Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Один из примеров диалектического рассмотрения процессов и явлений в работах Гегеля с позиций современной нам науки касается изменения агрегатных состо...полностью>>
Философия->Реферат
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 15 октября 1844года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с днем рождения короля-Фридриха Виль...полностью>>
Философия->Контрольная работа
1 В условиях становления и развития фабрично-машинного способа производства, индустриализации хозяйственного устройства и упрочения капитализма как со...полностью>>
Философия->Реферат
Латинское слово «andguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийску...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

ЦИВИЛИЗАЦИИ И ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цивилизация как основная типологическая единица истории.

Типы цивилизаций.

В семье народов.

Существует ли единая мировая цивилизация?

Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ИСТОРИИ

Возраст человеческого сообщества оценивается в 35-40 тыс. лет (надо иметь в виду, что человек появился на планете Земля гораздо раньше). На заре истории человеческие сообщества, независимо от региона проживания, начинали с одной и той же «стартовой пози­ции», которую принято называть первобытно-общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей терри­тории обитания человека: однотипность социальных структур, при­емов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т. д. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам. В современном мире мы имеем колос­сальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной, художествен­ной культуры и т. д. Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных, введем понятие цивилизации как основ­ной типологической единицы истории.

Цивилизация ... Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Однако реальная жизнь человечества и в высокоразвитых обществах, и в бедных трудна, противоречива, прозаична. В силу универсальности и многозначности эта категория трудно поддается формализации. Существует более ста определений цивилизации, использующих самые разные исходные принципы.

Р. Лоуи (США) называл цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутъев» Он - археолог, и естественно, что история представала перед ним в виде сохранившихся остатков человеческой деятельности. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев, Ф. Нортроп, А. Крёбер и др.). Цивилизация в данном случае предстает как осо­бая культура с неповторимыми чертами или особый, более высокий по сравнению с варварством этап в развитии культуры. Такой под­ход имеет богатую традицию и широко используется в теории и ис­тории культуры.

Сейчас все более популярным становится использование цивили­зационного подхода как общеисторической методологии. В данном случае определение цивилизации дается через категорию общества и его функциональных составляющих. Такой подход имеет давнюю традицию. Он характерен для русского социолога, естествоиспыта­теля Н. Я. Данилевского (1822-1885)*. Он писал о цивилизации: «Главное ... должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиоз­ного, социального, бытового, промышленного, политического, на­учного, художественного, одним словом, исторического развития». Труды известного английского социолога и историка А. Тойнби (1889-1975) вызывают сегодня большой интерес. Он также представ­лял цивилизацию как целостную общественную систему: «Цивили­зации - это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы ... Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы со­гласованы в силу внутренней гармонии». Современный социолог Л. Уайт также рассматривает цивилизацию с точки зрения внутрен­ней организованности, обусловленной тремя компонентами: техни­ка, социальная организация, философия. Технике в данном случае придается первостепенное, определяющее значение.

В современных публикациях российских обществоведов можно встретить синтезированные, усложненные дефиниции, сформулиро­ванные с учетом традиции и сегодняшних приоритетов. А. Мала­шенко писал следующее: «Цивилизация, в нашей трактовке, есть со­вокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормати­вов индивидуального и общественного поведения». Эти примеры свидетельствуют, что попытки определить базовую категорию ци­вилизационного подхода идут в одном направлении: цивилиза­ция - это сложная общественная система.

С учетом изложенного сформулируем рабочее определение. Ци­вилизация - это способ жизнедеятельности общественной макросис­темы, сориентированной во времени и пространстве. Что представ­ляют собой факторы, определяющие существо цивилизации, ее непов­торимое своеобразие? Наиболее общие факторы: географическая (или природная ) среда; система ведения хозяйства (экономика); соци­альная организация; духовные ценности (религия, идеология); полити­ческая система; ментальность; особенности эпохи, в которой циви­лизация существует.

Особое место в этом списке занимает ментальность (менталитет).

