Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает д...полностью>>
Психология->Реферат
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; св...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает к...полностью>>
Психология->Реферат
После полдника дети стали играть в дочки-матери. Марина предложила 4 девочкам поиграть:-« Света, Наташа, Рината и Настя, давайте поиграем с вами в « Д...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В младшем школьном возрасте наиболее часто используют рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия.

В сравнении с другими психокоррекционными методами, например широко распространенной в работе с детьми игротерапией, арттерапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нарушения, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.

В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я - концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. [22, с. 49]

  1. Сказкотерапия. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не проста вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.

Социальный педагог является активным участником занятий - заражает детей положительными эмоциями; вызывает желание принять участие в занятиях и играх; задает образцы выполнения действий.

Не следует оценивать детей и добиваться единственно правильного действия или ответа: в этом случае они будут просто повторять то, что от них требуется, и не смогут проявить себя. Сказка в соответствии с детской системой мироощущения создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем Я, способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. [8, с. 22]

  1. Психогимнастика. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Основная цель здесь – преодолевание барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снять психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. [6, с. 8]

Вывод: рассмотрев определенные методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста положительно на наш взгляд будет оказывать - сказкотерапия.

Глава 2. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка

Сказкотерапия в настоящее время становится весьма популярным психокоррекционным и психотерапевтическим методом, она активно используется психологами в работе с детьми. Сказкотерапия позволяет решать практически любые психологические проблемы детей.

Сказкотерапия - процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни. [18, с. 137]

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровке знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. [17, с. 200]

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведениям в реальной жизни. [21, с. 300]

С. К. Нартова - Бочавер, рассматривая сказку как средство стихийной сказкотерапии, говорит о том, что современная практическая психология все чаще возвращается к первоначальной функции сказки как эффективного, естественного, стихийно возникшего и используемого психотерапевтического средства. Способность сказки «лечить» психику через воспроизведение и проигрывание простых, но глубоких архетипически укорененных ситуаций основана на многословности сказочного сюжета , в котором можно выделить несколько плоскостей анализа, приблизительно соответствующих психоаналитическому рассмотрению человеческой психики как состоящей из сознательного и бессознательного. [33, с. 20]

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения человека, ребенка, поиск нестандартных оптимальных ходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. [34, с. 121]

Позитивная психотерапия Носсрата Пезешкяна (1992). Смысл сказки усваивается сознанием. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочный, волшебный мир и проживает события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как реальные. На подсознательном уровне происходят изменения в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. [42, с. 22]

В историческом контексте можно выделить несколько этапов развития сказкотерапии:

1 этап - фольклорный. Сказка- вид устного народного творчества, трансформировавшийся в ирреальный, неэтимологический пласт из мифа (трудно устанавливаемое различие между ними на архаическом этапе), что подтверждается отчетливой сюжетной связью мифов с архаическими обрядовыми сказками, историями о «тотемных» животных.

2 этап - научный. Разведение, исследование и собирательство сказок и мифов. С середине ХIХ в. сказка становится самостоятельным объектом исследования.

3 этап - узконаправленный психотехнический. Использование сказки только как средства (ситуации) развития личности, психодиагностики или возможной коррекции (собственно сказкотерапевтический период). В этом свете выделяются разнообразные подходы к использованию ее терапевтического потенциала, а именно:

а) бихевиористский (поведенческий), где сказка рассматривается как способ естественного описания различных возможных форм поведения и моделей взаимоотношений по типу «что будет, если…»;

б) ролевой (трансактный анализ) - акцент на ролевое взаимодействие персонажей, т.е. сказка рассматривается как презентант определенной, четко прописанной роли (ирреальной, но чаще всего реальной), игру которой можно взять за основу дальнейшего жизненного сценария;

в) субличностный, комплексно субъективный (юнговский аналитический)- отражение в образе различных, четко прорисованных персонажей разных граней одной личности – «Я», т.е. герои сказки выступают как субличности;

г) эмоциональный – сказка как наиболее эффективный прием «оттачивания» чувств и эмоций путем их искусственно вызываемой гиперболизации в процессе создания специально ориентированных (направленных) ситуаций; данный подход созвучен идее психодрамы;

д) гипнотический - сказка, явно или подсознательно оказывая сильное эмоциональное воздействие на слушателя (т.е. вводя его в состояние, подобное трансу), способна внушить (подсказать, навязать) содержательный выход из возникшего у него аналогичного затруднения;

е) конфликторазрешающий (школа К. Г. Юнга), максимально проявляющийся в процессе создания ребенком страшных историй, сказок – страшилок, ужастиков, где сказка выступает как отражение душевных метаний, «архетипических» конфликтов конкретного человека.

4 этап – комплексный. Использование сказки одновременно как способа коррекции существующих у респондента отклонений, развития его личности в целом с акцентом на природосообразность данной формы, тяге последнего к приключениями, заложенной традициями и обычаями идее борьбы добра со злом, важности знания ее фольклорных основ. [11, с. 96]

На современном этапе сказкотерапия рассматривается как клиентоориентированный нестандартный метод эффективной психотерапевтической (диагностической, коррекционной) работы.

Концепция комплексной сказкотерапии Е. Ю. Агаревой базируется на 5 видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные [2, с. 36]

Художественные делятся на 2 большие группы сказок: народные и авторские (созданные многовековой мудростью народа и авторские истории).

Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевческий и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природы была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему созданию было свойственно находить персоналии человеческим чувствами и отношениям (любовь, горе, кручина и пр.). Это явление мы также используем в психолого – педагогической практике сегодня.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами. [26, с. 88]

Наша жизнь многогранная, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста ... различные стрессы, ... детей 15. Не находит признания у других детей 16. Легко поддается влиянию ... арттерапия, сказкотерапия или ... Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. "Ласковые лапки" Цель: снять ...
  2. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... психической напряжённости (стресс) и с ... на противника) или депрессия (пассивное состояние). 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста ... у детей (игротерапия, сказкотерапия, ... на сильном влиянии искусства на ... снять ...
  3. Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... влиянием на формирование ... младшем школьном возрасте - от 8 до 11 лет, когда дети ... на использовании сказкотерапии: ... на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ... – 264 с. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. ...
  4. Сказкотерапия как метод работы с одаренными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и младшего школьного возрастов: ни ... опыта, снятия психоэмоционального ... стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов ... сказкотерапии и читают соответствующие книги. Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на ...
  5. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на ... дети реагируют на появление младшего ... сказкотерапии ... стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. Цели этой терапии: Снятие психологического напряжения Снятие ... книга школьного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017149448394775