Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Актуальность темы несомненна: в современном мире у людей представления о полоролевых отношениях достаточно размыты У отдельного индивида определенного...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В настоящее время проблема агрессии и агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе Тревожным симптомом являетс...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Психологию в шутку называют «наукой студентов и крыс» Многочисленные исследования в различных областях научного, в частности гуманитарного, знания про...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения Большой круг будет у нас столом, на котором стоит пра...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, психотерапевтический эффект раскрашивания эмо­ционально значимых для детей социальных и нравственных категорий можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, развивающих самосознание малыша, минимизирующих на­рушения системы личностных отношений, социальных предпочтений и негативных вариантов личностного развития и, в случае необходимости, корректирующих низкую самооценку ребенка, а также легкие степени аутичности.

Для детей до пяти лет рекомендуется проведение методики в индивидуальном варианте.

Характер заданий остается без изменений. Можно использовать инструкции I-III заданий остается без заданий. Только категории для оценки во II-III заданиях используется не отвлеченные, а конкретно привязанные к каждому домику.

II задание

  • Этот домик веселый, а этот грустный, его кто-то обидел.

  • Этот домик добрый, а этот злой, он сердится, ругается.

  • Этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно.

III задание

  • Этот домик занимается полезными делами.

  • Этот домик читает сказки.

  • Этот домик конструирует.

  • Этот домик поет.

  • Этот-рисует.

  • Этот домик играет.

А для этого домика придумай занятие сам.

Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необхо­димости в раскрашивании, если ребенок не успевает и это сдерживает рабо­ту группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.

Схема описания ответных листов

1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства - особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) - он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими деть­ми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привес­ти к развитию у ребенка замкнутости.

Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, он несколько рассеян, но это - проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мело­чи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок - у него развито обоб­щающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связан­ными вещами. Это - фантазер со склонностями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния погранич­ный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка - пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорож­ки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое миро­ощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, a негативные – на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричнево­го и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветово­го ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричнево­го или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «И!» - наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового ряда и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество равно 12! Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.

3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два
факта.

Первый - собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выпол­нение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его спо­собность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка под­ниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важ­но проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные соци­альные объекты основными цветами, а негативные - коричневым или чер­ным. Часто обозначают одним и тем же цветом позитивные и негатив­ные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в об­щении и деятельности.

Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывая на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необ­ходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельной социальной эмоции, обозначенных цветом. При нормальном варианте лич­ностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае вы­являются деформации в определенных блоках системы личностных отно­шений.

  1. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания
    определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностей
    ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно
    предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, какие ценности и актуальные переживания достижения этих ценнос­тей определяют наличие у него осознанных проблем и возможность их решения.

Приложение А.3

Восьмицветовой тест М. Люшера

Метод цветовых выборов представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально-типологическими особенностями конкретного человека.

Классический тест Люшера содержит 28 цветов, обычный цвет 8 цветов.

Все цвета разделяются на основные (1- темно-синий, 2-темно-зелёный, 3-светло-красный и 4-жёлтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый), 5 (фиолетовый), 6 (коричневый).

Основные цвета символизируют базовые психологические потребности, которые Люмер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности(синий цвет); стремление к самоутверждению ( зелёный цвет), стремление действовать и достигать успеха(красный) и стремление «смотреть вперёд и надеяться»(жёлтый). Поэтому в норме и при полной уравновешенности испытуемого они должны находится на первых позициях. Дополнительным цветам не придаётся значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люмера, они не являются психологическими и включены в эксперимент в основном для расширения действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Трактовка стимулов у Люшера увязана с символикой каждого цвета и уходит корнями в отдалённые периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (жёлтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет- окраска цветов, плодов, крови, эрогенных зон человеческого тела- отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения. Зелёный цвет- цвет травы, кустарников и деревьев- служит символом защиты, маскировки, затаённости. Серый – как отсутствие цвета – трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни. Коричневый цвет представляет собой смещение оранжевого и чёрного и отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый – смесь красного и синего – символ нереалистических желаний.

Структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность ( сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, спокойствие, привязанность, нежность, любовь.

Зелёный цвет по Люмеру символизирует упругость воли, оборонительные тенденции, независимость, тенденции к удерживанию, собственничеству, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направлен вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным. Его аффективные аспекты – желание, возбудимость, властность, сексуальность.

Процедура поведения: Цвета раскладываются на поверхности нейтрального цвета; располагать их по кругу, чередуя основной и дополнительный цвет.

Инструкция:

1. Из цветов выбрать тот, который больше всего радует глаз в настоящий момент, а не тот который является любимым. Дальше выбранный 1 цвет убирается( в бланке ответов этот цвет записывается, номер это будет 1 позиция). Из оставшихся цветов выбирается тот, который больше всего нравиться (2 позиция). И так до тех пор, пока не останется 3 цвета;

2.Из оставшихся цветов выбирается тот который хуже- этот цвет записывается на последнюю 8 позицию. Из оставшихся 2 – опять выбирают цвет, который хуже(7 позиция). Оставшийся-6 позиция.