Это понятие используется разными общественными науками: психо­логией, социологией, философией. Пионерами в применении этого понятия в истории стали французские ученые, принадлежавшие к школе «Анналов». Они ориентировались на поиск фундаменталь­ных устойчивых структур сознания, которые, по их мнению, опреде­ляли стержень исторического развития. Единого общепринятого оп­ределения понятия ментальность (менталитет) не существует. Во французском философском словаре записано: «Менталитет - это совокупность умственных установок, привычек мышления, фунда­ментальных верований индивида».

В отечественной исторической науке первым попытался сформу­лировать понятие ментальности А. Я. Гуревич, страстный пропаган­дист традиций школы «Анналов»: «Ментальность - это наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им воз­можность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя»6. Как видно, французское определение делает упор на индивидуаль­ность. В определении А. Я. Гуревича идет речь об общественном со­знании. В силу этого последнее определение в исторических описа­ниях является более предпочтительным, так как история имеет дело прежде всего с общественными системами.

Ментальность, при всей кажущейся эфемерности категории, фор­мирует социальное поведение общества, групп, индивидов. А. Я. Гу­ревич писал: «Хаотичный и разнородный поток восприятия, перерабатывается сознанием в более или менее упорядоченную картину мира, и это мировидение налагает неизгладимый отпечаток на все поведение человека. Субъективная сторона исторического процесса, способ мышления и чувствования, присущий людям данной соци­альной или культурной общности, включается в объективный про­цесс их истории»? В более широком историческом контексте поня­тие ментальности адекватно понятию «общественное сознание и его особенностью. Чтобы понять сущность цивилизации, надо реконст­руировать присущий людям этой цивилизации способ восприятия действительности, т. е. менталитет. Исчезновение цивилизаций, воз­никновение новых вызвано не только развитием производительных сил, но и изменениями в ментальности, в системе основополагаю­щих ценностей и идеалов. Человек и его миропонимание - первоос­нова всего. ОН - начало и конец земного мира. Таким образом, способ жизнедеятельности цивилизации определяется целым комп­лексом факторов. В центре исторического процесса - человек с осо­бенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система.

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

История человечества так разнообразна и сложна, но все же, ве­роятно, существует некий «генетический» код, который определяет магистральные потоки цивилизационного развития. Попытаемся выделить в историческом многообразии эти магистральные потоки, которые с очевидностью просматриваются. Введем укрупненную единицу анализа - тип цивилизации, или тип жизнедеятельности общества. Выделение типов жизнедеятельности можно осуществить по набору признаков, которые носят достаточно общий характер и позволяют обозначить специфические особенности, характерные ­для многих существовавших и существующих обществ. Какие это признаки?

1. Общность фундаментальных основ ментальности и системы духовных ценностей.

2. Общность и взаимозависимость историко-политической судь­бы и экономического развития.

  1. Взаимопереплетение культур.

4. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения пeрспектив развития.

На основе своеобразного «генетического» кода типа жизнедея­тельности возникает многообразие независимых, параллельно развивающихся или хронологически сменяющих друг друга конкрет­ных цивилизаций. Понятие тип цивилизации - это категория, рас­крывающая «секрет» многовариантности истории. Все цивилизации изначально можно разделить на две категории - развивающиеся и статичные, неразвивающиеся.

История человечества в большей своей части - это история раз­вивающихся обществ, которые привлекали наибольшее внимание теоретиков и историков. Развивающаяся цивилизация не является чем-то неподвижным, она меняется, эволюционирует. Характер раз­вития многовариантен, плюралистичен, нелинеен. На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обла­дающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни цивилизации, просуществовав 1-1,5 тыс. лет, разрушались (или их разрушали), другие существуют многие тысячи лет с глубо­кой древности по сию пору. В чем секрет?

В процессе развития цивилизации можно выделить ряд стадий: 1) зарождение; 2) расцвет, когда цивилизация достигает наивысшего уровня своего развития; 3) кризис, когда она исчерпывает духовные, социально-экономические и материальные ресурсы для развития; 4) выбор альтернатив, когда необходимо искать пути выхода из кризиса. Четвертая стадия связана с нестабильностью, социальными катастрофами, войнами, революциями. Велик ли веер альтернатив? Можно пойти ПО пути противостояния кризису в рамках традиции, пытаться законсервировать систему, сохранить ее. За этим раньше или позже следует, как правило, деградация системы и ее гибель. Возможна частичная, не меняющая существа цивилизации реконст­рукция (частичная модернизация), дающая выход из кризиса. Однако при частичной модернизации развитие идет от кризиса к кризису и на повестке дня постоянно стоит вопрос: «Что делать?» Глубокая, радикальная модернизация всех сфер жизни общества позволяет ци­вилизации обновиться и перейти на иной тип жизнедеятельности, оттолкнувшись от достигнутого ранее. Такой путь открывает широкие горизонты, но он требует изменения духовной матрицы (парадиг­мы8) общества и колоссального количества дополнительных ресур­сов разного рода. Решение этих задач не всегда под силу обществу.

