Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом В ситуации, когда участники не знают друг друга, в кругу ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Городская среда очень сильно влияет на человека и общество, и влияет не в лучшую сторону Именно это и обсуждается в данной курсовой работе В курсовой ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между людьми, основными факторами которых являются меняющиеся образы социальных ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество Структурная и институцион...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

7 этап - ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде). Содержание: повторение ритуала «входа» в занятие. Ведущий говорит: «мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как- будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. [47, с. 113]

Групповые и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от 3 до 12 человек.

В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррекцию аффективной и познавательной сфер. Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способом снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Сказкотерапевтическая коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себе любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой. [34, с. 119]

Вывод: По мере расширения сферы общения дети младшего школьного возраста испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Например, для ребенка, который чего-то боится и поэтому испытывает стресс, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой зашифрована информация о его страхе, стрессе и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, стресса, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своими переживаниями, но и учится справляться с ними.

2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса

На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-экспериментальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №25» г. Абакана. В ходе исследования было исследовано 26 учащихся младшего школьного возраста (8-10 лет).

Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровней переживания стресса у младших школьников.

Для определения уровней переживания стресса мы использовали такие диагностические методики как проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, методику диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (фактор – переживание стресса) и восьмицветовой тест М. Люшера.

Методика диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (приложение А.1) предполагала изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего школьного возраста. Тест состоял из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам, на каждый вопрос требовалось ответить «Да» или «Нет».

Данный тест описывал 8 факторов, определяющих эмоциональное состояние ребенка, негативные эмоциональные переживания различных школьных ситуаций.

Поскольку нам необходимо выяснить уровень переживания стресса, то мы анализировали второй фактор. Этот фактор высчитывается по формуле:

1) общее количество ответов (11) - количество совпадений

2) 100 - количество общих ответов

Х – количество несовпадений

В формуле Х – означает неизвестное, процент уровня переживания стресса. Если результат был меньше 50%, то у учащегося наблюдалась норма (отсутствие) переживания стресса; если больше 50%, то это свидетельствовало о повышенном уровне переживания стресса.

Результаты данной методики свидетельствую о том, что, у 11 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 42%. У 6 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 35%. И у 9 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 23%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (фактор – переживание стресса)

Процедура проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой (приложение А.2), предполагало раскрашивание дорожки как выражение личного отношения к определенным социальным категориям. Применение теста являлось реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта. Используя цвет, ребенок выражал свое отношение (эмоции). Для каждого ребенка предлагался набор карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный) и ответный лист. Процедура исследования состояла из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производил простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании сущность процедуры менялась. Собственно, здесь и происходило подключение цвета-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просили подобрать подходящий цвет для домиков, в котором «живет» ряд нравственных социальных категорий. В третьем задании происходило подключение цвета-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в школе, на улице.

Поскольку нам необходимо выявить наличие и степень выраженности уровня стресса, мы проанализировали первое задание (раскрашивание дорожки). Первым делом следовало обращать внимание на место положение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и черного). Если основной цвет находился на пятом месте цветового ряда (дорожки), то это свидетельствовало о умеренной (средней) степени выраженности стресса; наличие основного цвета на шестом месте-о высокой степени выраженности стресса. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во втором и третьем задании указывал на возможные обстоятельства, вызвавшие стресс, а для этого необходимо было соотнести позиции обозначенные черным цветом третье или четвертое место первого задания с обозначенными ребенком черным цветом социальных объектов во втором и третьем заданиях.

Мы получили следующие результаты: у 13 учащихся наблюдается высокий уровень переживания стресса, что соответствует 50%. У 5 учащихся отмечается средний уровень, что соответствует 31%. И у 8 учащихся наблюдается норма, что соответствует 19%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 2).

