Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
   В современной литературе по методике преподавания истории детям с умственной отсталостью вопрос об организации процесса обучения и, в более узком п...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования для того, чтобы ученик, студент ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наи...полностью>>
Педагогика->Самостоятельная работа
Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле во...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемой социальной адаптации детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Дауна, интересовались такие ученые, как Закрепина А. В. («Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье»), Коробейников И. А. («Нарушения развития и социальная адаптация»), Маллер А. Р. («Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»), Шипицина Л. М. (««Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта») и др. Но на наш взгляд эта проблема еще недостаточно изучена и требует детального рассмотрения.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Он показал, что термин «социальная адаптация» для детей с синдромом Дауна означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения этих детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с синдромом Дауна из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с синдромом Дауна возможность активного участия в общественной жизни.

После теоретического анализ в процессе коррекционно-развивающей работы нами были выявлены особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна.

Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с синдромом Дауна повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.

Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.

Далее нами были выявлены особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. У этих детей необходимо формировать все культурно-гигиенические навыки, так как самостоятельно они этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.

У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

В процессе исследования нами была разработана и апробирована коррекционно–развивающая программа по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В процессе ее реализации нами проводились специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организовывались специальные игры.

Результатом апробации программы стало повышение уровня социальной адаптации у всей экспериментальной группы детей.

В процессе реализации программы нами разрабатывались методические рекомендации по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, в которых раскрывались основные направления дальнейшей работы родителей, рекомендации по более продуктивных способах общения со своим ребенком. Эти рекомендации составлены с учетом уровня развития и возможностями каждого ребенка.

Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.

Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая заключалась в том, что формирование компонентов социальной адаптации – самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей.

Следовательно, коррекционно-педагогическая проведена успешна и цель нашего исследования достигнута.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте [Текст] / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2003. - №3. – с. 47-52.

  1. Барашнев Ю. И., Барашнева Ю. И., Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет [Текст] / Под ред. Барашнева Ю.И. – Изд-во: Триада-Х, 2007 г. – 280 с. – ISBN 5-8249-0130-9

  2. Боряева, Л. Б., Гаврилушкина, О. П., Зарин, А. П., Соколова, Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Боряева и др. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. – 320 с. – (Коррекционная педагогика). – ISBN 5-94033-094-0.

  3. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – 2-е изд., испр. и доп. – М., «Просвещение», 1973. – 175с. – (Б-ка директора школы). Список лит.: с. 173-174.

  4. Волкова, Е. Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальная психология» [Текст] / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – 92с. – ISBN – 5-85921-473-1

  5. Волкова А. Н., Безух С. М., Нестерова Г. Ф., Безух С. С. Психолого-социальная работа с инвалидами: Абилитация при синдроме Дауна [Текст] / А. Н. Волкова и др. – Изд-во: РЕЧЬ, – 2006 г. – 120 с. – ISBN: 5-9268-0517-1.

  6. Ворсанова, С. Г., Юров, Ю. Б., Демидова, И. А., Берешева, А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка: данные клинических, цитогенетических и малекулярно-цитогенетических исследований (Сообщение 2. Синдромы, связанные с аномалиями половых хромосом (гоносом)) [Текст] / С. Г. Ворсанова и др. // Дефектология. – 2000. - №2. – с. 41-51.

  7. Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2 – с. 67-71.

  8. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика: Свыше 3000 терминов современной прикладной психологии [Текст] / С. Ю. Головин. – 2-е изд.,перераб. и доп. – Мн; М: Харвест; АСТ, 2001. – 976с. – (Библиотека практического психолога).

  9. Грюнвальд, Бернис Б. Консультирование семьи: Практическое руководство [Текст] / Б. Б. Грюнвальд, Г. В. Макоби. – Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 20047. – 416с. – (Мастер-класс).

  10. Гудонис, В. Нарушения в раннем развитии детей: психологический и социальный аспект (в сокращении): Хромосомные аберрации. Синдром Дауна составляют около 13 % всех хромосомных болезней [Текст] / В. Гудонис // Домашнее воспитание. – 2002. - №5. – с. 43-45.

  11. Дефектология: Словарь-справочник [Текст] / Авт.-сост. С. С. Степанов. Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005, - 208с.: ил. – (Учебное пособие).

  12. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей [Текст] / авт.-сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 128с. – Библиогр.: с. 125-127. – ISBN 5-85684-559-5

  13. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2005. – 272 с. – ISBN 5-09-014492-3.

  14. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы [Текст]. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48. - ISBN 5-88230-073-8

  15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей: учебник для дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов: рек. М-вом образования РФ [Текст] / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 5-09-004905-Х.

  16. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 111с.

  17. Закрепина, А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. – 2004. - №2. – с. 33-39. Библиогр.: 8 назв.

  18. Закрепина, А. В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. – 2003. - №1. – с. 60-66.

  19. Кетько С. М., Пакулина С. А., Поминов А. В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография [Текст] – 2005 – 231 с. – ISBN: 5-87609-145-6.

  20. Кисова, В. В., Конева, И. А. Практикум по специальной психологии [Текст] / В. В. Кисова, И. А. Конева – СПб.: Речь, 2006. – 352 с. – ISBN 5-9268-0506-6.

  21. Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации [Текст] / С. А. Колосков // Мама и малыш. – 2005 – №03. – с. 12-16.

  22. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ; 2002. – 192с.

  23. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сборник науч. трудов. [Текст] – М., 1986. – 108с. – (Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина).

  24. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся [Текст] / Л. Г. Красковская // Дефектология. – 1986. – №2 – с. 32-35.

  25. Кумин Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна = Communication Skill in children witth Dawn Syndrome / Libby Kumin: руководство для родителей [Текст] / Л. Кумин; пер. с англ. Н. С. Грозная; науч. ред. И. А. Понфилова, Л. В. Лобода; фот. А. Ю. Португалова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. – 276с.: фот. – (Серия книг о синдроме Дауна). – Словарь: с. 260-261. – Предм. Указ.: с.262-273. – ISBN 5-89527-084-0

  26. Курчанов Н. А. Антропология и концепции биологии [Текст] / Н. А. Курчанов – М.: СпецЛит – 2007 – 191 с. – ISBN: 978-5-299-00337-6.

  27. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. дефект. фак-тов высш. пед. учеб. заведений. Рек. ученым советом [Текст] / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с. – (Высшее образование). – Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-7695-1350-0.

  28. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей [Текст] / А. Р. Малер, – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с. – Библиогр.: с. 78. – ISBN 5-7155-0744-8.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой X-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и ... особое значение. Таким образом, формирование социальной адаптации у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта должно быть подчинено ...
  2. Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна

    Курсовая работа >> Психология
    ... исследования: «Социально-психологическая адаптация детей синдромом Дауна к специализированным условиям в ДОУ». Объект исследования – психологические особенности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Предмет ...
  3. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей с синдромом Дауна и особенности их социализации; Изучить особенности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна; База исследования: семьи, имеющие детей с синдромом Дауна в возрасте ...
  4. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... социально-возрастных групп: 1) дети дошкольного возраста; ... адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям; 4) социально-психологическую и социально-культурную адаптацию - процесс восстановления (формирования ... синдром Дауна, ... синдроме ...
  5. Технологии социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности

    Дипломная работа >> Социология
    ... медицинской помощи, формирование среды жизнедеятельности ... для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков ... набрана группа детей с синдромом Дауна (из ... . Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014781951904297