Из сказанного ясно, что вести речь вообще о продолжительности существования цивилизации не имеет смысла. Хотя на этот счет выска­зывались суждения-гипотезы. А. Тойнби и О. Шпенглер (1880-1936) утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до гибели составляет примерно тысячу лет, по мнению Л. Гумилева, - 1,5 тыс. лет. В 1848 г. бельгиец Кетле, используя математические методы, при­шел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации' на при мере древних империй составляет 1461 Г., затем он уточнил, что погрешность в его расчетах составляет плюс-минус 185 лет. Эти примеры ярко показывают, что вести речь об усредненной продол­жительности существования цивилизации можно только в том слу­чае, если предположить, что в условиях кризиса у общества нет вы­бора, кроме гибели. Однако выбор есть.

Историческая реальность свидетельствует о многообразии мира, плюралистичности развития. Такое понимание исторического процес­са содержится в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Да­нилевского, локальных цивилизаций А. Тойнби, замкнутых культур О. Шпенглера. О. Шпенглер писал: « .. Я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал - чело­вечество - свою собственную форму, и У каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствова­ния и, наконец, собственная смерть»9. В прошлом и настоящем можно наблюдать удивительные, несхожие феномены развивающихся чело­веческих сообществ. Предпринимались попытки выявить общий принцип формирования цивилизаций, систематизировать их много­образие. А. Тойнби, изучая всемирную историю, разделил все циви­лизации на два вида - самостоятельные и их варианты - и попы­тался определить число самостоятельных цивилизаций, обладаю­щих особыми, неповторимыми чертами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей кон­цепцией, он последовательно сокращал их число до 36, потом до 21 и, наконец, до 13. Остальные общества он считал вариантами само­стоятельных цивилизаций. Французский историк Ф. Бродель (род. в 1902 г.), отечественной социолог, ставший гражданином США, П. Со­рокин (1889-1968) полагали, что каждое общество, цивилизацию надо изучать такими, какие они есть, и не надо стремиться выявить какие-то общие, глобальные законы. Для П. Сорокина цивилиза­ции - это огромные, музееподобные хранилища материальной куль­туры, выставленные на обозрение без какой-либо системы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Цивилизация и общество

    Реферат >> Социология
    ... Льюис Морган и Фридрих Энгельс. Цивилизация, с их точки зрения, появилась вместе с ... типов обществ вне связи их друг с другом. I. Цивилизация и культура Понимание культуры ... , т. е. отождествляя их, например, говорят: древние цивилизации или древние культуры, ...
  2. Цивилизация (3)

    Реферат >> История
    ... фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику ... «Comparative Civilizations Review». 3.2. Критерии выделения цивилизаций, их количество Впрочем, попытки введения критериев ...
  3. Цивилизация как проблема философии

    Контрольная работа >> Философия
    ... Введение 1. Взгляды на цивилизацию в их развитии 2. Взаимосвязь культуры и цивилизации 3. Сущность цивилизационного анализа ... сегодня вкладывается в понятие цивилизации. 1. Взгляды на цивилизацию в их развитии Понятие «цивилизация» появилось, как отмечалось ...
  4. Цивилизации Древнего Востока

    Доклад >> Культура и искусство
    ... принадлежат к типу речных цивилизаций. Шумерская цивилизация. Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой ... избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются ...
  5. Культура и цивилизация в теории А. Тойнби

    Реферат >> Культура и искусство
    ... образом, по мере роста цивилизаций возникает их дифференциация, что сказывается на мировоззрении ... как одно целое, выделяя виды цивилизаций, их жизненный цикл. Его теория является ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015759468078613