Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальность исследования Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике Педагогической наукой доказана необ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной...полностью>>
Психология->Дипломная работа
В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью ...полностью>>

Главная > Отчет по практике >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка

У ребенка с высоким уровнем тревожности укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда нужно приглашать близкого товарища или подругу. Привыкнув к парной игре, дети легче войдут в играющий коллектив.

Очень частым проявлением детской тревожности становятся страхи. Под влиянием прочитанных сказок, просмотренных кинофильмов дети начинают бояться темноты, им представляются устрашающие образы. Дети подолгу не могут заснуть, плачут, требуют постоянного присутствия взрослого. Иногда у детей возникают состояния общей повышенной тревожности, что бывает в семьях, где ребенка воспитывают чрезмерно строго или запугивают, желая добиться послушания.

Для борьбы с подобными страхами можно использовать игру, вводя в нее устрашающий персонаж. Дети, у которых есть, например, страх бабы-яги или Кощея, могут принять участие в игре по сюжету «поход к Кощею и бабе-яге». Для этого можно построить замок Кощея, избушку на курьих ножках. Потом надо отправиться в путь, а на пути пройти несколько препятствий. Перейти через воображаемый темный лес, глубокую речку. Можно использовать в игре маски или кукол. Обязательно надо позволить ребенку быть воинственным, угрожать Кощею. Полезно поменяться ролями, чтобы ребенок сам побыл Кощеем или бабой-ягой. После чего надо изменить игровой сюжет так, чтобы устрашающий образ перестал быть угрожающим. Встречаясь лицом к лицу со своим страхом в присутствии родителей или воспитателей, ребенок приучается преодолевать волнующие его переживания. У ребенка с повышенным уровнем тревожности полезно повышать уверенность в своих силах, самооценку. В этом могут помочь подвижные соревновательные игры. Надо постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смотри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово получаться!» В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.

Специалистам хорошо известно, что при лечении любых форм детской нервности успех достигается не тогда, когда удается устранить тот или иной недостаток, симптом, а тогда, когда в какой-то мере удается удовлетворить основные потребности формирующейся личности ребенка, насколько широко открываются перспективы ее развития. Это помогает не только преодолевать уже сложившиеся неблагоприятные формы поведения, но, главное, ликвидировать почву для фиксации новых осложнений развития. Именно игра является движущей силой развития и укрепления всех сторон душевной жизни ребенка.

Главным условием снижения уровня детской тревожности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия. С самого появления на свет и еще долгие годы ребенок является существом беспомощным, зависимым, скованным в своих действиях и побуждениях. С первых самостоятельных шагов ослабляются цепи постоянной зависимости. Малыш начинает испытывать свои собственные силы, все больше сознавать себя активным существом, способным не только вносить изменения в окружающую его среду, но и влиять на других людей. С этого момента начинается рост его личности, который совершается в тесной связи с возрастанием независимости и свободы, что, к сожалению, встречает обычно наибольшие препятствия в условиях семейной обстановки и семейной педагогики.

Играя с ребенком, родителям необходимо постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не следует забывать положительно оценить выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие, вдохновенно разыгранную роль. Такие похвалы не избалуют ребенка, упрямыми и капризными становятся обычно не уверенные в себе дети. Совершенно неверно думать, будто ребенок всегда идет по линии наименьшего сопротивления. Наоборот, он любит преодолевать препятствия, любит демонстрировать себе и другим свою силу. Малыш как бы всегда находится в состоянии соревнования. Он добивается определенного места в семье, среди сверстников, добивается признания своей значимости и в своих глазах, и в глазах близких для него людей.

Таким образом, для того, чтобы снизить уровень тревожности ребенка, необходимо, во–первых, выяснить, какие ситуации вызывают тревогу у ребенка, а, затем в игровой форме показать ребенку, что этой ситуации не стоит бояться, помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревоги.

  1. «Лист информации» для родителей

Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти, мышлению, вниманию, личностным проявлениям. Под влиянием соответствующих упражнений, соответствующей деятельности уровень психического развития повышается.

У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т.п. Умение и способность ребенка выполнять эти довольно сложные виды движений не означает, что он также успешно будет выполнять и тонкокоординированные движения пальцев, рук.

В этом возрасте еще далеки до окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и кровообращения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в дошкольном возрасте, а для других процессов этот период наступит позже. Усиливается регулирующая функция коры головного мозга – дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К семи годам вес мозга достигает в среднем 1350 грамм.

Физическое развитие создает необходимые условия для большей самостоятельности ребенка, для усвоения им новых форм общественного опыта в процессе воспитания и обучения.

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего детского возраста.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Характерна тяга детей к словесному общению со взрослыми и сверстниками. Их словарный запас значительно возрастает. В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Но можно наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления.

Развитие познавательных процессов в игровой деятельности старших дошкольников.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого, как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего и среднего дошкольного возраста, игры отличаются разнообразием тематики, правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших и средних дошкольников, заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Т.е. ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью (камешек – это хлеб, палочка – человечек). Кроме того, он может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, изменяются содержательная сторона интеллекта и другие человеческие способности.

В игре ребенок ориентируется на свойства предметов-заместителей. После того, как ребенок дает свое название предмету, он начинает действовать с ним в соответствии с его новым названием. Если палка превратилась в ружье, то из него стреляют, если в коня, - на нем скачут.

Вхождение в игровую ситуацию является условием различных форм умственной деятельности ребенка. Он учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями. Выбранная вещь выступает как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумевающемся предмете и как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы, постепенно ребенок переходит к внутренним умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

Ролевая игра – это своеобразная форма приобщения ребенка к жизни. В игре малышу впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимает самосознание ребенка, формирует самостоятельность, способность к сопереживанию, способность следовать за группой.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. Впервые появляется лидерство, у детей развиваются организаторские умения и навыки. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательными моментами для детей становятся выигрыш и успех. Именно в таких играх формируется и закрепляется у детей мотивация достижения успеха.

В игре дети с большой легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо их сверстников. Игра становится уже предлогом для активного общения. Действовать совместно с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок ищет путь к взаимопониманию. Некоторое «легкомыслие» в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребенок открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе знакомых сверстников.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Работа психолога в Детском саду №26 "Детская академия "Эрудит" г. Зеленогорска

    Отчет по практике >> Психология
    ... к своему Я». Также отмечу, что работа психолога в детском дошкольном учреждении мне доставила удовольствие и практический опыт ... их совместную деятельность. Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и ...
  2. Психология здоровья в дошкольном учреждении

    Курсовая работа >> Психология
    Психология здоровья в дошкольном учреждении Содержание ... в дошкольном учреждении 3.1 Развитие психологического здоровья у детей в дошкольных учреждениях Детские дошкольные учреждения являются ... и как самостоятельный метод работы. В процессе сказкотерапии ...
  3. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

    Практическая работа >> Психология
    ... И ДЕТСТВАДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога Авторы: Л.А. ВЕНГЕР, ... их совместную деятельность. Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического ...
  4. Детский психолог в физкультурной деятельности дошкольника

    Курсовая работа >> Психология
    ... стороны детского психолога в условиях дошкольного учреждения, будучи явными, должны стать одной из направляющих работы психолога в дошкольном учреждении. Таким ...
  5. Психологічні особливості тривожності дитини старшого дошкільного віку та їх вплив на статусне по

    Реферат >> Психология
    ... . – 1996. – № 6. – С. 20–21. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие ... .: Ред. журн. „Воспитание”, 1997. – 212 с. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017290115356445