Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Экономика промышленности – одна из социально – экономических наук, предметом изучения которой является производственные отношения (необходимая сторона...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возро...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Ткань-это изделие, изготовленное на ткацком станке переплетением продольных (основа) и поперечных (уток) нитей. Имеет толщину 0,1-5мм, ширину обычно д...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ ...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

Факультет менеджмента

специальность «Управление персоналом»

Кафедра «Экономики, предпринимательства и управления»

Реферат

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Французский классицизм в литературе»

Реферат

студентки 2 курса

Петрова А.С.

(МП-2008)

Проверила:

Янковская Г.А.,
преподаватель

Пермь, 2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……

Глава 1. Историко-культурные условия возникновения классицизма …..

Глава 2. Принципы и правила классицизма …………………….…….……

Глава 3. Классицизм в трагедии и комедии …….…….…….…….…….…

Заключение …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…

Список литературы …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….

Введение

Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») - одно из важнейших направлений 17 - начала 19 веков в европейской литературе и искусстве, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества. Одной из важных черт классицизма являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Искусство классицизма получило свое высшее воплощение во Франции XVII века. Оно опиралось на идеи жесткой нормативности, образца, в качестве которого выступало искусство Античности.

Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций…). Важное место в теории классицизма занимали идеи общественного долга, служения разумной цели, в качестве которой рассматривался абсолютизм. Ценность личности определялась ее заслугами перед государством, способностью жертвовать личным (неразумной страстью) началом во благо общественного долга. В произведениях литературы высокого жанра (трагедиях, одах, поэмах) утверждался образец героя-гражданина, а отклонение от этой нормы, следование неразумному началу осуждалось и осмеивалось в низких жанрах (комедиях, баснях, сатирах).

Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.

В этой работе рассмотрены вопросы историко-культурных условий возникновения классицизма, его принципы и правила, а также выражение основных законов классицизма в трагедии и комедии.

Глава 1.

Историко-культурные условия возникновения классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия.

Классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях - условиях перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии.

В процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством, происходит обострение взаимоотношений личности и общества.

С одной стороны, вновь складывающееся общество предъявляет к личности новые требования и предлагает новую форму бытия - в опоре на общество, в сознательном служении ему, что ограничивает в некоторой степени свободу.

Это определяет содержательный аспект литературы.

В основе поэтики классицизма лежит взгляд, заключающий в себе, с одной стороны, веру в справедливость тех требований, которые предъявляет вновь складывающееся гражданское общество к личности, ограничивая ее свободу в том ее понимании, какое она приобрела на исходе Возрождения, и предлагая ей новую форму бытия — в опоре на общество, в сознательном служении ему. С другой стороны, этот взгляд исходит из признания необходимости сохранить за личностью такую степень автономии, которая позволяла бы ей ощущать свой союз с обществом как равноправный и добровольный.

Узы, налагаемые обществом, оцениваются одновременно и как стеснительные, и как благотворные. Они враждебны ренессансному пафосу абсолютной свободы самоопределения, и потому их давление тягостно, но они спасают индивида от затерянности в бесконечном мире, в хаосе беспорядочной борьбы «всех против всех» — роковых последствий разрушения основ патриархального бытия при переходе к новому времени. Тем самым эти узы закрепляют за индивидуумом прочное «законное» место в жизни, обеспечивая ему причастность к постоянно расширяющемуся духовному опыту огромного коллектива и сообщая полноту гуманистического содержания его деятельности и всему его существованию1.

Основные же принципы поэтики мотивированы системой философских взглядов эпохи, которые формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины 17 — конца 18 веков и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма — это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени.

Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650). Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» — реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт — Картезиус). Пожалуй, в этих словах находится основная концепция направления классицизма, а именно превосходство Разума над чувствами, осмысленность, понимание, расчет, логическая последовательность.

В обществе воспитывался патриотизм и любовь к героям современности.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Можно сказать, что именно во Франции зародился классицизм: здесь формировались основные принципы и идеология этого направления. Слова Людовика XIV, «Короля-Солнца», - "Государство - это я!" считаются истоками появления классицизма. В классицизме прославлялось величество правителей государства, их героизм и разум, благодаря которому они успешно управляли нацией и вели свою державу к процветанию. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.

Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Глава 2.

Принципы и правила классицизма

Итак, как уже говорилось раннее, классицизм – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Название «классицизм» можно буквально перевести как «основанный на классике», то есть произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства — преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял, прежде всего, в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

С точки зрения классицизма художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное: в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Основные принципы классицизма:

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Данный принцип следует из философской концепции Декарта («Я мыслю, следовательно, я существую» - превосходство разума над чувствами), которая, как уже отмечалось ранее, наложила большой отпечаток на мировоззрение того времени, а следовательно и на развитие искусства.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного: расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, преданность монарху считалась верхом патриотизма.

3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга: провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее: только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения.

5. Наследование античности как образцу: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи.

6. Главная категория – красота: стали нормой разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного.

Во главе классицизма становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”). Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в.

Правила классицизма:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Классицизм как литературное направление

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... . Глава II Особенности развития классицизма во французской литературе Поэтика французского классицизма складывается и осознается постепенно в борьбе ...
  2. Классицизм (2)

    Реферат >> История
    ... сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного ... ). Литература Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского ...
  3. Понятие классицизм

    Реферат >> Культура и искусство
    ... сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного ... . Литература. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского ...
  4. Французская дипломатическая школа и ее влияние на европейскую дипломатию времен кардинала Ришель

    Дипломная работа >> История
    ... 1949.1 Список исторической тематической литературы намного шире и включает ... поощрял таланты, способствуя расцвету французского классицизма. [11, стр.74 ... А.Ж.. Политическое завещание. - П.: 1949 Литература: Альбина Л. Л. Книги, принадлежавшие кардиналу ...
  5. Лекции по русской литературе 20 века в хронологическом порядке.

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... амплуа, свойственное классицизму. Есть еще достаточно забавные признаки классицизма. Так, классицизма учил, что ... своей жизни он прочитал всю французскую литературу, важнейшие произведения древнегреческих и древнеримских писателей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002025842666626