Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
   В современной литературе по методике преподавания истории детям с умственной отсталостью вопрос об организации процесса обучения и, в более узком п...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования для того, чтобы ученик, студент ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наи...полностью>>
Педагогика->Самостоятельная работа
Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле во...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

– социально-бытовое ориентирование

● Коммуникативность

Уровни оценки по шкалам:

От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 – очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам:

1. Представления о себе.

В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие – отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.).

2. Социально-бытовая ориентация.

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: навыки самообслуживания, социально-бытовое ориентирование. Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыкам самообслуживания:

– личная гигиена;

– одевание и раздевание;

– прием пищи.

1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;

2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.

3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.

4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.

Социально-бытовое ориентирование

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

– знание и определение частей тела человека

– знание своего адреса и членов семьи

– знание частей помещения

– знание условий своего быта и умение в них ориентироваться

– ориентация на улице

– знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы)

– усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

1-й уровень (0-2): не знание частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.

2-й уровень (3-5): знает части тела, может показать их на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.), Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (поликлиника, почта пр.). достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять , может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Может самостоятельно обозначать свое имя на бумаге.

4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование в норме развития и соответствует возрасту.

3. Коммуникативность

В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость – общительность в пределах 10 баллов.

Критерии наблюдения за развитием коммуникативность

–характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими

– способы установления контакта с данным ребенком

– стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.

0 – 2 – явная интервертированность, замкнутость, аутичность

3 – тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах

4 – 6 – биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах

7 – 8 – экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.

9 – 10 – крайняя экстраверсия.

Таблица 2.

Результаты, полученные при проведении методики «Карта наблюдений» на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Представления о себе

Социально-бытовая ориентировка

Коммуникативность

Самообслуживание

Социально-бытовое ориентирование

1

Никита

3

2

3

4

2

Миша

2

2

3

8

3

Лиза

7

4

4

7

4

Даша

4

3

5

7

5

Андрей

7

4

6

5

6

Юля

2

2

3

8

Анализируя данную методику, можно отметить следующее:

Никита показал низкий уровень развития по всем наблюдаемым направлениям. Это связано с отсутствием специально-направленного обучения, с отсутствием потребности к самостоятельности.

Миша и Юля показали низкий результат по трем направлениям, но высокий балл по шкале «Коммуникативность». Это связано с особенностями дефекта, наличием гиперактивности у Миши. Эму очень тяжело сосредоточиться на какой-либо деятельности, но он легко вступает в контакт, общается. Даша очень эмоциональна и общительна, но уровень социально-бытовой ориентировки и представлений о себе очень низкий.

Лиза показала более высокий уровень представлений о себе и коммуникативности. Она общительна, поддерживает диалог, показывает части тела на себе и на кукле. Но самообслуживание и социально-бытовое ориентирование находится на среднем уровне.

Даша ориентируется только относительно своего тела, не знает таких частей, как брови, ресницы, спина. Практически не владеет культурно-гигиеническими навыками. Не ориентируется в собственных вещах, мебели, посуде. Девочка легко вступает в контакт, но часто меняется настроение.

Андрей показывает части тела на себе и не кукле, самостоятельно не ест, необходима помощь взрослого, сам не умывается, не ходит не горшок, но активен в играх, рассматривает себя в зеркало, ориентируется в некоторых своих вещах. В контакт с незнакомыми взрослыми не вступает, очень избирателен в общении.

Методика «Социограмма» [52, с. 367].

Цели:

  1. Выявление уровня развития навыков социальной адаптации ребенка с синдромом Дауна.

  2. Оценка развития навыков ребенка в динамике с умственной отсталостью.

Оборудование: бланк карты наблюдений (Приложение II), анкета теста (Приложение I), синий и красный карандаши.

Инструкция для специалиста: Бланк карты наблюдений заполняется следующим образом: если навык, соответствующий определенному вопросу, сформирован, то ячейка с номером вопроса заштриховывается полностью синим карандашом. Если навык освоен частично, то соответствующая ячейка заштриховывается частично. Если навык не сформирован, то поле остается пустым.

Рекомендации для специалиста: оценку целесообразно проводить раз в пол года, что позволяет выявлять новые сформировавшиеся навыки, которые отмечаются на бланке наблюдений красным цветом.

Благодаря удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровни развития навыков.

Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно.

Таблица 3.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой X-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и ... особое значение. Таким образом, формирование социальной адаптации у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта должно быть подчинено ...
  2. Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования: «Социально-психологическая адаптация детей синдромом Дауна к специализированным условиям в ДОУ». Объект исследования – психологические особенности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Предмет ...
  3. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей с синдромом Дауна и особенности их социализации; Изучить особенности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна; База исследования: семьи, имеющие детей с синдромом Дауна в возрасте ...
  4. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... социально-возрастных групп: 1) дети дошкольного возраста; ... адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям; 4) социально-психологическую и социально-культурную адаптацию - процесс восстановления (формирования ... синдром Дауна, ... синдроме ...
  5. Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности

    Дипломная работа >> Социология
    ... медицинской помощи, формирование среды жизнедеятельности ... для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков ... набрана группа детей с синдромом Дауна (из ... . Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010621547698975