Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Большой вклад в выяснение сущности жизни сделал Ф. Энгельс, который рассматривал жизнь как особую форму движения материи. "Жизнь есть способ существов...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Все тела имеют определен­ную протяженность - длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той ил...полностью>>
Философия->Реферат
Предметом исследования данной работы является- Никомахова этика Аристотеля , становление и развитие мышления Аристотеля о этике.Целью исследования явл...полностью>>
Философия->Реферат
Творчество – одна из важнейших тем искусства, литературы, философии. Многие мыслители, начиная с философов Античности и заканчивая нашими современника...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.Истоки философии. Её связь с мифологией, религией и наукой.

Слово философия древнегреческого происхождения. Дословно переводится как любовь к мудрости (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, philosophia – любовь к мудрости). Впервые употребил это слово древнегреческий математик и философ Пифагор, живший в VI веке до нашей эры (580-500г.г. до н.э.). Философами он называл людей, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Но истолковал и закрепил в европейской культуре это слово другой античный философ – Платон, живший V-IVв.в. до новой эры (427-347г.г. до н.э.) Под «Софией» - мудростью Платон понимал объективно существующее качество разумно устроенного и гармоничного мира.

Первые зачатки философских знаний появляются в VII-VI в.в. до н.э. в эпоху перехода от форм первобытной, родоплеменной организации жизни людей к цивилизованному классовому обществу, которое характеризуется:

  • общественным разделением труда, важной характеристикой которого является отделение умственного труда от физического, что способствует интенсивному развитию духовной деятельности людей;

  • появлением частной собственности на средства производства;

  • делением общества на классы;

  • появлением государства как силы, стоящей над обществом и выражающей интересы власть имущих.

Эту эпоху германский философ XX столетия Карл Ясперс назвал «осевым временем», поскольку оно знаменовало качественно новый этап в развитии человечества. Возникающие в этот период в духовной культуре стран Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), а также в Древней Греции первые философские идеи и формировали у людей понимание в необходимости упорядочивания социальной жизни на основе тех закономерностей, которые они интуитивно угадывали и чувствовали. Все вышеперечисленные черты общественной жизни складывались объективно и, взаимодействуя друг с другом, они формировали у людей потребность в более глубинным чем прежде понимании окружающего мира. Таким образом, зарождение философии исторически обусловлено:

  • накоплением в практической деятельности людей значительного опыта, что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира, источником которой, как они думали, являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы;

  • открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний (эмпирическое знание), которые можно было проверить и которые, как люди предполагали, были связаны с этими глубинными силами;

  • появлением в классовом обществе социальной потребности в изучении общих принципов бытия и познания, что необходимо было для регулирования всё усложняющейся социальной жизни.

Однако философия возникает в VII-VI в.в. до н.э. не на пустом месте. Ей предшествовали мифология и религия, которые исторически развились раньше, но также как и философия сформировались на основе обобщения и осмысления в специфических формах общественного сознания социального опыта человека о том мире, в котором он жил, воплощая в этих формах его отношение к этому миру. Причем в формировании каждой из этих форм общественного сознания – мифологии, религии, философии – проявлялась своя особенность.

Мифология – (греч. миф – предание, логос – учение) – форма духовной деятельности человека, результатом которой являются мифы. В мифах в художественных образах, как наиболее доступной форме обобщенной работы мысли человека, люди первобытного общества воплощали накопленные ими знания и представления об окружающем их мире. Мифы объединяли зачатки естественно-научных знаний и представлений, нормы морали, эстетических представлений, мировоззренческих установок. Мифы имеются практически у каждого народа и в них заключены их миропонимание и мудрость.

С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологии приходят религия и философия. Причем, эти формы общественного сознания, развиваясь параллельно, идут разными путями в объяснении смысла бытия. Основу религии составляет вера людей в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании. В соответствие с религиозными воззрениями на мир, эти силы создали мир и человека и определили принципы их существования. Стремление понять сущность этих сил и преклонение перед их могуществом приводит людей к вере в Богов (политеизм) и единого Бога-Творца (монотеизм). Все мировые религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) воплощают в понятии Бога-Творца творческое, созидающее начало – первопричину всего сущего. Возникает вопрос: «Почему практически у всех народов понятие Бога, как Творца, складывается в определенных исторических условиях эпохи перехода от первобытных форм общественной жизни к развитым формам классового общества?».

Научное объяснение состоит в следующем. В понятие Бога воплощались в мистифицированной форме те знания, которые накапливались людьми в процессе социальной практики, и которые к этому времени были значительными. Открывая объективные закономерности в природе, в человеческой жизни, во взаимоотношениях между людьми, и не умея их объяснить, люди считали их Божественными законами, проявлением Божественного Разума, сотворившего мир, которому подчиняется как сама природа, так и человек. При этом утверждалась мысль, что поскольку человек, как и природа, сотворен Богом, то он должен строить свою общественную и личную жизнь по его заповедям. Эти заповеди были закреплены в Божественных книгах. У евреев в Талмуде, у христиан в Библии, у мусульман в Коране. В сознании религиозного человека происходит удвоение мира на земной и небесный, причем земной (природа) рассматривается как вторичный, производный от небесного. Такое понимание религии существовало уже в античном мире.

