Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Лекция
Ос­новоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг ) Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдр...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность темы, «СТРЕССА» которую, мы выбрали для курсовой работы в наше время представляет, не только академический интерес Ее решение чрезвычайно...полностью>>
Психология->Реферат
Стресс-лихорадка ХХI века В городах жизнь кипит, и стресс ярко проявляется в этих условиях Шум, резкие изменения погоды, усталость, конфликты, перенас...полностью>>
Психология->Реферат
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовой ситуации во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно Стрессо...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Например, родители запрещали девочке ходить в лес, пугая ее «серым волком», «бабаем» или сексуальным маньяком, и в итоге образовался страх, мешающий взрослой женщине получать наслаждение от общения с природой. [27, с. 378]

2. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности. Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм – т.е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оптимистов или пессимистом достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно законам нормального распределения. Значительное отдаление от нее соответствует акцентуациям личности, которые, собственно говоря, и обозначаются людьми как «оптимизм» и «пессимизм».

Обе эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, а каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности. Польза пессимизма состоит в том, что эта установка заставляет человека готовиться к неблагоприятному исходу событий, а также позволяет более спокойно принимать удары судьбы, однако на этом его позитивное значение заканчивается. Опыт показывает, что позитивное мышление (поиск в жизни преимущественно хороших сторон) приносит человеку гораздо больше пользы, значительно уменьшая общее количество стрессов в его жизни.

Оптимистический настрой помогает выходить из самых безнадежных ситуаций. Ведь если ребенок верит, что выход найдется, то он его ищет, а значит, имеет больше шансов его найти. Если же ребенок принимает установку пессимиста и признает ситуацию тупиковой, то закрытые двери кажутся ему запертыми, и он даже не пытается их открыть. [4, с. 13]

3.Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является «пирамида» Абрахама Маслоу. Согласно этой схеме, по мере реализации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей потребностью человека является его стремление к самореализации своей уникальной сущности.

В соответствии с «пирамидой Маслоу», выделить соответствующие ее строению основные стрессы.

Физиологические. Стресс, вызванный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.

Безопасность. Стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом провалиться на уроке, страхом смерти, страхом за здоровье близких и т.д. Очень часто дети испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т. д.

Еще одна школьная беда – это волнение детей из-за возможных ошибок, а иногда, из-за боязни критики или насмешек со стороны учителя, ровесников и родителей. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учеба требует восприимчивости и сосредоточенности.

Принадлежность. Стресс от морального или физического одиночества, стресс при болезни близких людей. Стресс неразделенной любви. Семейные конфликты, уход одного из родителей и развод становятся для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса. Во-первых, потому, что два человека, которых он любит больше всех, и от которых зависит его эмоциональное равновесие. Мать, возможно, будет вынуждена пойти на работу, и ребенок останется один именно тогда, когда ему больше всего нужна поддержка. Может разгореться длительный судебный процесс по поводу того, с кем останется ребенок, и он окажется в его эпицентре. Когда развод позади, и все начинают привыкать к новой жизни, кто-то из родителей (или оба) могут снова вступить в брак, вынуждая ребенка принять новую семью, новый дом и, возможно, новую школу.

5-8 лет: дети этого возраста испытывают чувство потери, брошенности и вины – они полагают, что развод произошел из-за них. Поэтому часто плачут, с трудом могут сосредоточиться и плохо учатся.

9-12 лет: у них также возникают проблемы поведения и успеваемости. Они злятся на родителей из-за развода, нервничают, страдают, чувствуют себя одинокими и беспомощными. Дети этой возрастной группы часто жалуются на физические недомогания: головную боль и колики в животе – классические симптомы стресса.

Рождение брата или сестры является еще одним источником возникновения стресса у детей. После рождения второго ребенка, ему достается часть материнского внимания, отнятая у первого.

Уважение. Стресс от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потери уважения со стороны общества.

