Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
   В современной литературе по методике преподавания истории детям с умственной отсталостью вопрос об организации процесса обучения и, в более узком п...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования для того, чтобы ученик, студент ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наи...полностью>>
Педагогика->Самостоятельная работа
Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле во...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3 Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

  1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

  2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

  3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания [28, с. 132].

Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.

Дети с синдромом Дауна отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется [44, с. 135].

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению [36, с. 89].

Оценка уровня развития - самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить - чему его следует учить. Эти знания помогут провести тестирование дома и правильно выбрать пути и направления своей работы с ребёнком. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать: тонкая моторика; восприятие речи; самообслуживание, т. е. способность самостоятельно выполнять личные потребности; социальные навыки - умение взаимодействовать с окружающими.

Оценка поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка. Позволит гибко подойти к выбору задач, можно укрепить сильные позиции ребенка и помочь ему продвинуться в тех областях, где он слабее, т.е. определить « зону ближайшего развития» [34, с. 62].

Многие задачи можно решить в обычных житейских ситуациях и во время игр. Например, в процессе обычного повседневного ухода за ребёнком, можно развивать мелкую моторику, перебирая фасоль, пуговицы, а навыки самообслуживания вырабатывать в режимных моментах [25, с. 34].

Специальные занятия надо делать короткими, меняя виды деятельности. Например: 15минут - развитие мелкой моторики, 15 минут - игровые занятия, 15 минут - чтение, рассматривание иллюстраций. Итого — 45-50 минут. Решая эти вопросы, нужно не бояться идти путём проб и ошибок [33, с. 52].

Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Параллельно должна вестись работа с родителями. Ведь в работе с ребёнком с синдромом Дауна нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому подключайте к занятиям всех членов семьи. Занятия должны быть интересными и сбалансированными [35, с. 173].

Как учить ребенка формированию навыков I ступени? Обучение - процесс, с помощью которого мы организуем обстановку, окружающую ребёнка, чтобы он скорее научился делать определённые вещи и вести себя определённым образом [9, с. 193]. В своей практической деятельности нужно стараться разделить процесс обучения в несколько этапов. Что делать до того, как ребёнок приступит к выполнению задания? Нужно дать ему указания, соответствующие той ступени обучения, на которой он находится.

-«Возьми щетку, открой тюбик...»

-«Почисти зубы».

Если указания недостаточно, нужно продемонстрировать на себе, это полезный приём.

Во время выполнения задания, нужно объяснить подробнее, что и как нужно делать, т.е. давать словесную подсказку. Например: «Построй заборчик из зубиков»

Необходимо оказывайте ребёнку физическую помощь, т.е. сначала нужно взять руку ребёнка и выполнить вместе с ним, затем держать за запястье, затем за локоть.

Необходимо приспосабливать материалы к особенностям ребенка. Например, колпачок тюбика зубной пасты ослабить перед тем, как попросить ребёнка почистить зубы.

После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт, погладить, прикоснуться [10, с. 263].

При выборе задач следует учитывать 3 основных фактора. 1.Цели, которые педагог ставит перед собой, приступая к обучению – т.е., что ребёнок должен уметь в будущем. 2. Результаты тестирования малыша – т.е., что он умеет делать сейчас. 3. Время и возможности, которыми располагает педагог, то есть, ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Задача детально определяет, что ребёнок будет делать во время её выполнения, когда уже научится с ней справляться. Задача указывает, где и как будет применяться соответствующее умение. Задача определяет для ребёнка его ближайшую цель, следующий шаг, который он должен сделать [18, с. 34].

Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем - то, к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.

Если ребёнок не может сконцентрировать внимание, из-за недостатка уровня развития или части большой проблемы, то прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.

3 ступеньки обучения концентрированию внимания:

1. Концентрация внимания на человеке - путём поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком. Данную ступеньку можно назвать «совместным» вниманием.

Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли он на тот же предмет. Если ребёнок не обнаруживает эти умения, то они должны стать основными задачами, т.к. без них невозможно овладеть социальными навыками, навыками общения, позже, навыками тонкой моторики [24, с. 61].

Необходимо учить ребенка ставить долгосрочные и краткосрочные цели и задачи:

Например, долгосрочная цель - научить ребёнка оправлять естественную нужду. Краткосрочные цели: научить ребёнка терпеть и знать, что ему нужно помочиться; научить проситься на горшок; научить самостоятельно идти в туалет; научить снимать одежду; научить справляй, нужду; научить вытираться; научить надевать одежду; научить убирать за собой.

Уровни овладения навыками:

1. Начальный - действия выполняются совместно, здесь надо учить правилам пользования туалетом.

  1. Достаточный - действия выполняются под контролем, здесь важно выполнять порядок действий пользования туалетом.

  2. Уровень самостоятельности - действия выполняются самостоятельно или с частичным контролем, здесь учитывается последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность мытья рук, ног, головы, принятия ванны, пр. [13, с. 53].

Для всех таких детей значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в макросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия. Особое внимание обращайте на: самостоятельность в элементарных хозяйственно- бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в слонах и фразах своих действий [15, с. 23].

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно- практических навыков должно быть особо значимым.

У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

Формируя у ребёнка-дауна социальные навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению [52, с. 87].

Навыки общения, особенности общения взрослых с детьми включает следующий ряд сложностей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой X-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и ... особое значение. Таким образом, формирование социальной адаптации у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта должно быть подчинено ...
  2. Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования: «Социально-психологическая адаптация детей синдромом Дауна к специализированным условиям в ДОУ». Объект исследования – психологические особенности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Предмет ...
  3. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей с синдромом Дауна и особенности их социализации; Изучить особенности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна; База исследования: семьи, имеющие детей с синдромом Дауна в возрасте ...
  4. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... социально-возрастных групп: 1) дети дошкольного возраста; ... адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям; 4) социально-психологическую и социально-культурную адаптацию - процесс восстановления (формирования ... синдром Дауна, ... синдроме ...
  5. Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности

    Дипломная работа >> Социология
    ... медицинской помощи, формирование среды жизнедеятельности ... для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков ... набрана группа детей с синдромом Дауна (из ... . Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011959075927734