Философия стремится рационально объяснить сущность бытия, опираясь при этом на научные и прежде всего естественно-научные знания. Однако при этом возникает вопрос: «В чем отличие философии от науки? Если наука дает научное объяснение мира, то может быть этим можно и ограничиться?» Суть состоит в следующем. Науки, как естественные, так и социально-гуманитарные занимаются изучением мира как объективно формирующейся реальной данности. Они ставят своей целью выявить те закономерности (как общие, так и частные) по которым существует этот мир. Философия же изучает отношение человека к миру, в котором протекает его жизнь. Поэтому главной задачей для философии является понимание смысла этого мира. Для философии главное не то, как устроен мир (на этот вопрос отвечает наука), а то, почему он так устроен, а не иначе. Поэтому для философа главное его субъективность, т.е. включенность в изучаемый мир, когда он знание о мире и его сущности моделирует, опираясь на эмпирические знания, свои представления о мире и свой жизненный опыт. Но при этом он соотносит свой жизненный опыт с объективным системоорганизующим знанием о мире, которое он интуитивно угадывает. Поэтому философское знание – это особое рефлексивное знание (лат. reflexio-размышляю), благодаря которому формируется отношение человека к миру, его мировоззрение.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сло­жением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравствен­ности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существую­щего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержа­ния и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние.

Проблема взаимосвязи философии с мифологией и религией с одной стороны и наукой с другой стороны, уходит своими корнями в глубину тысячелетий. Она была актуальной уже в античной Греции в эпоху формирования первых философских идей. Но особую значимость приобрела эта проблема в наше время. Об этом очень аргументировано говорит Б.Рассел в своём исследовании «История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Он пишет: «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет, традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется ничейная земля, открытая для атак с обеих сторон. Эта ничейная земля есть философия». Существует целый ряд принципиальных вопросов, на которые нет однозначного ответа, например:

  • Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?

  • Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами?

  • Имеет ли Вселенная какое-либо единство?

  • Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?

  • Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них, благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?

Можно назвать еще целый ряд вопросов, которые не имеют однозначного ответа, однако теология всегда претендовала на то, чтобы дать на эти вопросы совершенно однозначные и определенные ответы. Но в силу своей определенности эти ответы находятся на подозрении у науки. В тоже время все эти вопросы обладают несомненной значимостью для людей, а потому требуют правильных ответов, поскольку именно правильные ответы определяют характер и направленность деятельности людей, смысл их жизни. Поэтому исследовать эти вопросы и дать на них достаточно убедительные ответы должна философия. Философия опирается на научные знания, но использует их лишь в качестве фундамента для формирования методологии познавательной и творчески-созидательной деятельности людей.

2.Объект и предмет исследования философии. Круг ее проблем и основные разделы.

Объектом исследования философии является та духовная реальность, которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром. Эта реальность исключительно сложна и многообразна. Она включает: жизненный опыт человека (жизненная мудрость), а также разнообразные знания как естественно-научные (знания о природе и человеке, как части природы), так и социально-гуманитарные, в которых обобщается знание о человеке как о социальном существе, способном формировать знания об окружающем его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими представлении о должном, правильном и справедливом мире. Предмет исследования философии уже. Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание, которое отражает закономерности природного и социального мира, обеспечивающие определенную упорядоченность мироздания. Разные философы определяли предмет философии по-разному.

Обобщив точки зрения разных философов, получим:

  • Предметом философии является то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом).

  • Цель философии: на основе понимания этого общего знания сформировать правильное решения стоящих перед человеком задач, а также понимание своей собственной судьбы с тем, чтобы воплотить их жизнь.

Какой круг проблем охватывает философия? И какие основные разделы философского знания можно выделить? Их несколько:

  1. Что есть мир, то есть каковы его основы – предельно общие принципы существования бытия и его развития. Эти вопросы исследует онтология (метафизика). Онтология (лат. ontos – сущее) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

  2. Как, каким способом можно познать мир? Этот раздел философии называется гносеология (эпистемология – раздел гносеологии; лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) – теория познания. Гносеология – изучает проблемы познавательной деятельности, исследуя сущность познания, его природу, отношение знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности, а также возможности рассматривать познавательный результат как объективное знание, отражающее истинное положение вещей.

  3. Что есть Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, который стремился познать высшую Истину, определяющую ценность и значимость для человека окружающего его мира. Исследование этой проблемы определило формирование аксиологии. Аксиология (лат. axios – ценность) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

  4. Что представляет собой деятельность человека? Исследование этой проблемы определило формирование праксиологии. Праксиология (лат. praxis – опыт) исследует практическую деятельность людей, которая является условием и средством взаимосвязи человека с окружающим его миром.

  5. Что есть человек? Исследование этой проблемы определило формирование философской антропологии. Философская антропология (лат. antropos – человек) – учение о человеке, его происхождении, социальной сущности, его взаимоотношении с природой и обществом.

  6. Что такое общество? Исследование этой проблемы определило формирование социальной философии. Социальная философия (лат. socialis – общественный) – учение о происхождении общества, его структуре, закономерностях и механизмах, формирования и развития.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

    Шпаргалка >> Философия
    Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — ... вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная ...
  2. В. Нюхтилин Шпаргалки по философии

    Шпаргалка >> Философия
    3 ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ В. Нюхтилин Предисловие От этой ... Кроме того, в шпаргалки включены те билеты, темы которых относят к философии по инерции учебных ... Так сказать, «в помощь изучающим философию». Шпаргалки сделаны по-другому. В них учебный материал ...
  3. Шпаргалка по Философии (12)

    Шпаргалка >> Философия
    на экзаменационные вопросы по ФИЛОСОФИИ по книге А.В. Барковской и Е.В. Хомич«Философия. Ответы на ... развития (традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное). Философия по Конту может быть сохранена только ...
  4. Шпаргалка по Философии (10)

    Шпаргалка >> Философия
    ... и должны учитываться как в исследованиях по философии, так и при ее изучении. ... -ненаука") иногда грубо проводится по основным функциям философии - методологической и мировоззренческой, ... . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, ...
  5. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016281604766846