Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Тезисы >Политология
Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти – это общественное признание, доверие и поддержка, которые оказывают ей общество, народ. В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:
традиционный тип (монархия);
харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля);
рационально-правовой тип – эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
2. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы). Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Ресурсы политической власти:
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т.д.
Информационные ресурсы – это средства массовой информации.
Классификация власти:
По субъектам – президентская, монархическая, государственная, партийная, церковная, армейская, семейная.
По сферам функционирования – законодательная, исполнительная и судебная.
По способам взаимодействия объекта и субъекта власти, по режиму правления – авторитарная, тоталитарная, демократическая.
В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
высший уровень – макрополитическая система высших органов власти;
средний, или промежуточный уровень – это аппарат политической власти среднего звена, бюрократии разных рангов;
микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп.
Литература:
Балгимбаев А.С. Саясаттану. Политология. – Алматы., 2004.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М., 1997.
Романов Н.В. Основы этнополитологии. Уч. Пособие, Алматы, 2001
Хан И.Г. Политология: Уч. Пособие. – А., 2000.
Панарин А.С. «Политология» М., 2005 г.
Фарушкин М.Х. «Введение в политологию» Казань 2001г.
Сморгунов Х.В., Семенов В.А. «Политология» Санкт-Петербург 2000г.
Демидов А.И., Федосеев А.А. «Основы политологии» Москва 2003г.
Пугачев В.П. «Введение в политологию» Москва 2001г.
Контрольные вопросы (обратная связь)
В чем состоят особенности политической власти?
Какие существуют ресурсы политической власти?
Что означает понятие «легитимность политической власти».
Тема № 5. Государство и гражданское общество
Цель: Определить сущность государства как политического института, а также рассмотреть основные концепции возникновения государства.
План лекции:
1. Место и роль государства в политической системе общества.
2. Правовое государство и гражданское общество.
1.Место и роль государства в политической системе общества.
Стержнем и основой политической системы является государство. Анализ первого вопроса следует начать с выяснения понятия государства и его природы. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественное отношения, выступая вместе с тем как официальный представитель всего общества. Государство - основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.
Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства рассматривались в так называемой "теории трех элементов", согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть,
Рассмотрим причины возникновения государства и охарактеризовать исторические рубежи его развития. История становления государства - сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций, общественно-экономических формаций и другими факторами. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.
Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.
Суверенитет - независимость и признание государственной власти в качестве выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной политической деятельности и отношениях. Государственный суверенитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной территории. Исходя из мировой практики, можно выделить следующие основополагающие предпосылки государственного суверенитета: суверенитет только и исключительно характеризует государственность, подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, суверенитет связан с волей народов, населения, с государственно оформленной территорией, суверенитет "является объективной реальностью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип государственного суверенитета означает признание за государством права воплощения единого порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.
Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными из которых являются органы государственной власти, органы государственного управления, надзорно-контрольные инстанции; судебные органы; органы охраны общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.
Внутренними функциями государства являются социальная, хозяйственно- организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности. Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов других стран; налаживание "сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др. Существование государства, проявление этих и других признаков представляют собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для государства любого типа. Функции государства составляют меру свободы человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от их собственных усилий.
Функции демократического государства должны принципиально отвергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.
Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для государства ~ выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям, В подобной социально-ориентированной экономике функции государственных органов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественными процессами, оказании помощи людям, организациям, т.е. в создании условий нормального существования. При этом распределительные механизмы выключены из государственной политики. Каждый государственный орган занимается своим делом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.
По форме правления выделяют монархии и республики.
Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях власть монарха ограничена представительным органом власти - парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.
Республики существуют трех типов: парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).
В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента.
В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.
В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по парламентскому типу.
По типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все держится на одной оси: правительство - территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у. административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).
Федеративное государство представляет собой союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.
Государство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, государство взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.
Похожие страницы:
Мировая политика и международные отношения (5)
Реферат >> Политология... Введение 3 Понятие мировой политики 4 Субъекты, классификация и принципы международных отношений 6 Глобализация и институализация международных отношений 11 Особенности современной ...Международная политика и международные отношения
Реферат >> Политология... остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить ...Международные отношения и мировая политика
Контрольная работа >> Политология... мнения. Теперь рассмотрим, международные отношения и мировую политику более обширно. Понятие, формы, типология международных отношений и мировой политики Международные отношения – поведение государств ...Мировая экономика и международные отношения Швейцарии
Реферат >> Экономика... сервис и комфорт. Швейцария известна своей политикой нейтралитета. Вкладчиков издавна привлекали швейцарские ... Vision", № 2-3, сентябрь 2002. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2002. Интернет версия журнала «Русская ...Современные концепции регулирования международных отношений (2)
Реферат >> Экономика... международного общения и координация международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №10. - с.105-104. 8. Мадиссон В.В., Шахов В.А. Международные отношения и мировая политика // Политология международных отношений ...