Принудительный характер общения с ровесниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу ровесников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, агрессии. Отрицательное давление ровесников, «быть как все» - также оказывает влияние на личность ребенка.

Самореализация. Стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко ребенок отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом. [42, с. 104]

4. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стрессы во время общения. Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов является конфликт, т.е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма.

Основными причинами возникновения серьезных нарушений здоровья становятся:

  • межличностные конфликты в семье;

  • напряженные отношения со сверстниками, с учителями. [16, с. 266]

5. Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если ребенок слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему. В первом случае источником психического напряжения и негативных эмоций является навязчивое воспитание о каком-то психотравмирующем эпизоде из прошлого. Перечень событий, которые могут явиться стрессором, весьма обширен – от таких серьезных событий, как участие в военных действиях или изнасилование, до, казалось бы, безобидных эпизодов вроде неудачного публичного выступления или неприятного разговора с близким человеком. Если человек не может сознательно ограничивать границы своего временного существования, он будет снова и снова «прокручивать» в сознании негативных эпизод и многократно испытывать психологический стресс. [2, с. 20]

Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события. В этом случае ребенок также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и «оживляя» до такой степени, что он начинает все больше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении. Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности. [1, с. 66]

6. Стресс от неэффективного использования времени. Известный американский психолог А. Элкин говорит, что следует научиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. Он выделяет следующие признаки того, что человек испытывает стрессы именно от неэффективного использования времени:

  1. ощущение постоянной спешки;

  2. нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;

  3. постоянные опоздания;

  4. отсутствие четкого плана времени;

  5. периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.

Как отличает А. Элкин, наличия хотя бы половины из этих признаков указывает на то, что постоянная нехватка времени может приводить к серьезным стрессам. [50, с. 30]

Вывод: События, которые оказывают влияние на проявления стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста:

1. Поступление в 1 класс.

2. Перевод в другую школу.

3. Рождение брата или сестры.

4. Развод родителей.

5. Переезд.

6. Семейные конфликты.

7. Школа (конфликты с учителями, учеба).

8. Конфликты со сверстниками.

9. Потеря родителя (ей).

1.4. Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста

Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого- либо метода из следующих направлений; игротерапии, арттерипии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.), поведенческое терапии (различного вида тренинга, психогимнастика).

  1. Игротерапия является наиболее популярным методом, который используется в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально-значимых последствий. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы применить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможность оставаться на безопасном расстоянии от реальной действительности. [24, с. 30]

  2. Арттерапия. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самореализации в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.

Различают директивную арттерапию, где задача перед ребенком ставится прямо: задается тема рисунка, производится руководство поискам лучшей формы выражения, оказывается помощь в рисовании. Такая форма арттерапии применяется в случаях страхов, фобий, тревожности. В недирективной арттерапии ребенку предоставляется свобода как в выборе самой темы, так и в выборе формы ее выражения. Психолог эмоционально поддерживает ребенка, при необходимости технически ему помогает.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста ... различные стрессы, ... детей 15. Не находит признания у других детей 16. Легко поддается влиянию ... арттерапия, сказкотерапия или ... Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. "Ласковые лапки" Цель: снять ...
  2. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... психической напряжённости (стресс) и с ... на противника) или депрессия (пассивное состояние). 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста ... у детей (игротерапия, сказкотерапия, ... на сильном влиянии искусства на ... снять ...
  3. Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... влиянием на формирование ... младшем школьном возрасте - от 8 до 11 лет, когда дети ... на использовании сказкотерапии: ... на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ... – 264 с. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. ...
  4. Сказкотерапия как метод работы с одаренными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и младшего школьного возрастов: ни ... опыта, снятия психоэмоционального ... стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов ... сказкотерапии и читают соответствующие книги. Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на ...
  5. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на ... дети реагируют на появление младшего ... сказкотерапии ... стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. Цели этой терапии: Снятие психологического напряжения Снятие ... книга школьного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020220279693604