Рисунок 2. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой

Восьмицветовой тест М. Люшера (приложение А.3) относится к методу цветовых выборов. Данный тест позволяет провести диагностику эмоционального состояния в настоящий момент; определить уровень работоспособности, стресс; изучить неосознаваемые, глубинные проблемы личности. Для того чтобы определить уровень стресса у учащихся 2 класса, мы использовали сокращенный вариант теста. Он состоял из 8 цветов (4-основных цвета и 4-дополнительных цвета). К основным цветам относятся – синий (1), темно-зеленый (2), оранжево-красный (3), желтый (4). Основные цвета символизируют базовые потребности личности. К дополнительным цветам относятся – черный (7), серый (0), коричневый (6), фиолетовый (5). Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере.

В данном классе проводился данный тест индивидуально с каждым ребенком. Каждому предлагалось выбрать из 8 предложенных цветов (карточек) один цвет, наиболее понравившийся. Эта карточка убиралась и на бланке ответов записывался номер цвета – это была 1 позиция. Такая процедура длилась до тех пор, пока не оставалось 3 цвета ( 2 цвет – 2позиция, 3 цвет – 3 позиция, 4 цвет – 4 позиция, 5 цвет – 5 позиция ). Из оставшихся трех цветов выбирается цвет, какой среди всех самый некрасивый, плохой. Этот цвет (карточка) записывается на последнюю 8 позицию. Из оставшихся двух цветов опять выбирают цвет, какой хуже – 7 позиция. И оставшийся – 6 позиция. Такая процедура повторялась еще один раз через 2 минуты, после проведения первой.

Чтобы проанализировать уровни стресса у учащихся, мы обращали внимание на расположение основных цветов. Стресс считался относительно слабым, если основной цвет находился на шестом месте, и более выраженным, если он располагался на восьмом.

Результаты данной методики свидетельствую о том, что, у 7 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 27%. У 10 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 38%. У 6 учащихся низкий уровень переживания стресса, что соответствует 23%. И у 3 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 12%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 3).

Рисунок 3. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на констатирующем этапе по восьмицветовому тесту М. Люшера

На основе полученных результатов по диагностическим методикам можно сделать вывод, что 12 учащихся испытывают высокий уровень переживания стресса, что соответствует 46%. У 5 учащихся – средний уровень переживания стресса, что соответствует 21%. У 9 учащихся отмечается норма, что соответсвует 33%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 4).

Рисунок 4. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса по двум методикам на констатирующем этапе

Таким образом, во 2 классе Е у 12 учащихся отмечается высокий уровень переживания стресса. По нашему мнению с этими детьми необходимо провести комплекс занятий по сказкотерапии на снятие стресса у учащихся 2 класса.

Описанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы посвящается следующий параграф данной главы.

2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса

В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был составлен комплекс занятий сказкотерапии, который был направлен на снятие стрессовых состояний, стабилизацию психических процессов, гармонизацию эмоционального состояния у учащихся второго класса, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 25 г. Абакана (приложение Б).

Комплекс занятий состоял из 3 блоков: 1 – вводный (3 занятия), 2 – основной (8 занятий), 3 – заключительный (1 занятие).

Длительность одного занятия – 30-40 минут. На каждом занятии нам необходимо было побуждать детей сопереживать персонажам сказки, так же проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями. Занятия поводились в течение месяца три раза в неделю. Проходили занятия в классном кабинете, где можно было свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Работа была спланирована таким образом, чтобы не нарушать учебный процесс.

1 блок занятий «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста ... различные стрессы, ... детей 15. Не находит признания у других детей 16. Легко поддается влиянию ... арттерапия, сказкотерапия или ... Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. "Ласковые лапки" Цель: снять ...
  2. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... психической напряжённости (стресс) и с ... на противника) или депрессия (пассивное состояние). 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста ... у детей (игротерапия, сказкотерапия, ... на сильном влиянии искусства на ... снять ...
  3. Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... влиянием на формирование ... младшем школьном возрасте - от 8 до 11 лет, когда дети ... на использовании сказкотерапии: ... на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ... – 264 с. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. ...
  4. Сказкотерапия как метод работы с одаренными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и младшего школьного возрастов: ни ... опыта, снятия психоэмоционального ... стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов ... сказкотерапии и читают соответствующие книги. Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на ...
  5. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на ... дети реагируют на появление младшего ... сказкотерапии ... стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. Цели этой терапии: Снятие психологического напряжения Снятие ... книга школьного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012269020080566