Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
1. Соціологія як наука про суспільство. Соціологія – наука, що вивчає суспільство. Деякі науковці вважають, що поняття суспільства формується зі здатн...полностью>>
Социология->Реферат
Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857). · Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать ...полностью>>
Социология->Реферат
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин...полностью>>
Социология->Курсовая работа
В современном мире очень важно исследовать структуру общества. Эта информация может быть полезна для власть придержащих, дабы правильно и в соответсви...полностью>>

Главная > Монография >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Специалисты отмечают: беспризорный или уличный ребенок - это не обычный здоровый ребенок, растущий в спокойных условиях семьи или благоустроенного детского учреждения. Основные пси­хофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях уличной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ре­бенка в жестокую борьбу, происходящую в атмосфере улицы, без целенаправленной воспитывающей помощи взрослых и детской сре­ды. У этих детей и подростков очень развит инстинкт самосохране­ния, чего обычно не наблюдается у других представителей соответ­ствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, кото­рая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: нар­котикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни проявляются ранее обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность. Условия уличной среды рано ставят ребен­ка в положение реальной жизненной ответственности. Это ведет и к формированию таких социально-биологических свойств, как хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия, жиз­ненная гибкость, смелость, солидарность в групповых действиях.

В настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения бес­призорности в России. К социально-экономическим причинам отно­сят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и де­формирующие первичный быт людей (экономический кризис, без­работица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами), Социально-психологические причины (они часто выступают как следствие социально-экономических факторов) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов и числа семей, где есть только один родитель (опекун), ухудшением морального климата в отношениях между родителями, что сказывается на грубом обращении с детьми, физическими наказаниями, сексуальными домогательствами со сто­роны взрослых.

Психологические причины увязывают с увеличением числа де­тей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асо­циального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетиче­ским предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 процентов.

В реальной жизни все указанные причины и факторы тесно свя­заны между собой и влияют друг на друга.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине пло­хого обращения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрас­те от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый рос­сийский ребенок - детдомовец. Следует заметить: ни одна офици­альная служба не располагает точными данными о количестве бес­призорных в России. Специалисты считают, что в каждом крупном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и под­ростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 при­ютов от 10 до 50 койко-мест каждый.

При наличии ряда условий, создающих благоприятную почву для распространения данного явления (неизменного сохранения по­литики правительства, обострения экономического кризиса, расши­рения масштабов безработицы, поддержания военных конфликтов, окончательного не разрешения национальных проблем, провоци­рующих увеличение потока беженцев и активизацию миграционных процессов), масштабы беспризорности могут достигнуть уровня 1922-1926 годов (6-8 млн беспризорных детей).

Названные явления и процессы определяют пессимистический прогноз в отношении роста преступности среди подростков и моло­дежи на первое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.

Неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья де­тей и подростков) и специфика объективных условий, когда нега­тивные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную по­пуляцию и «выбирая» наименее адаптированных, приспособленных к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не позволяют в перспективе исключать проявлений выраженной соци­альной патологии посредством асоциального и антисоциального по­ведения молодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструктивных процессов в экономике, политике, сни­жение уровня жизни, деформации в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т.д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения медицин­ских норм питания позволяют прогнозировать дальнейший рост мо­лодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.

Интегральная оценка молодого поколения. Комплексный анализ современного состояния и тенденций развития подрастающего по­коления позволяет заключить: инновационный общественный по­тенциал остается невысоким. Качество будущего экономически ак­тивного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в рос­сийском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) значительно превысили защитные механизмы подрастающе­го поколения. Не решаемые сегодня молодежные проблемы уже зав­тра потребуют больших капиталовложений для решения (ликвида­ции, нейтрализации) проблемных ситуаций. Даже если в результате принятия превентивных мер удастся избежать социальных катак­лизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодо­го поколения.

Многие процессы носят необратимый характер и во многом оп­ределят качество человеческого потенциала, генофонда и экономи­ческое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социаль­ных катаклизмов, развития человечества, к гармоничному функцио­нированию триады «природа, население, хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы общественного воспроиз­водства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания и главное — населения, качества человеческого потенциала. Успеш­ное решение социально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной по­пуляции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудо­способности и гражданской зрелости).

Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, пред­ставленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функ­циональным», другие - «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доми­нировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие за­медляется. В условиях выхода страны на путь стабильного разви­тия именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для каче­ственного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому об­ществу.

