Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Современная российская экономика начинает преодолевать фазу депрессии текущего цикла своего развития. При этом выходу из затянувшейся депрессии предше...полностью>>
Экономическая теория->Книга
Последовательно раскрываются вопросы теории и практики функционирования организационно-экономического и правового механизма управления процессами рест...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
Цель курсовой работы: предоставить информацию, общие понятия и характеристики инвестиций и инвестиционного поведения, составить рекомендации по органи...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пределом монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.

Цены, по которым покупается сырье у немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как не смогут обеспечить воспроизводство этой группы производителей.

В условиях монополии становится другим и характер зависимости между уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.

Цель монополиста: производить такое количество продукции, чтобы MC = MR, и прекращать производство, когда средние издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).

При прочих равных условиях цены при монополии выше существующих на полностью конкурентном рынке. Социальной ценой монополии являются потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Чтобы показать при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является на рынке единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в таблице 3.1.

Таблица 3.1 . Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии

Выпуск продукции, тыс. ед.

Издержки

Цена, руб.

Доход

Прибыль, тыс. руб.

валовые, тыс. руб.

предельные, руб.

валовой, тыс. руб.

предельный, руб.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1000

1470

1890

2265

2600

2920

3230

3535

3850

4180

4535

4900

5280

5680

6105

6560

7040

7550

8090

8665

9275

-

470

420

375

335

320

310

305

315

330

335

365

380

400

425

455

480

510

540

575

610

-

500

498

496

494

492

490

488

486

484

482

480

478

476

474

472

470

468

466

464

462

-

500

996

1488

1976

2460

2940

3416

3888

4356

4820

5280

5736

6188

6636

7080

7520

7956

8388

8816

9240

-

500

496

492

488

484

480

476

472

468

464

460

456

452

448

444

440

436

432

428

424

-1000

-970

-894

-777

-624

-460

-290

-119

38

176

285

380

456

508

531

520

480

406

298

151

-35

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед. то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самый уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

Оптимальный объем

производства, тыс. ед.

Цена, руб.

Конкуренция

15

472

Монополия

14

474

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис.3.7.




Рис.3.7. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос; MR – предельный доход, MC – предельные издержки

Поскольку на нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

5. Монополии в экономике России и условия максимизации прибыли российских фирм

Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает
“доминирующее положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.

Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок).

Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства.
Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

В российской экономике очень распространено такое явление как
“локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста России:

  • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

  • МПС (железнодорожные перевозки);

О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы 4.1.

Таблица 4.1. Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2000 году.

Показатели

Ед. измерения

Газпром

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика

Всего

Доля в экон, %

Всего

Доля в экон, %

Всего

Доля в экон, %

Всего

Доля в экон, %

Кол-во занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

681

2,6

1605

2,5

2592

4

64300

Валовой выпуск

Млрд. руб

647,9

5,2

351,6

2,8

246,8

2

1240

10

12420

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб

497,3

7

232,1

3,3

226,4

3,2

956

13,5

70634,4

Основные средства

Млрд. руб

1117,5

7

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. руб

99,7

8,6

39,2

3,4

100,8

8,7

240

20,6

1165,2

Прибыль

Млрд. руб

125,2

10,5

22,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

Налоги

Млрд. руб

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,6

1707,6

Экспорт

Млрд. руб

16,1

15,6

0,3

0,2

-

-

16

15,9

103



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Несовершенная конкуренция и ее влияние на рыночную структуру.

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... и несовершенная конкуренции…………………………………………….10 2. Взаимодействие рынка и конкуренции………………………..17 2.1. Условия равновесия и максимизации прибыли рынков в рамках монополистической формы конкуренции…………………………………17 2.2. Определение равновесия монополии ...
  2. Модели рынка

    Реферат >> Экономическая теория
    ... рынка в условии совершенной конкуренции. ............................................. 37 3.5 Эффективность функционирования рынка в условии чистой монополии ... Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рынка. ... максимизации прибыли монополией ...
  3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

    Реферат >> Экономическая теория
    ... прибыли 5 2. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции 10 2.1. Краткосрочный период 10 2.2 Долгосрочный период 14 3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции 18 3.1. Монополия 18 ...
  4. Несовершенная конкуренция (4)

    Закон >> Экономическая теория
    ... несовершенной конкуренции Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой Чистая монополия ...
  5. Максимизация прибыли в условиях монополии (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... . Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции. 2 Подходы к максимизации прибыли в условиях монополии Фирма-монополист ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001554012298584