Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает д...полностью>>
Психология->Реферат
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; св...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает к...полностью>>
Психология->Реферат
После полдника дети стали играть в дочки-матери. Марина предложила 4 девочкам поиграть:-« Света, Наташа, Рината и Настя, давайте поиграем с вами в « Д...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком опасен, силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. Ее признаки начинаются проявляется в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относится тревога, раздражительность, эмоциональная и психическая усталость. К поведенческим – уклонение от ответственности и взаимоотношений, пренебрежение к себе. К соматическим – ухудшение здоровья, истощение.

В третьей стадии при длительном воздействии стрессора, к которому организм адаптировался, запас энергии, полученный при мобилизации в фазе тревоги, постепенно истощается. Организм оказывается как бы в начальной стадии стресса, но получить ресурсы уже неоткуда – они растрачены в борьбе со стрессом, и организм погибает. [15, с. 136]

По Г. Селье, существует 2 вида стресса, эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс- разрушительный процесс, дезорганизующий поведения человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу. При котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз). [12, с. 26]

Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным конфликтные ситуации, сражения, опасная работа, изоляция, длительные нервно- психические перегрузки. [5, с. 23]

Для определения по возможности объективных факторов стресса его можно разделить на несколько групп:

1) «стрессы ожидания», то есть стрессы, связанные с ожиданием предстоящей опасности или просто с формированием готовности к выполнению напряженной деятельности;

2) «рабочие» стрессы, связанные с выполнением, спецификой профессиональной деятельности. Понятие «рабочего» стресса связанно с постоянным воздействиями на психику стресс- факторов, т.е. не вызывающих психических травм, но имеющихся свойство «накапливаться»;

3) посттравматические стрессовые расстройства. [35, с. 143]

Вывод: Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

1.2. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса. [3, с. 46]

А. Г. Маклаков разделял поведенческие проявления стресса на 4 группы:

1 – нарушения психомоторики (дрожание рук; изменения ритма дыхания; избыточное напряжение мышц; нарушения речевых функций);

2 – изменение образа жизни (изменения в режиме дня; нарушения сна; отказ от полезных привычек и замена их на неадекватные способы компенсации стресса);

3 – профессиональные нарушения (снижение производительности труда; повышенная утомляемость);

4 – нарушения социально-ролевых функций (возрастание конфликтности, повышение агрессивности). [30, с.45]

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание, мышления.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации. При нарушениях мышления отмечаются частые сбои в вычислениях, трудность принятия решения решений, снижение творческого потенциала, нарушение логики. [30, с. 105]

Физиологические проявления стресса касается почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно - сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно - сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

1) повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

2) повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

3) снижение электрического сопротивления кожи т.д. [10, с. 400]

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т.д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания

1) боли в сердце и других органах;

2) затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

3) неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т.д. [15, с. 151]

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительные или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д. [1, с. 15]

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которое чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т.д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Страх перед будущем (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. [49, с. 132]

Вывод: К формам проявления стресса можно отнести:

- изменение поведенческих реакций;

- изменение интеллектуальных процессов;

- изменение физиологических процессов;

- эмоциональные проявления.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годом обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольному к младшему школьному возрасту.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. [25, с. 225]

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, его социальное положение, складывается определенные отношения с окружающими людьми и в семье. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность складывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашеное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать эмоции, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, стресса, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектом, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной эмоциональной неустойчивости выступают эмоциональные стрессовые состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью [51, с.215]

Изучением причин возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста занимался ученый Ш. Левис.

1. Стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста ... различные стрессы, ... детей 15. Не находит признания у других детей 16. Легко поддается влиянию ... арттерапия, сказкотерапия или ... Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. "Ласковые лапки" Цель: снять ...
  2. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... психической напряжённости (стресс) и с ... на противника) или депрессия (пассивное состояние). 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста ... у детей (игротерапия, сказкотерапия, ... на сильном влиянии искусства на ... снять ...
  3. Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... влиянием на формирование ... младшем школьном возрасте - от 8 до 11 лет, когда дети ... на использовании сказкотерапии: ... на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ... – 264 с. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. ...
  4. Сказкотерапия как метод работы с одаренными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и младшего школьного возрастов: ни ... опыта, снятия психоэмоционального ... стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов ... сказкотерапии и читают соответствующие книги. Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на ...
  5. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на ... дети реагируют на появление младшего ... сказкотерапии ... стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. Цели этой терапии: Снятие психологического напряжения Снятие ... книга школьного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019328594207764