В этой связи большое значение приобретает четкое определение государственной политики по отношению к молодежи. Перед госу­дарством стоит задача по изучению демографических, социальных проблем молодежи, созданию оптимальных условий для развития молодых граждан и расширения возможностей их самореализации.

В последнее время в отношении молодежи прослеживаются две социально-демографические тенденции: сокращение абсолютной численности и относительное увеличение ее доли в общей структуре населения России. Эти тенденции определяют не только демографи­ческие, но и социальные, экономические и политические последст­вия для российского общества.

Особое значение имеют социально-экономические последствия. Доля молодых людей в трудоспособном населении страны составля­ет приблизительно 35%, а к 2005 году прогнозируется ее увеличение в среднем на 37% по стране (в российских регионах ее численность будет колебаться от 30 до 50%). Молодежь составит почти половину трудовых ресурсов в Северо-Кавказском регионе, в республиках Ту­ва, Алтай, Калмыкия и некоторых субъектах Федерации.

Данная тенденция позволяет утверждать: именно от молодежи зависят качественные и количественные показатели экономического состояния страны. Молодежь становится основным носителем эко­номического потенциала России. Уровень ее образования, профес­сиональной квалификации, ценностной ориентации, формы эконо­мического поведения начинают оказывать существенное влияние на перспективы социально-экономического развития Российской Феде­рации.

Вместе с тем отсутствие долгосрочной государственной страте­гии в отношении молодого поколения может привести к нивелиро­ванию данного процесса и способствовать в конечном счете возник­новению серьезных демографических и социальных негативных по­следствий. Очевидно, что влияние молодежи как субъекта экономи­ческой жизни будет увеличиваться прямо пропорционально ее доле в составе трудовых ресурсов.

Представляется, что государственная молодежная политика не должна ограничиваться только лишь одной возрастной группой, определяемой как молодежь. Возрастные границы социальной градации условны и относительны. Более правильно распростра­нять ее на все подрастающее поколение - молодежь, подростков и детей. В этом случае правомерно говорить о государственной ювенальной политике. Данное определение более полно отражает возрастную и социальную специфику молодежи как объекта госу­дарственной политики и помогает точнее определить стратегические перспективы ее развития на период до 2012 г. и более отда­ленную перспективу.

При реализации молодежной политики необходимо учитывать, что молодое поколение - это не только объект проводимой в ее от­ношении политики, но и ее субъект. Молодые граждане участвуют в формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации путем участия в организации и проведении общественно значимых инициатив, посредством обращений в федеральные орга­ны государственной власти, органы государственной власти субъек­тов Федерации, а также органы местного самоуправления, взаимо­действия молодежных, детских общественных объединений с ука­занными органами и других формах. Это определяет непосредствен­ное содержание работы федеральных органов власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, а также орга­нов местного самоуправления при проведении государственной мо­лодежной политики.

Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а следовательно, молодежной политики находятся в совме­стном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Реализацией государственной молодежной политики в той или иной степени за­нимаются практически все федеральные органы государственной власти.

Главным механизмом участия в решении проблем молодежи яв­ляется осуществление социальных программ, по которым они вы­ступают генеральными заказчиками, и включение в различные соци­альные программы, подпрограммы блоков по работе с молодежью. В связи с этим появляется необходимость выработки оптимальных ме­ханизмов взаимодействия между всеми ветвями власти в области государственной молодежной политики, разработки нормативно-правовой базы, ликвидации избыточных функций федеральных ор­ганов исполнительной власти, установление границ ответственности и компетенции каждого субъекта государственной молодежной по­литики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экстремизм в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Опыт развития событий в современной России и ряде республик бывшего ... подростковых групп, М., 2000. 2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973 3. Дюркгейм Э. Метод социологии. ... В. Левее истины М.,1970. 9. Молодёжь большого города. Материалы студенческой конференции ...
  2. Субкультуры современной России (1)

    Реферат >> Социология
    ... взрослости как основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому ... сект, асоциальных группировок. Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших ...
  3. Субкультуры современной России (2)

    Реферат >> Социология
    ... основные новообразования молодёжи Характерные черты молодёжи – стремление ... Субкультуры современной России Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном ... М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., ...
  4. Состояние семейной политики в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... Состояние семейной политики в современной России Тула 2010 Введение Тема ... Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: учеб. пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, ... «Инфра», 2004. Положение тульской молодёжи: состояние, тенденции, перспективы ( ...
  5. Социализация молодежи в современной России

    Курсовая работа >> Социология
    ... . Тема курсовой работы: «Социализации молодежи в современной России». Целью работы является рассмотрение процесса ... и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002025842666626