Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
В двадцатые годы среди белой эмиграции возникло движение евразийцев. Основатели евразийства — кн. Н.С. Трубецкой - филолог и лингвист, основатель (сов...полностью>>
Политология->Контрольная работа
Понятие политология образуется из двух греческих слов: политик государственные, общественные дела и логос - слово, мысли, учение. Отцом первого поняти...полностью>>
Политология->Реферат
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечест...полностью>>
Политология->Реферат
Регион Дарфура расположен на западе Судана на границе с Чадом и Центрально-Африканской республикой. Он включает три провинции: Северный Дарфур (центр ...полностью>>

Главная > Тезисы >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Легитимность политической власти. Легитимность власти – это общественное признание, доверие и поддержка, которые оказывают ей общество, народ. В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:

  1. традиционный тип (монархия);

  2. харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля);

  3. рационально-правовой тип – эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

2. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы). Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Ресурсы политической власти:

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т.д.

Информационные ресурсы – это средства массовой информации.

Классификация власти:

  1. По субъектам – президентская, монархическая, государственная, партийная, церковная, армейская, семейная.

  2. По сферам функционирования – законодательная, исполнительная и судебная.

  3. По способам взаимодействия объекта и субъекта власти, по режиму правления – авторитарная, тоталитарная, демократическая.

В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:

  1. высший уровень – макрополитическая система высших органов власти;

  2. средний, или промежуточный уровень – это аппарат политической власти среднего звена, бюрократии разных рангов;

  3. микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп.

Литература:

  1. Балгимбаев А.С. Саясаттану. Политология. – Алматы., 2004.

  2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. – М., 1997.

  3. Романов Н.В. Основы этнополитологии. Уч. Пособие, Алматы, 2001

  4. Хан И.Г. Политология: Уч. Пособие. – А., 2000.

  5. Панарин А.С. «Политология» М., 2005 г.

  6. Фарушкин М.Х. «Введение в политологию» Казань 2001г.

  7. Сморгунов Х.В., Семенов В.А. «Политология» Санкт-Петербург 2000г.

  8. Демидов А.И., Федосеев А.А. «Основы политологии» Москва 2003г.

  9. Пугачев В.П. «Введение в политологию» Москва 2001г.

Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. В чем состоят особенности политической власти?

  2. Какие существуют ресурсы политической власти?

  3. Что означает понятие «легитимность политической власти».

Тема 5. Государство и гражданское общество

Цель: Определить сущность государства как политического института, а также рассмотреть основные концепции возникновения государства.

План лекции:

1. Место и роль государства в политической системе общества.

2. Правовое государство и гражданское общество.

1.Место и роль государства в политической системе общества.

Стержнем и основой политической системы является государство. Анализ первого вопроса следует начать с выяснения понятия государства и его природы. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, ко­торая осуществляет суверенную власть при помощи спе­циального аппарата, защищает данные общественное от­ношения, выступая вместе с тем как официальный предста­витель всего общества. Государство - основной институт полити­ческой системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный ин­ститут власти в обществе и концентрированное осуществление этой вла­стью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.

Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки го­сударства рассматривались в так называемой "теории трех элементов", согласно которой государство существует там, где есть народ (населе­ние), территория и государственная власть,

Рассмотрим причины возникновения государства и оха­рактеризовать исторические рубежи его развития. История становле­ния государства - сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций, общественно-экономических фор­маций и другими факторами. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.

Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распростране­ние власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховен­ство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательно­го, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.

Суверенитет - независимость и признание государственной власти в качестве выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной политической дея­тельности и отношениях. Государственный суверенитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определен­ной территории. Исходя из мировой практики, можно выделить следую­щие основополагающие предпосылки государственного суверенитета: су­веренитет только и исключительно характеризует государственность, подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, суверенитет свя­зан с волей народов, населения, с государственно оформленной террито­рией, суверенитет "является объективной реальностью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип государственного суверени­тета означает признание за государством права воплощения единого по­рядка, права пресечения анархии, исключительной монополии государ­ства на применение насилия в случае невыполнения законов, независи­мость государственных структур относительно любых негосударствен­ных образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отно­шений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными из которых являются органы государственной власти, орга­ны государственного управления, надзорно-контрольные инстанции; су­дебные органы; органы охраны общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.

Внутренними функциями государства являются социальная, хозяй­ственно- организаторская, организационно-правовая, функция со­циализации личности. Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов дру­гих стран; налаживание "сотрудничества с другими странами; обеспече­ние безопасности народов, поддержание мира и др. Существование госу­дарства, проявление этих и других признаков представляют собой осу­ществление совокупности необходимых функций, неизбежных для госу­дарства любого типа. Функции государства составляют меру свободы человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зави­сит только от их собственных усилий.

Функции демократического государства должны принципиально от­вергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно состав­лять цель его регулирующей деятельности. Государство сильно благопо­лучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на раз­личные сферы жизни общества через законы, координирует, контроли­рует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для государства ~ выявление потребностей людей, их при­оритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вклады­ваются деньги, а результат деятельности приносит пользу как произво­дителям, так и потребителям, В подобной социально-ориентированной экономике функции государственных органов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественными процессами, оказании помощи людям, организациям, т.е. в создании условий нормального су­ществования. При этом распределительные механизмы выключены из государственной политики. Каждый государственный орган занимается своим делом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.

Методы, которыми осуществляются функции государства, приме­няемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.

По форме правления выделяют монархии и республики.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях мо­нарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, су­дебной власти. В конституционных монархиях власть монарха ограниче­на представительным органом власти - парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.

Республики существуют трех типов: парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).

В парламентских республиках правительства формируются из пред­ставителей одной или нескольких партий, располагающих большин­ством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллеги­ей, в состав которой входят и члены парламента.

В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непос­редственной политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе систе­мы сдержек и противовесов.

В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по парламентскому типу.

По типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все дер­жится на одной оси: правительство - территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными орга­нами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у. административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративное государство представляет собой союз государ­ственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное де­ление. При федеративном устройстве территория государства не яв­ляется единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют пра­во на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.

Государство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государ­ство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское со­гласие, государство взаимодействует с другими субъектами политичес­кой системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способ­ность к развитию.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Мировая политика и международные отношения (5)

    Реферат >> Политология
    ... Введение 3 Понятие ми­ровой политики 4 Субъекты, классификация и принципы международных отно­шений 6 Глобализация и институализация международных отношений 11 Особенности современной ...
  2. Международная политика и международные отношения

    Реферат >> Политология
    ... остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно предста­вить ...
  3. Международные отношения и мировая политика

    Контрольная работа >> Политология
    ... мнения. Теперь рассмотрим, международные отношения и мировую политику более обширно. Понятие, формы, типология международных отношений и мировой политики Международные отношения – поведение государств ...
  4. Мировая экономика и международные отношения Швейцарии

    Реферат >> Экономика
    ... сервис и комфорт. Швейцария известна своей политикой нейтралитета. Вкладчиков издавна привлекали швейцарские ... Vision", № 2-3, сентябрь 2002. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2002. Интернет версия журнала «Русская ...
  5. Современные концепции регулирования международных отношений (2)

    Реферат >> Экономика
    ... международного общения и координация международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №10. - с.105-104. 8. Мадиссон В.В., Шахов В.А. Международные отношения и мировая политика // Политология международных отношений ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018508434295654