как в то время размер пенсии по инвалидности в соответствии с принципом замещения заработка в связи с утратой трудоспособности зависел только от среднемесячной зарплаты.20

Важнейшими причинами, детерминирующими необходимость реформирования отечественной пенсионной системы, выступал целый ряд факторов, в том числе: вхождение России (как и многих экономически развитых стран) в неблагоприятный демографический период; обусловленное реалиями последних десятилетий неадекватное социально-экономическое поведение большинства работников, вынужденных задумываться о будущей пенсии только когда остаются считанные годы до выхода на пенсию; «шоковая терапия» и последующая социально-экономическая политика государства, отбросившая за черту бедности миллионы пожилых людей, честно отдавших свои силы и здоровье на благо страны в эпоху СССР.

Поэтому одной из важнейших задач пенсионной реформы выступает доведение размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную старость. Одним из главных критериев при этом выступает коэффициент замещения, отражающий в процентах соотношение между средней пенсией и средней зарплатой в стране. Начиная с девяностых годов прошлого века этот показатель постоянно снижается: если в 2000 г. в России он составлял 38%, то в 2007 г. – уже только 25%. Следовательно, гражданин, выходя на пенсию, может рассчитывать только на четверть от своего прежнего заработка, в то время как в соответствии с международными стандартами «норма» такого соотношения – как минимум 40–45%. В настоящее время в Европе коэффициент замещения составляет 60–70%.

При этом с 1990 г. разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых граждан России многократно вырос и по последним данным составляет уже 15,3 раза.21 Это лишает государство социальной стабильности, ведет к девальвации понятия справедливости в общественном сознании.

По прогнозам самые тяжелые последствия неадекватности пенсионной системы России требованиям современного социального государства наиболее остро скажутся к 2015 году. Это связано с тем, что население страны стареет. В настоящее время в РФ проживает около 40 миллионов пенсионеров при 142 миллионах населения, то есть 27%. Сегодня на одного пенсионера приходится чуть меньше двух работников. Однако примерно с 2010 г., количество пенсионеров по сравнению с занятым населением будет возрастать, и соотношение работников и пенсионеров грозит к 2020 г. составить 1: 1, то есть, формально говоря, на взносы одного работника придется обеспечивать одного пенсионера. В такой ситуации пенсионная система, построенная в советское время на принципе солидарности поколений, окончательно перестанет работать. Это связано с тем, что ее создатели ориентировались на то, что доля пенсионеров не должна превышать 12% трудоспособного населения, а последнее будет постоянно увеличиваться за счет воспроизводства. Сегодня реальностью становится неспособность работающего поколения «прокормить» всех лиц пенсионного возраста.22

Кроме того, в России самый низкий пенсионный возраст: 55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин. «Традиция» отправлять женщин на пенсию раньше мужчин Россия заимствована у Германии. Канцлер Отто Бисмарк в свое время ввел 5-летний разрыв в пенсионном возрасте для женщин и мужчин в связи с тем, что в среднестатистической немецкой семье муж был на пять лет старше жены. И если бы установили единый пенсионный возраст, то глава семьи отправлялся бы «на отдых» на пять лет раньше своей супруги, которая в результате пять лет содержала бы своего супруга-пенсионера, что, по мнению Бисмарка, полностью подрывало бы германские общественные нормы и традиции. То есть фактически существующая разница в возрасте выхода на пенсию обусловлена не медико-социальными причинами, а германскими традициями ста пятидесятилетней давности.

Особую проблему представляют лица, рожденные до 1967 г. и не вошедшие в новую пенсионную систему, основанную на одновременном существовании страховой распределительной и накопительной частей трудовой пенсии. Именно они (эта цепочка продлится вплоть до 2026 г., когда на пенсию выйдет последнее поколение из этой когорты) будут получать «недостойную» пенсию. В то же время достаточно плачевно выглядят и результаты инвестирования пенсионных накоплений (это более чем 90% граждан 1967 года рождения и моложе, имеющих право на накопительную часть пенсии) за последние три года во Внешэкономбанке. Доходность инвестирования пенсионных накоплений за этот период во Внешэкономбанк составила всего 7,54% годовых. Получается, что инфляция, которая за эти годы не была ниже 9%, «съела» значительную часть пенсионных накоплений. При этом в первом квартале 2007 г. доходность составила 4,6%, а инфляция за этот период – 4,2%.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем смогли принести своим клиентам 20,78% (или 11,78% с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды – 16,94% (7,94% с учетом инфляции). Но более 90% будущих пенсионеров предпочитают оставлять деньги в государственном управлении, и, не прибегая к нетривиальным способам, вряд ли возможно изменить данную ситуацию.

Важнейшим нерешенным вопросом в процессе реформирования пенсионной системы остается вопрос «серых» и «черных» схем выплаты заработной платы («конвертируемых» зарплат), то есть их теневой выплаты. Так, в 2005 г. 16% работодателей официально платили своим работникам меньше 800, а еще 40% – менее 2,5 тысяч рублей в месяц. По данным ВЦИОМ (март 2007 г.) 17% россиян получали зарплату неофициально. При этом 13% участников опроса признались, что зарплата «конвертируется» частично, и 4% – полностью. Еще 15% не захотели честно отвечать на этот вопрос. Для вывода зарплат «из тени» становится необходимым использование фискальных, карательных мер и социально-экономических рычагов, их разумного сочетания. Без этого невозможно кардинально улучшить ситуации.23

Ученые и практики предлагают различные варианты действий по улучшению социальной защищенности пожилых людей в современной России. Во-первых, сдерживать рост пенсий. Во-вторых, уменьшить количество пенсионеров, увеличив возраст выхода на пенсию. Снижение размера пенсии и увеличение выхода на пенсию повышает социальную защищенность пенсионера. В-третьих, необходимо найти резервы для увеличения доходов Пенсионного фонда. Однако следует понимать, что простых решений в данной ситуации нет, и российское общество находится только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

Таким образом, в структуре населения России пенсионеры составляют весьма солидную долю. При этом пенсионная система находится в кризисном состоянии. Весьма скромным остается и реальный уровень пенсий. Как известно, величина прожиточного минимума пенсионера достаточно низка, но даже по отношению к этому условному показателю средний размер назначенной месячной пенсии не превышает 110 процентов. Поэтому проблема достойного пенсионного обеспечения является одной из острейших для современной России среди социальных проблем.



Похожие страницы:

  1. Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)

    Дипломная работа >> Социология
    ... социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения 1.1 Социальные проблемы одиноких пожилых людей 1.2 Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей 2. Работа центра социального обслуживания ...
  2. Социальное обслуживание населения

    Контрольная работа >> Социология
    ... базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» ...
  3. Социальное обслуживание населения в РФ

    Контрольная работа >> Социология
    ... : - стационарные учреждения социального обслуживания; - комплексные центры социального обслуживания населения; - территориальные центры социальной помощи семье и детям; - центры социального обслуживания; - социальные приюты для детей ...
  4. Обслуживание населения в Центре социального обслуживания населения Московского административног

    Реферат >> Социология
    ... финансовой помощи. -Консультативное отделение по работе с детьми инвалидами Осуществляет защиту прав ... центр социального обслуживания населения» . Федеральный закон РФ от 2.08.95. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста ...
  5. Анализ практики социального обслуживания населения

    Дипломная работа >> Социология
    ... годы налаживается социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Приведем конкретные примеры. Комплексный центр социального обслуживания населения г.Лесозаводска ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0066499710083008