Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Экономическая теория
Пределом монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.
Цены, по которым покупается сырье у немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как не смогут обеспечить воспроизводство этой группы производителей.
В условиях монополии становится другим и характер зависимости между уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.
Цель монополиста: производить такое количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).
При прочих равных условиях цены при монополии выше существующих на полностью конкурентном рынке. Социальной ценой монополии являются потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
Чтобы показать при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является на рынке единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в таблице 3.1.
Таблица 3.1 . Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Издержки |
Цена, руб. |
Доход |
Прибыль, тыс. руб. |
||
валовые, тыс. руб. |
предельные, руб. |
валовой, тыс. руб. |
предельный, руб. |
|||
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
1000 1470 1890 2265 2600 2920 3230 3535 3850 4180 4535 4900 5280 5680 6105 6560 7040 7550 8090 8665 9275 |
- 470 420 375 335 320 310 305 315 330 335 365 380 400 425 455 480 510 540 575 610 |
- 500 498 496 494 492 490 488 486 484 482 480 478 476 474 472 470 468 466 464 462 |
- 500 996 1488 1976 2460 2940 3416 3888 4356 4820 5280 5736 6188 6636 7080 7520 7956 8388 8816 9240 |
- 500 496 492 488 484 480 476 472 468 464 460 456 452 448 444 440 436 432 428 424 |
-1000 -970 -894 -777 -624 -460 -290 -119 38 176 285 380 456 508 531 520 480 406 298 151 -35 |
Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед. то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самый уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
Оптимальный объем производства, тыс. ед. |
Цена, руб. |
|
Конкуренция |
15 |
472 |
Монополия |
14 |
474 |
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис.3.7.
Рис.3.7. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос; MR – предельный доход, MC – предельные издержки
Поскольку на нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
5. Монополии в экономике России и условия максимизации прибыли российских фирм
Российское
антимонопольное законодательство не
дает определение понятия “монополия”,
поскольку в реальности чистых монополий
нет. Но есть предприятия, которым присущ
главный признак монополии - значительная
доля на рынке определенного товара.
“Реальной монополией” считается
хозяйствующий субъект, доля которого
на рынке определенного товара составляет
65% и более. В таком случае говорят, что
фирма занимает
“доминирующее
положение”. Доминирующим также признается
положение хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке определенного
товара составляет от 35% до 65%, если это
установлено антимонопольным органом.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок).
Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.
Изучая реестр
можно придти к выводу, что российские
монополисты федерального уровня – это,
в основном, узкоспециализированные
производства.
Специфика их заключается
в том, что они сознательно создавались
государством в ходе проведения политики
по усилению концентрации и углублению
специализации производства, планомерного
прикрепления поставщиков продукции к
потребителям. Экономические кризисы
показали, что такие производства являются
очень неустойчивыми по сравнению с
более диверсифицированными.
В российской
экономике очень распространено такое
явление как
“локальный” монополизм.
Вследствие не насыщенности рынка
отдельные предприятия в регионах
невольно оказываются в положении
монополистов. Такие предприятия
занимаются переработкой сельскохозяйственной
продукции, торговлей и бытовым
обслуживанием в малонаселенных отдаленных
пунктах.
Предприятия жилищно-коммунального
хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
МПС (железнодорожные перевозки);
О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 4.1.
Таблица 4.1. Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2000 году.
Показатели |
Ед. измерения |
Газпром |
РАО «ЕЭС» России |
МПС |
Всего три монополии |
Всего экономика |
||||
Всего |
Доля в экон, % |
Всего |
Доля в экон, % |
Всего |
Доля в экон, % |
Всего |
Доля в экон, % |
|||
Кол-во занятых |
Тыс. чел |
306,3 |
0,5 |
681 |
2,6 |
1605 |
2,5 |
2592 |
4 |
64300 |
Валовой выпуск |
Млрд. руб |
647,9 |
5,2 |
351,6 |
2,8 |
246,8 |
2 |
1240 |
10 |
12420 |
Валовая добавленная стоимость |
Млрд. руб |
497,3 |
7 |
232,1 |
3,3 |
226,4 |
3,2 |
956 |
13,5 |
70634,4 |
Основные средства |
Млрд. руб |
1117,5 |
7 |
1873,2 |
11,7 |
1486,2 |
9,3 |
4477 |
27,9 |
16042,3 |
Капитальные вложения |
Млрд. руб |
99,7 |
8,6 |
39,2 |
3,4 |
100,8 |
8,7 |
240 |
20,6 |
1165,2 |
Прибыль |
Млрд. руб |
125,2 |
10,5 |
22,6 |
1,9 |
44,9 |
3,8 |
193 |
16,2 |
1190,6 |
Налоги |
Млрд. руб |
207,8 |
12,2 |
45,6 |
2,7 |
64,2 |
3,8 |
318 |
18,6 |
1707,6 |
Экспорт |
Млрд. руб |
16,1 |
15,6 |
0,3 |
0,2 |
- |
- |
16 |
15,9 |
103 |
Похожие страницы:
Несовершенная конкуренция и ее влияние на рыночную структуру.
Курсовая работа >> Экономическая теория... и несовершенная конкуренции…………………………………………….10 2. Взаимодействие рынка и конкуренции………………………..17 2.1. Условия равновесия и максимизации прибыли рынков в рамках монополистической формы конкуренции…………………………………17 2.2. Определение равновесия монополии ...Модели рынка
Реферат >> Экономическая теория... рынка в условии совершенной конкуренции. ............................................. 37 3.5 Эффективность функционирования рынка в условии чистой монополии ... Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рынка. ... максимизации прибыли монополией ...Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции
Реферат >> Экономическая теория... прибыли 5 2. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции 10 2.1. Краткосрочный период 10 2.2 Долгосрочный период 14 3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции 18 3.1. Монополия 18 ...Несовершенная конкуренция (4)
Закон >> Экономическая теория... несовершенной конкуренции Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой Чистая монополия ...Максимизация прибыли в условиях монополии (2)
Курсовая работа >> Экономика... . Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции. 2 Подходы к максимизации прибыли в условиях монополии Фирма-монополист ...