Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Современная российская экономика начинает преодолевать фазу депрессии текущего цикла своего развития. При этом выходу из затянувшейся депрессии предше...полностью>>
Экономическая теория->Книга
Последовательно раскрываются вопросы теории и практики функционирования организационно-экономического и правового механизма управления процессами рест...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
Цель курсовой работы: предоставить информацию, общие понятия и характеристики инвестиций и инвестиционного поведения, составить рекомендации по органи...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рынок несовершенной конкуренции. Монополии

Рынки несовершенной конкуренции наиболее часто встречающиеся в реальной жизни структуры. Покоящиеся на конкуренции между фирмами за объем продаж, эти модели рынка дают наиболее близкое к реальной действительности представление о механизме взаимодействия фирм на рынках.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Обычно выделяют три основные модели несовершенной конкуренции:

- монополию;

- монополистическую конкуренцию;

- олигополию.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Так как фирма-монополист обычно имеет боле высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и других производителей. Однако попасть в монополизированную отрасль практически невозможно, ибо барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как легальные (или естественные) препятствия, так и любые действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм.

К реальным барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие:

1. Эффект масштаба производства.

В условиях крупного производства при монополизации рынка объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые ресурсы. Следовательно, издержки на единицу продукции у такой фирмы значительно ниже, что позволяет с общественной точки зрения значительно экономить производственные ресурсы. Такая монополия, при которой долгосрочные средние издержки являются минимальными, получила называние «естественной монополии». Говоря иначе, эта отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась бы не одна, а несколько фирм. Поэтому экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что выпуск данной продукции целесообразно сосредоточить в одной фирме.

К естественной монополии можно отнести предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газо- и энергосбережение и т.д.), телефонные компании кабельного телевидения и т.д. В этих условиях монополия может быть оправдана экономически целесообразной.

В целом, рассматривая монополию, как определенный тип экономической структуры, позволяющий диктовать свои условия на рынке определенного товара или услуг, необходимо иметь в виду, что, независимо от вида монополии («естественная» она или нет), новым конкурентам пробиться в такую отрасль чрезвычайно трудно, так как при прочих условиях это требует огромных капиталовложений. К тому же доминирующая в отрасли фирма может определенное время снизить цену на свою продукцию (так как имеет более низкие издержки производства), чтобы уничтожить потенциального конкурента.

Организационная монополия - выступает как объединение одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации)

2. Исключительные права монополий.

Такие права обусловлены тем, что правительства ряда стран официально предоставляют некоторым фирмам статус единственного (монопольного) продавца услуг или товара (транспортные услуги, связь, газоснабжение и тт.д.), сохраняя, как правило, за собой право регулирование их действий с целью исключении (или сведения к минимуму) злоупотребляя монопольной властью. В этой ситуации «войти» в такую отрасль сторонней фирме практически невозможно.

3. Патентная и лицензионная защита монополий.

Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительное право на владение рынком данного товара.

4. Собственность монополий на важнейшие виды сырья.

Некоторые копании могут быть монополистами в силу того, что их безраздельном владении находятся производственные ресурсы, необходимые для изготовления монополизированного продукта. Так, американская алюминиевая компания является владельцем всех основных источников бокситов (алюминиевых руд).

Таким образом, возникновению монополий способствует естественные и юридические барьеры для вступления в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Итак, можем обобщить вышесказанное, что под монополией нужно понимать рыночную структуру, отвечающим следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом.

2. Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.

3. Монополия закрыта для входа в отрасль новых фирм.

Теория и практика функционирования экономических систем показывают, что монополизация национальной экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:

- стремление предпринимательской фирмы максимизировать объем прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;

- дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются «процветающие» фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;

- преимуществами крупного производства, которые имеют объективный характер; длительным сохранением положительного масштаба производства, при снижении средних и предельных издержек производства;

- влиянием НТП, когда возможность внедрения новшества предполагает наличие крупного капитала, а само внедрение такого новшества обусловливает появление дополнительных экономических преимуществ. Следует отметить, что многие отрасли 1-го подразделения национальной экономики просто обречены на образование «естественных монополий»;

- издержками конкурентной борьбы, что сопровождается возрастанием общего риска хозяйствования и способствует образованию соответствующих союзов или «экономических монополи»;

- моделью реализуемой экономической политики, которая способствует образованию, например, « национальных чемпионов».

В экономической жизни монополия выступает как крупная предпринимательская фирма и т.д., которая обладает определенными экономическими преимуществами.

В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:

появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;

образование союзов или достижение соглашений ряда крупных и средних фирм.

Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности и стремление уменьшить издержки конкурентной борьбы.

Картель - объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которые не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты на производство и реализацию продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и т.д.

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и др.

Концерн - объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании.

Монополия обладает доминирующим положением на рынке. Этому способствуют:

- концентрация производства и капитала и появлением предпринимательской фирмы со значительным экономическим потенциалом;

- централизация производства и капитала, что приводит к образованию монополистического союза;

- тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры;

- возможность дальнейшей дифференциации продукта, т.е. возможность производить товар с особыми потребительскими свойствами, включая упаковку, расфасовку и торговый знак.

Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителей.

Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для НТП. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса, стремясь оторваться от ближайших конкурентов и обеспечить рост прибыли, овладеть новым рынком сбыта.

В структуре прибыли монополии можно условно выделить:

1. среднюю прибыль;

2. избыточную прибыль (экономическая);

3. монополистическую сверхприбыль.

Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится малоубыточной или малорентабельной, то монополия покидает ее.

Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы.

Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая экономическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в ее пользу перераспределяется определенная часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. «Донорами» могут выступать поставщики сырья, работополучатели, поставщики комплектующих изделий, покупатели продукции. Поэтому монополия затрагивает интересы широкого круга субъектов национальной экономики.

Степень экономической власти монополии можно измерить разными способами. Например, если определить долю сверхприбыли в общей массе присваиваемой прибыли. Используется так ж показатель монопольной власти Абба Лернера (1934г.):

L=(P-MC)/P, т.е. = прибыль/цена

Чем больше коэффициент - тем больше монопольная власть.

Регулирование экономической власти монополии выступает важнейшей задачей в общем регулировании процессов национальной экономики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Несовершенная конкуренция и ее влияние на рыночную структуру.

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... и несовершенная конкуренции…………………………………………….10 2. Взаимодействие рынка и конкуренции………………………..17 2.1. Условия равновесия и максимизации прибыли рынков в рамках монополистической формы конкуренции…………………………………17 2.2. Определение равновесия монополии ...
  2. Модели рынка

    Реферат >> Экономическая теория
    ... рынка в условии совершенной конкуренции. ............................................. 37 3.5 Эффективность функционирования рынка в условии чистой монополии ... Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рынка. ... максимизации прибыли монополией ...
  3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

    Реферат >> Экономическая теория
    ... прибыли 5 2. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции 10 2.1. Краткосрочный период 10 2.2 Долгосрочный период 14 3. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции 18 3.1. Монополия 18 ...
  4. Несовершенная конкуренция (4)

    Закон >> Экономическая теория
    ... несовершенной конкуренции Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой Чистая монополия ...
  5. Максимизация прибыли в условиях монополии (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... . Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции. 2 Подходы к максимизации прибыли в условиях монополии Фирма-монополист ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017070770263672