3. перерыв на 1-2 минуты.

4. Не стараясь полностью повторить предыдущий выбор и не стараясь принципиально изменить посмотрите на разложенные перед вами цвета, как в первый раз. Далее тоже самое.

Обработка результатов:

Группировка, на основании которой сочетаниям цветов даётся определённая интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста если выбор один. В этом случае две первые позиции получают обозначение «+», две последующие – «х», две следующие за ними – «=» и двум последним придаётся знак «-». Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом +3+1, х5х2, =2=6, -0-7

31542607

++хх==--

После проведённой группировки интерпретация строится на основе трактовки функциональных пар, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, то есть присвоенных им в процессе группировки знаков.

Если испытуемому предлагается сделать 2 выбора, то существует другой вариант проведения интерпретации. Так, может быть осуществлена группировка только второго выбора, в соответствии с которой и будет осуществляться интерпретация.

1 выбор: 31542607

2 выбор: 35142670

При выборах синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и чёрный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; жёлтый, зелёный и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5,1 и 7,0 помечаются как пары, 3 остаются изолированным, а 4,2 и 2,6 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой, цветам придаются следующие значения:

3 (15) (4 (2) 6) (07)

3 (51) (4 (2) 6) (70)

+ х х = = = - -

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому, более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора.

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, то есть является источником стресса. В этом случае он, так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения, относятся к категории «непринятие» и должны быть помечены знаком «-». Кроме того, эти цвета помечаются дополнительным знаком А (тревога).

72031546

- - -

ААА

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы при интерпретации не упустить этот момент из виду, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» (компенсация).

Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также буквой «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+», «С»:

3 4 0 2 5 1 6 7

+++ - - -

ССС ААА

Стресс считается относительно слабым, когда основной цвет находится на шестом месте, и более выраженным, если он располагается на восьмом. Интенсивность тревоги при напряжении и в стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на шестой позиции оценивается как один знак «!» (низкий уровень), на седьмой как два «!!» (средний), на восьмой как три «!!!» (высокий уровень). Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6,7 или 0 цвет находится на третьем месте, он обозначается знаком «!», если на втором – «!!», на первом «!!!».

Приложение Б

Комплекс занятий по сказкотерапии.

Занятие 1. «Сказочная поляна»

Задачи: 1) формирование идентификации со своим именем; формирование и развитие позитивного отношения ребёнка к своему «я»;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

4) развитие уверенности в себе.

Занятие 2. «Язык прикосновения»

Задачи: 1) развитие произвольности поведения;

2) развитие воображения, символических представлений, креативности;

3) гармонизация эмоционального состояния.

Занятие 3. «Злостики, боязливики и грустики»

Задачи: 1) гармонизация эмоционального состояния;

2) развитие творческого воображения;

3) совершенствование механизмов саморегуляции.

2 блок занятий «День за днём в стране Сказки»

Занятие 4. «Волшебная страна чувств» 1 часть.

Задачи: 1) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

2) обучение способами адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний;

3) развитие уверенности в себе.

Занятие 5. «Волшебная страна чувств» 2часть

Задачи: 1) закрепление знаний об эмоциях;

2) развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

3) развитие интереса к самому себе;

4) повышение самооценки.

Занятие 6. «Волшебные маски»

Задачи: 1) развитие интереса к самому себе;

2) повышение самооценки.

Занятие 7. «Сказка про Чебурашку»

Задачи: 1) гармонизация эмоционального состояния;

2) снятие эмоционального напряжения;

3) формирование адекватных форм поведения.

Занятие 8. «Сказка про медвежонка»

Задачи: 1) формирование адекватных форм поведения;

2) повышение самооценки и уверенности в себе;

3) снятие эмоционального напряжения.

Занятие 9. «Расставание»

Задачи: 1) снятие эмоционального напряжения;

2) развитие уверенности в себе;

3) формирование адекватных форм поведения.

Занятие 10. «Котёнок»

Задачи: 1) формирование адекватных форм поведения;

2) снятие эмоционального напряжения.

Занятие 11 «Спасибо за прекрасное путешествие»

Задачи: 1) подведение итогов;

2) развитие рефлексивных навыков;

3) развитие самоосознания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста ... различные стрессы, ... детей 15. Не находит признания у других детей 16. Легко поддается влиянию ... арттерапия, сказкотерапия или ... Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. "Ласковые лапки" Цель: снять ...
  2. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... психической напряжённости (стресс) и с ... на противника) или депрессия (пассивное состояние). 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста ... у детей (игротерапия, сказкотерапия, ... на сильном влиянии искусства на ... снять ...
  3. Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... влиянием на формирование ... младшем школьном возрасте - от 8 до 11 лет, когда дети ... на использовании сказкотерапии: ... на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ... – 264 с. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. ...
  4. Сказкотерапия как метод работы с одаренными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... и младшего школьного возрастов: ни ... опыта, снятия психоэмоционального ... стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов ... сказкотерапии и читают соответствующие книги. Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на ...
  5. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на ... дети реагируют на появление младшего ... сказкотерапии ... стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. Цели этой терапии: Снятие психологического напряжения Снятие ... книга школьного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019571781158447